Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

июнь
10
2010

«аспекты» проведения проверок налоговыми инспекторами, которые настолько активизировали проверочную работу, что, не выходя из рабочего кабинета (за сутки), проводят документальные невыездные проверки и осуществляют «дистанционный» контроль за соблюдением плательщиком единого налога учета доходов и расходов, а также порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) по месту расположения такого плательщика.

Актуальность данной статьи состоит в том, что в ней приведены некоторые «аспекты» проведения проверок налоговыми инспекторами, которые настолько активизировали проверочную работу, что, не выходя из рабочего кабинета (за сутки), проводят документальные невыездные проверки и осуществляют «дистанционный» контроль за соблюдением плательщиком единого налога учета доходов и расходов, а также порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) по месту расположения такого плательщика.

Как показывает практика проведения органами государственной налоговой службы налоговых проверок в г. Киеве, с начала 2010 года и до настоящего времени активно проверяются плательщики единого налога, предоставляющие какие-либо услуги, в основном единолично инспекторами подразделения контрольно-проверочной работы управления налогообложения физических лиц. По результатам таких проверок составляется акт документальной невыездной проверки, где указываются следующие нарушения со стороны плательщиков единого налога:

— неведение (ненадлежащее ведение) книги учета доходов и расходов (статья 1 постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка ведения книги учета доходов и расходов» № 1269 от 26 сентября 2001 года);

— отсутствие зарегистрированного регистратора расчетных операций (РРО), (пункт 1 статьи 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» № 265/95-ВР от 6 июля 1995 года (Закон о РРО));

— нарушения требований Закона о РРО, непроведение через РРО наличных денежных средств, полученных в результате предоставления услуг (пункт 1 статьи 17 Закона о РРО).

На основании такого «скоропостижного» акта документальной невыездной проверки руководителем налогового органа принимается решение о применении к такому нарушителю штрафных (финансовых) санкций по пункту 1 статьи 17 Закона о РРО, в пятикратном размере от стоимости предоставленных услуг, не проведенных через РРО.

На мой взгляд, даже в случае выявления инспектором подразделения конт­рольно-проверочной работы управления налогообложения физических лиц всех вышеперечисленных нарушений плательщиком единого налога (с учетом требований пункта 6 статьи 9 Закона о РРО) они могут быть квалифицированы как нарушения неведения или ненадлежащего ведения учета доходов и расходов, за которые предусмотрено предупреждение плательщика или штраф в размере от 51 до 136 грн (статья 1641 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 года).

Таким образом, применение штрафных санкций согласно требованиям Закона о РРО в отношении плательщиков единого налога является неправомерным (с юридической точки зрения) и неуместным в условиях международного кризиса (с экономической точки зрения).

Необходимо также отметить тот факт, что организация, проведение и оформление налоговиками в столь короткое время акта документальной невыездной проверки плательщика единого налога по вопросам налогового, валютного и другого законодательства, а также проведение «дистанционного» контроля за порядком применения РРО (подобные нарушения можно было бы выявить исключительно в ходе проведения совместной или выездной проверки), является несколько неожиданным проявлением оперативности и служебного рвения со стороны должностных лиц органов государственной налоговой службы Украины (органы ГНС).

В связи с этим возникает вопрос: правомерно ли единоличное проведение, например, инспектором подразделения контрольно-проверочной работы управления налогообложения физических лиц документальной невыездной проверки плательщика единого налога, по результатам которой были выявлены нарушения ведения (неведения) книги учета доходов и расходов, а также порядка проведения наличных расчетов без применения РРО?

В соответствии с ­требованиями пункта 1 статьи 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине» от 4 декабря 1990 года органы ГНС в случаях, в пределах компетенции и в порядке, установленных законами Украины, имеют право:

а) осуществлять документальные невыездные проверки на основании предоставленных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей), независимо от способа их подачи;

б) контролировать соблюдение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) в установленном законом порядке.

Согласно требованиям статьи 15 Зако­на о РРО, контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельнос­ти порядка проведения расчетов за товары (услуги), других требований данного Закона осуществляют органы ГНС путем проведения плановых или внеплановых проверок в соответствии с законодательством Украины.

На данный момент приказом Госу­дарственной налоговой администрации Украины № 355 от 27 мая 2008 года (Методические рекомендации) установлен единый подход к проведению органами ГНС плановых и внеплановых выездных проверок налогоплательщиков — физических лиц относительно соблюдения ими требований налогового, валютного и другого законодательства; организации и проведению невыездных документальных проверок налогоплательщиков по вопросам соблюдения порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), кассовых операций, наличия свидетельств о государственной регистрации, патентов и лицензий, а также реализации материалов этих проверок.

В соответствии с требованиями подпункта 2.4 пункта 2 вышеуказанных Мето­дических рекомендаций невыездная документальная проверка проводится в помещении органа ГНС на основании предоставленных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей), документов, предоставленных налогоплательщиком или полученных от контролирующих, правоохранительных и других органов государственной власти, а также других сведений, полученных в установленном законодательством порядке. Невыездная документальная проверка может быть проведена и на основании ранее проведенной органами ГНС выездной проверки соблюдения налогоплательщиком требований Закона о РРО.

Одновременно с этим в пункте 3 Методических рекомендаций закреплен порядок взаимодействия между подразделениями органов ГНС при организации и проведении проверок соблюдения налогоплательщиками расчетных операций в наличной (и/или безналичной форме).

При этом, согласно подпунктам 3.2 и 3.6 пункта 3 данных Методических рекомендаций, выездные проверки относительно контроля за осуществлением налогоплательщиками расчетных операций проводятся группой в составе не менее двух должностных лиц органов ГНС при наличии у них служебных удостоверений и направления на проверку.

Подпунктами 3.4 и 3.6 пункта 3 Методических рекомендаций предусмот­рено, что по решению руководителя органа ГНС должностными лицами подразделений контроля за расчетными операциями могут проводиться проверки совместно с должностными лицами (инспекторами) других подразделений органов ГНС. При этом должностные лица осуществляют контроль в пределах компетенции подразделения, в котором работают.

В этом случае совместная проверка может проводиться группой (не менее двух должностных лиц органа ГНС), в состав которой входит один инспектор подразделения контроля за расчетными операциями и один (или большее количество должностных лиц) инспектор другого подразделения органа ГНС (например, контрольно-проверочной работы управления налогообложения физических лиц).

В соответствии с требованиями подпунктов 3.8 и 3.9 пункта 3 Методических рекомендаций при проведении выездных плановых и внеплановых проверок налогоплательщиков, осуществляющих наличные расчеты с использованием РРО, по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства к плану таких проверок включаются и вопросы соблюдения налогоплательщиками требований Закона о РРО, для проверки которых привлекаются исключительно налоговые инспекторы подразделений контроля за расчетными операциями.

Подводя итог вышеизложенного, необходимо отметить, что установленный в Методических рекомендациях порядок взаимодействия между подразделениями органов ГНС при организации и проведении проверок налогоплательщиков преду­сматривает участие в таких проверках компетентных инспекторов тех подразделений органов ГНС, к компетенции которых относится проведение соответствующих проверок.

Таким образом, у инспектора подразделения контрольно-проверочной работы управления налогообложения физических лиц, в компетенцию которого не входит контроль за соблюдением налогоплательщиком порядка проведения наличных расчетов за предоставленные услуги, не было достаточных оснований единолично проводить невыездную документальную проверку (контроль) соблюдения плательщиком единого налога требований Закона о РРО.

 
МАЛИНОВСКИЙ Руслан — юрист,

Адвокатское объединение «Волков Козьяков и Партнеры», г. Киев

 

Полезная информация