Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

ноя
01
2011

8 июля 2011 года был принят Закон Украины «О судебном сборе» (далее – Закон), который вступает в силу 1 ноября 2011 года. В соответствии со ст. 1 Закона, судебный сбор – это сбор, что производится на всей территории Украины за представление заявлений, жалоб в суд, а также за выдачу судами документов и включается в состав судебных расходов.

8 июля 2011 года был принят Закон Украины «О судебном сборе» (далее – Закон), который вступает в силу 1 ноября 2011 года. В соответствии со ст. 1 Закона, судебный сбор – это сбор, что производится на всей территории Украины за представление заявлений, жалоб в суд, а также за выдачу судами документов и включается в состав судебных расходов. Что же касается понятия «госпошлина», то Декретом Кабинета Министров Украины «О госпошлине» (далее – Декрет) были закреплены исключительно объекты уплаты госпошлины, при этом само понятие никаким образом закреплено не было. Тем не менее, анализируя вышеупомянутый Декрет, можно прийти к выводам, что госпошлина – это денежная сумма, которая взыскивается в судебных и арбитражных органах, нотариальных конторах, органах МИД, МВД, городских, сельских, поселковых советах и других уполномоченных на то органах за совершение ими действий, связанных с объектами недвижимого имущества и выдачу документов юридического значения. Вместе с тем в преддверии принятия и вступления в силу Закона в действующие ГПК и КАСУ внесли нормы, учреждающие сам институт судебного сбора (однако подобные нормы «забыли» внести в ХПК), а переходные положения этих кодексов содержат ссылку на то, что до принятия Закона сбор уплачивается в порядке и размерах, установленных для госпошлины. Новшеством Закона стало введение оплаты судебного сбора за ходатайства об обеспечении доказательств и обеспечении иска, а также за присоединение к апелляционной и кассационной жалобам в гражданском и административном процессах. Также теперь в соответствии с Законом взыскивается плата за выдачу в электронном виде копии технической записи судебного заседания – 15 гривен и за распечатку технической записи – 5 гривен за каждый лист текста на бумаге формата А4. Данное положение никаким образом не регулировалось Декретом. Анализируя понятия судебный сбор и госпошлина, в первую очередь следует исходить из того, что, с одной стороны, судебный сбор понятие более широкое, так как оно включает в себя и госпошлину, и расходы на информационно-техническое обеспечение судебного процесса. Тем не менее, с другой стороны, судебный сбор взимается исключительно для оплаты расходов, связанных с произведением и обеспечением судебного процесса. В свою очередь, оплата госпошлины, кроме расходов на обеспечение работы судов, производится в том числе и за расходы, связанные с оплатой за совершение: • нотариальных действий государственными нотариальными конторами и исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов народных депутатов, а также за выдачу дубликатов нотариально засвидетельствованных документов; • за государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также повторную выдачу гражданам свидетельств о регистрации актов гражданского состояния и свидетельств в связи с изменением и возобновлением актовых записей гражданского состояния; • за выдачу документов на право выезда за границу и о приглашении в Украину лиц из других стран, за продолжение срока их действия и за внесение изменений в настоящие документы; за продолжение срока действия визы для въезда в Украину, транзитного проезда через ее территорию; за выдачу или продолжение срока действия вида на жительство в Украине иностранцам и лицам без гражданства; за оформление виз для въезда в Украину, транзитного проезда через ее территорию, а также из заявлений о принятии к гражданству Украины или о выходе из гражданства Украины; • за выдачу нового образца паспорта гражданина Украины (кроме обмена в настоящее время действующего паспорта на паспорт нового образца); за оформление нового образца паспорта гражданина Украины для поездки за границу; за выдачу гражданам Украины загранпаспорта на право выезда за границу или продолжение срока его действия; • за прописку граждан или регистрацию места жительства; • за выдачу разрешений на право охоты и рыболовства; • за операции по эмиссии ценных бумаг, кроме облигаций государственных и местных ссуд, и с выдачи приватизационных бумаг; • за регистрацию деривативов; • за операции с объектами недвижимого имущества, осуществляемых на товарных биржах, кроме операций с принудительного отчуждения такого имущества; • за проведение публичных торгов (аукционов, тендеров) объектами недвижимости; • за выдачу охранных документов (патентов и свидетельств) на объекты интеллектуальной собственности, а также за действия, связанные с поддержанием действия патентов на сорта растений. Таким образом, из положений Декрета следует, что кроме расходов на обеспечение работы судов, госпошлиной облагается еще 11 видов услуг, предоставляемых гражданам органами нотариата и государственной власти. В связи с вышеизложенным можно прийти к закономерному выводу, что понятие госпошлины значительно шире и многограннее судебного сбора Тем не менее, Законом Украины «О судебном сборе» внесено немало изменений, которые непременно повлияют на произведение судебного процесса. Кроме того, в связи со значительным увеличением размеров оплаты за рассмотрение некоторых видов исков непременно затрудниться возможность отстаивания своих прав и интересов судебным путем некоторых категорий граждан. В первую очередь это связано с тем, что ставки сбора оказались существенно выше аналогичных ставок госпошлины. П. 1 ст. 4 Закона четко предусматривает привязку ставок судебного сбора к минимальной месячной зарплате, которая установлена на начало года. Однако уже во втором пункте той же статьи, которая и содержит размеры ставок, присутствует привязка сбора к цене иска или его определение в фиксированном размере. Как уже упоминалось выше, перечень случаев, в которых придется заплатить судебный сбор, оказался существенно больше, чем при оплате госпошлины Существенное увеличение ставок наблюдается в подавляющем большинстве случаев, однако имеются и исключения. Например, сейчас при подаче искового заявления о защите чести и достоинства с требованием возместить моральный ущерб, превышающий 170 тыс. грн., заявителю придется заплатить в виде госпошлины 1/10 часть требуемой суммы. Также Законом определены 20 категорий истцов, которые освобождаются от необходимости уплаты судебного сбора. При этом в 7 из 20 случаев речь идет об освобождении от уплаты сбора государственных предприятий или органов. Что касается льготных категорий физических лиц, то их количество существенно сокращено. Граждане с 1 ноября не смогут без уплаты судебного сбора обращаться в суд с исками о защите авторского права, подавать апелляционные жалобы на решения в делах о расторжении брака и т. п. Отдельно предусмотрен ряд случаев бесплатной подачи исковых документов любыми категориями лиц. Состоит он из 14 пунктов. Напоследок хочется добавить, что в соответствии с пояснительной запиской к законопроекту основная задача Закона состоит в «укреплении материально-технической базы судов, включая создание и обеспечение функционирования Единой судебной информационной системы, веб-портала судебной власти, компьютерных локальных сетей, современных систем фиксирования судебного процесса, приобретения и обслуживания компьютерной и копировально-множительной техники». ВЫВОДЫ: Таким образом, невзирая на общее подорожание судебных сборов для населения, Закон «О судебном сборе» в целом должен значительно улучшить работу судов. Произойдет ли такое улучшение работы на практике – сможет показать исключительно время. Евгения Красуля, адвокат ЮА «Шевчук и партнеры»

Полезная информация