Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

ноя
03
2010

Раздел имущества супругов

В статье предлагаю рассмотреть вопросы раздела имущества супругов в судебном порядке, в случае когда предметом разбирательства являются такие объекты, как акции и земля. Связано это с особенностями правового регулирования акций как объекта гражданских прав, а также законодательными изменениями, которыми планируется уточнить правовой статус земельных участков как объектов права общей совместной собственности супругов.

Чьи акции?

На первый взгляд, в отношении определения статуса ­акций как общего совместного имущества супругов никаких вопросов не возникает. Особенно учитывая тот факт, что согласно ­пункту 23 постановления Пленума Верховного Совета Украины «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о праве на брак, расторжении брака, признании его недействительным и разделе общего имущества супругов» № 11 от 21 декабря 2007 года (постановление ПВСУ № 11 от 21 декабря 2007 года) акции и другие ценные бумаги непосредственно указываются в перечне имущества, которое может быть общей совместной собственностью супругов. Более того, пунктом 27 указанного постановления ПВСУ прямо предусмотрено, что акции могут быть объектом общей совместной собственности и предметом раздела между супругами, в случае их приобретения за совместные деньги. Но такая позиция, на мой взгляд, является спорной, и вот почему.

Согласно статье 6 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» от 23 февраля 2006 года, акция — именная ценная бумага, которая удостоверяет имущественные права ее владельца (акционера), касающиеся акционерного общества (АО), включая право на получение части прибыли АО в виде дивидендов и право на получение части имущества АО в случае его ликвидации, право на управление АО, а также неимущественные права, предусмотренные Гражданским кодексом Украины (ГК) и законом, регулирующим вопросы создания, деятельности и прекращения АО, а также законодательством об институтах общего инвестирования.

Согласно части 1 статьи 3 Закона Укра­ины «Об акционерных обществах» от 17 сентября 2008 года, акционерное общество — хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций одинаковой номинальной стоимости, корпоративные права по которым удостоверяются акциями. Таким образом, акция является ценной бумагой, удостоверяющей права ее собственника (акционера). Причем к таким правам относятся как имущественные, так и неимущественные, вместе именуемые корпоративными правами.

Корпоративными правами в соответствии с частью 1 статьи 167 Хозяй­ственного кодекса Украины являются права лица, доля которого определяется в уставном фонде (имуществе) хозяйственной организации, включающие правомочия на участие этого лица в управлении хозяйственной организацией, получение определенной части прибыли (дивидендов) данной организации и активов в случае ликвидации последней в соответствии с законом, а также другие правомочия, предусмотренные законом и уставными документами.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что доля в уставном капитале АО, удостоверенная акциями, представляет собой комплекс корпоративных прав, определяющих статус лица как участника общества.

Причем указанные права не могут выступать самостоятельными, отдельными от доли в уставном капитале объектами гражданских прав. Данный вывод, в частности, подтверждается статьей 100 ГК, согласно которой право участия в обществе является личным неимущественным правом и не может отдельно передаваться другому лицу. Согласно главе 20 Книги 2 ГК, особенностями личных неимущественных прав, в том числе и права участия в обществе, является то, что такие права тесно связаны с физическим лицом, которое владеет ими пожизненно и осуществляет самостоятельно. Содержание личного неимущественного права состоит в возможности физического лица свободно, по личному усмотрению определять свое поведение в сфере своей частной жизни (статья 271 ГК). То есть право участия в обществе, реализуемое путем управления АО, как личное неимущественное право тесно связано с физическим лицом-акционером и может осуществляться исключительно таким акционером.

Действующее законодательство не преду­сматривает случаев многосубъектности относительно личных неимущественных прав. Субъектом такого права может быть только одно лицо. Соответственно и доля в уставном капитале АО, включающая в себя как одну из составляющих корпоративных прав — право участия в управлении обществом, являющееся личным неимущественным правом, также не может находиться в собственности нескольких лиц и принадлежит исключительно акционеру.

Таким образом, акция, будучи ценной бумагой, которой удостоверяется доля в уставном капитале АО как закрепленный комплекс корпоративных прав, неразрывно связанных с физическим лицом-акцио­нером, что объясняется комплексностью таких прав, то есть неотделимостью их составляющих частей — имущественных и личных неимущественных прав, очевидно, принадлежит исключительно одному лицу — акционеру и не может находиться в совместной собственности нескольких лиц. То есть на акции не распространяется режим общей совместной собствен­ности супругов.

Дополнительным аргументом изложенной правовой позиции, в случае если речь идет об акциях частных (ранее — закрытых) акционерных обществ, является тот факт, что в учредительных документах, в частности, в уставе общества, закреплен перечень лиц-акционеров (статья 4 Закона Украины «О хозяйственных обществах»). Поскольку правом управления обществом владеют лишь его акционеры, осуществляющие это право через общее собрание акционеров (статья 25, часть 1 статьи 34 Закона Украины «Об акционерных обществах», статья 41 Закона Украины «О хозяйственных обществах», часть 1 статьи 159 ГК), лица, не закрепленные в уставе частного акционерного общества, таковыми не являются и не имеют права претендовать на корпоративные права такого общества в виде его акций.

Что говорит Суд

Несмотря на то что в соответствии с пунк­тами 23, 27 постановления ПВСУ № 11 от 21 декабря 2007 года акции могут быть объектом права общей совместной собственности супругов, судебная практика при разрешении соответствующей категории споров придерживается иной правовой позиции, согласно которой разделу между супругами подлежат не сами акции, а лишь их стоимость.

В частности, в определениях Верхов­ного Суда Украины от 6 декабря 2006 года и от 25 декабря 2008 года, предметом рассмотрения которых было признание недействительными договоров купли-продажи акций на основании отсутствия согласия одного из супругов на заключение такого договора, Суд указал следующее: «Поскольку акционер приобретает полный комплекс корпоративных прав и обязанностей, то его права являются неразделимыми. Они в полном объеме принадлежат только тому супругу, который является акционером, и в случае раздела имущества супругов стоимость акций должна быть включена в стоимость имущества супругов, которое подлежит разделу».

То есть супруг, не являющийся акционером, может претендовать лишь на часть денег, полученных от реализации акций, но не на сами акции.

Кроме того, в пункте 27 упомянутого постановления ПВСУ № 11 от 21 декабря 2007 года говорится о том, что при разрешении вопроса о разделе имущества супругов в виде акций, долей (паев) в фондах корпоративных хозяйственных организаций судам следует исходить из того, что данный вопрос решается в зависимости от вида юридического лица, организационно-правовой формы его деятельности, характера правоотношений супругов с этим субъектом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что судом лишь утверждается возможность отнесения акций к общей совместной собственности супругов, а не констатируется это как общепризнанный факт.

Немного о земле

Следует отметить, что на землю распространяется режим общей совместной собственности, что прямо установлено как в статье 89 Земельного кодекса Украины (ЗК), так и в пункте 23 постановления ПВСУ № 11 от 21 декабря 2007 года. В рассматриваемом аспекте интерес представляет лишь способ приобретения такого земельного участка. И если относительно купли-продажи не возникает никаких сомнений, то вопрос об определении правового статуса земельных участков, полученных одним из супругов, находящихся в браке, на основании бесплатной передачи земель из государственной и коммунальной собственности или приватизации, является спорным.

Исходя из норм земельного законодательства (статей 116, 121 и других ЗК), четко прослеживается личностный характер права на приватизацию ­земли, что и определяет правовой статус объектов, полученных вследствие реализации такого права. Особенностями института ­приватизации, в узком его понимании, является то, что он определяет бесплатное, единоразовое отчуждение земельных ­участков ­государственной или коммунальной собственности в пользу граждан. Причем такое отчуждение осуществляется конкретному физическому лицу. То есть земля в таком случае приобретается не за общие деньги супругов, а путем реализации права на приватизацию каждым из супругов как гражданином. Поскольку право на приватизацию является личным правом отдельного гражданина и реализуется им самостоятельно, соответственно и земля, полученная в результате реализации такого права, является личной частной собственностью такого гражданина, в данном случае — супруга, воспользовавшегося своим правом. Иными словами, на земельные участки, полученные путем приватизации (бесплатно от государства) не может распространяться режим общей совместной собственности, даже в том случае, если они были получены в браке.

В данном случае, по моему мнению, можно говорить о так называемом «дарении» земли от государства, а институт дарения имеет сугубо личностный характер. Другими словами, целью дарения является передача права собственности на определенное имущество определенному лицу, в результате которой такое имущество становится личной частной собственностью одаряемого. Определение же земельных участков, полученных одним из супругов путем приватизации, как объектов общей совместной собственности супругов, будет противоречить самой природе приватизации и целям, которые ставил перед собой законодатель, закрепляя данный правовой институт и механизмы его реализации в земельном праве.

В связи с этим возникает вопрос о правомерности закрепления правового статуса земельных участков, приобретенных путем приватизации, как объектов общей совместной собственности супругов, что планируется сделать законопроектом № 4493, который 21 сентября 2010 года Верховный Совет Украины принял за основу, и последствиях такого закрепления.

На мой взгляд, принятие указанных изменений приведет к правовой коллизии норм земельного и семейного законодательства и лишь усугубит существующее положение вещей, поскольку, несом­ненно, спровоцирует возникновение еще большего количества судебных споров относительно раздела имущества супругов.

СЕМЕНЕЦ Ольга
юрист юридической фирмы Agreca, г. Киев
 

Полезная информация