Библиотека - полезная информацияавг 31 2010 Департамент Минюста, ответственный за нотариат, не только изменил название, но и получил дополнительные полномочия
День нотариата, который отмечается на этой неделе, — только один из поводов встретиться с новым директором Департамента нотариата, финансового мониторинга юридических услуг и регистрации адвокатских объединений Екатериной Чижмарь. О новых полномочиях Департамента как субъекта государственного финансового мониторинга и разработанной нормативной базе, о направлении реформы нотариата и беспрерывном повышении квалификации нотариусов рассказала г-жа Чижмарь. — Екатерина Ивановна, каковы последние изменения в Департаменте? — Во-первых, в структуре Министерства юстиции создан Департамент нотариата, финансового мониторинга юридических услуг и регистрации адвокатских объединений. Раньше был Департамент нотариата и регистрации адвокатских объединений. На сегодня в связи с тем, что вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» (Закон), Министерство юстиции определено в качестве субъекта государственного финансового мониторинга, в частности, к полномочиям Департамента отнесены вопросы финансового мониторинга. А именно: — надзор в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма деятельности соответствующих субъектов первичного финмониторинга — нотариусов, адвокатов, лиц, предоставляющих юридические услуги, путем проведения плановых и внеплановых проверок, в том числе и выездных; — меры по регулированию и надзору с учетом политики, процедур и систем контроля, оценки рисков в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма с целью определения соответствия мероприятий, осуществляемых субъектами первичного финмониторинга, и уменьшения рисков во время их деятельности в этой сфере; — проверка организации профессиональной подготовки работников и руководителей подразделений субъектов первичного финансового мониторинга, ответственных за проведение финмониторнга; — информирование специально уполномоченного органа с целью исполнения возложенных на него задач при выявлении нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма субъектами первичного финмониторинга и меры, принятые для их устранения. — Каким образом будут скоординированы действия Министерства юстиции и Государственного комитета финансового мониторинга? — Порядок обмена информацией выписан в соответствующих нормативно-правовых актах. Так, Министерство юстиции Украины совместно с Государственным комитетом финансового мониторинга Украины издали совместный приказ «Об утверждении порядка предоставления Государственным комитетом финансового мониторинга Украины Министерству юстиции информации для повышения эффективности осуществления надзора». В соответствии с приказом Минюст будет получать от Госфинмониторинга данные относительно финансовых операций нотариусов и адвокатов, которые подлежат финансовому мониторингу, статистические данные относительно ошибок, допущенных при предоставлении информации о финансовых операциях, выявленных фактах нарушений. — Какие еще проекты разработаны Департаментом во исполнение требований Закона? — Сейчас разработаны и проходят соответствующие процедуры государственной регистрации проекты таких нормативно-правовых актов: приказ Министерства юстиции Украины «Об утверждении Положения о применении предупредительных мер относительно стран, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма»; приказ Министерства юстиции Украины «Об утверждении Инструкции по оформлению материалов об административных правонарушениях относительно граждан-субъектов предпринимательской деятельности и должностных лиц субъектов хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги»; приказ Министерства юстиции Украины «Об утверждении Порядка рассмотрения дел о нарушении требований законодательства, регулирующего деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и применения санкций»; приказ Министерства юстиции Украины «Об утверждении Порядка проведения проверок Министерством юстиции Украины субъектов первичного финансового мониторинга»; приказ Министерства юстиции Украины «Об утверждении Положения об осуществлении финансового мониторинга субъектами первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Министерство юстиции Украины»; приказ Министерства юстиции Украины «Об утверждении Критериев риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма для субъектов первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Министерство юстиции Украины»; приказ Министерства юстиции Украины «Об утверждении Положения об обучении работников, ответственных за проведение внутреннего финансового мониторинга субъектов первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Министерство юстиции Украины». — И какие последствия могут быть для нарушителей?
— Лица, нарушающие законодательство, в зависимости от тяжести и количества нарушений, могут быть привлечены к ответственности согласно законодательству. Если говорить о профессиональной ответственности нотариуса, то это может быть прекращение деятельности нотариуса или аннулирование свидетельства. — Будет ли оказываться методическая помощь нотариусам в связи с нормами о финмониторинге, возможно, организация семинаров? — Безусловно, запланировано проведение семинарских занятий, причем и для работников главных управлений юстиции, к полномочиям которых будет отнесено осуществление проверок, и для нотариусов. Что касается методических рекомендаций вообще, то ситуация выглядит таким образом. На сегодня к сфере госрегулирования согласно Закону Украины «О нотариате» относится порядок осуществления нотариальных действий. У нас есть Инструкция о порядке осуществления нотариальных действий. Есть такая мысль, что, наверное, стоит усовершенствовать эту Инструкцию. Мнение Департамента и мое личное таково. В статье 21 Закона Украины «О нотариате» именно порядок осуществления нотариальных действий относится к государственной сфере регулирования, а статья 39 этого же Закона говорит, что порядок осуществления нотариальных действий нотариусами и должностными лицами органов местного самоуправления устанавливается этим Законом и иными актами законодательства, порядок осуществления нотариальных действий консульскими учреждениями устанавливается этим Законом, Консульским уставом Украины и иными актами законодательства Украины. У нас Законом Украины «О нотариате» не определен порядок осуществления нотариальных действий, указано лишь, какие действия осуществляются. Поэтому мы считаем целесообразным (кстати, изучили мнения главных управлений юстиции и Украинской нотариальной палаты по этому вопросу), что надо наработать и подать в качестве проекта вместо Инструкции Порядок осуществления нотариальных действий нотариусами Украины, в который войдут и Инструкция о порядке учета депозитных операций в государственных нотариальных конторах и у частных нотариусов, и Инструкция о порядке осуществления нотариальных действий. Но этот Порядок должен быть качественно новым. По нашему мнению, его содержание должно отличаться от Инструкции. Инструкция отвечала не только на вопрос «Что делать?», но и «Как делать?». В некотором смысле мы ограничивали нотариусов в процессуальном статусе. Мы бы хотели, чтобы в Порядке были виды нотариальных действий и алгоритм действий нотариуса при их осуществлении. Порядок должен предусматривать, что делать, а уже как делать — каждый нотариус как юрист должен это знать. Мы планируем внести соответствующие предложения на рассмотрение руководства Министерства юстиции. — Еще планируются какие-либо изменения?
— Есть определенные вопросы к правилам ведения делопроизводства и порядку ведения и заполнения реестров для регистрации нотариальных действий. Например, по правилам ведения делопроизводства много проблем возникало у нотариусов относительно внесения изменений и дополнений, дописок и исправлений к документу, оформленному у нотариуса. На сегодня мнение Департамента таково: поскольку нотариусы являются представителями государственной публичной власти, и их документы имеют чрезвычайно большую ценность — это не только лицо нотариуса или Министерства юстиции, это лицо государства. Мы бы хотели отойти от такой практики — регулировать, как вносить дописки и исправления. Документ должен быть составлен безупречно, грамотно, аккуратно и правильно. Если есть ошибки, тогда нотариус предлагает составить другой документ или составить изменения и дополнения к документу в соответствии с требованиями действующего законодательства на основании заявления заинтересованного лица. Нотариус будет иметь возможность исправить свою описку, но если эта описка сделана им в удостоверительной надписи или на документе, который не требует подписи лица. И это при условии, что будет подано заявление заинтересованного лица. Думаю, наши идеи найдут поддержку среди нотариусов. Тем более, если мы говорим о нотариате как институте и о нотариусах как представителях государственной публичной власти, следует четко понимать, что должна быть ответственность, и документы, выходящие из-под пера нотариуса, должны быть юридически, стилистически и тем более грамматически правильными. — Как обстоят дела с оформлением наследства у частных нотариусов? — Сейчас есть данные по Украине за первое полугодие 2010 года, что у частных нотариусов заведено около 0,5 % наследственных дел от общего числа нотариальных действий, совершенных частными нотариусами. Что касается государственных нотариусов, то ими заведено 31 % наследственных дел относительно всех совершенных ими нотариальных действий. Идет закономерный процесс адаптации, население привыкает к изменениям, а нотариусы постепенно получают практический опыт. Так как прошел небольшой срок с момента вступления в силу изменений в статью 34 Закона Украины «О нотариате», еще сложно говорить, привела ли «унификация» к увеличению судебных дел, жалоб на нотариусов или нет. Хочется отметить, что до недавнего момента частные нотариусы не имели права осуществлять нотариальные действия, связанные с наследством. В прошлом году приказом Министерства юстиции было организовано повышение квалификации по наследственному праву для определенной категории нотариусов. Однако мы считаем, что одного пятидневного обучения в рамках повышения квалификации недостаточно. Кроме того, статья 5 Закона Украины «О нотариате» предусматривает обязанность нотариуса постоянно повышать свой профессиональный уровень, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 291 этого Закона, проходить повышение квалификации. Этим же Законом предусмотрено, что по результатам проверки может быть принято решение о необходимости повышения квалификации нотариуса. Возникает вопрос: как и где? Сейчас Департаментом осуществляется наработка ряда программ системного повышения квалификации, которые будут рассчитаны, к примеру, на нотариусов с опытом работы до 5 лет, другие — для нотариусов с большим опытом работы, также будут действовать «тематические» программы, например, по наследственному праву и т.д. — 2 сентября впервые официально будет отмечаться День нотариата, планируется ли к профессиональному празднику что-то особенное? — Департамент нотариата, финансового мониторинга юридических услуг и регистрации адвокатских объединений подготовил предложения относительно награждения нотариусов, много лет работающих в нотариате, имеющих определенные заслуги перед нотариатом и государством. Кроме этого, Министерством юстиции Украины подготовлен тематический выпуск журнала «Бюллетень Министерства юстиции Украины», приуроченный ко Дню нотариата. Мы сегодня искренне радуемся за тех людей, которые представляют эту профессию — государство признало важность работы нотариуса. Хотелось бы поздравить весь украинский нотариат и пожелать, в первую очередь, стабильности, постепенных, логичных, обоснованных и обдуманных реформ, успехов, здоровья и процветания. Ведь чем лучше работает нотариат, тем меньше работы судам. Очень хочется пожелать нотариусам обеспечить осуществление нотариальных действий по стандартам, существующим в европейских государствах. (Беседовала Марина БАХОЛДИНА, «Юридическая практика»)
|
Полезная информация |