Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

апр
26
2010

Хо́лдинг (от англ. holding «владение») — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.

2008. Четыре цифры, обозначающие год, который весь мир запомнил как начало мирового финансового кризиса. Гиперактивно развивающиеся компании, активно набирающие персонал и ориентирующиеся на постоянный прирост бизнеса, получили мощный удар по самым уязвимым местам – по двойной бухгалтерии, по отсутствии юридической связи между системой управления компанией и структурой собственности, по самой структуре собственности. Отсутствие эффективных критериев оценки бизнеса также стало, казалось, непреодолимым препятствием на пути не просто к развитию – к выживанию в этих сложных, так внезапно изменившихся условиях. Падение спроса на услуги и товары, отсутствие источников финансирования, низкая ликвидность активов заставили собственников задуматься над наиболее эффективным способом выхода из кризиса. Как оказалось, без юристов здесь не обойтись – потому что выйти из кризиса, строя новое светлое будущее на непрочном фундаменте неструктурированной собственности, оказалось весьма непросто, почти невозможно. И вот – 2009 год, год, когда собственники компаний собрались с силами и начали повсеместно обращаться к юристам. Соответственно, вырос спрос на услуги по реструктуризации компаний – с тем, чтобы продать их, сократить расходы или оптимизировать внутренние процессы. Иначе никак.

Зачем реструктурировать?

Как правило, классическая схема неструктурированного бизнеса на примере публичного общества выглядит следующим образом: фактический контроль над предприятием осуществляют лица, нигде по документам компании не проходящие, юридически акции компании распределены между менеджментом, частным обществом, трудовым коллективом ОАО и миноритарным акционером (частные инвесторы или инвестиционные компании, котороые приобрели акции на вторичном рынке) в соотношении 5 % - 60 % - 30 % - 5 %. Как видим, контрольный пакет акций публичного общества принадлежит компании, которая полностью контролируется теми лицами, которые в документах предпочитают «не светиться», а миноритарий, даже обединившись с трудовым коллективом и менеджментом (вместе 40 % акций) не смогут принять ни одного решения.

Такая схема встречается повсеместно на постсоветском пространстве и даже стала обыденностью. Но это не значит, что она нормальна, и, что самое существенное – что она понятна западному инвестору! Ведь для того, чтобы выйти из кризиса, нужны не только услуги юристов – с них всё только начинается. Нужен инвестор, живое финансирование, без которого бизнес зачахнет, как цветок в пустыне. А что нужно инвестору? Наряду с гарантиями сохранности инвестиции и приумножением капитала инвестор хочет понимать то, во что он вкладывает. Вы ведь видели украинскую бухгалтерскую отчётность? Она и рядом не стояла с международными стандартами финансовой отчётности, на которые привык ориентироваться инвестор.

С инвестором разобрались, теперь понять бы схему налогообложения. Тут мы столкнёмся с трансфертным ценообразованием, налогообложением дивидендов, роялти и процентами, налогом на прибыль и даже на наследство, если – предположим – наследство завещано компании.

И корпоративное управление необходимо «подтянуть» под западные стандарты, потому что, опять же, схема непонятна.

Как реструктурировать?

Как правило, для начала процесса реструктуризации необходимо понять, во что мы превращаем компанию и с какой целью. Если мы приходим к выводу, что для нас наиболее интересна западная модель, принятая во всём мире, привлекающая инвесторов и оптимизирующая налогообложение – то первым нашим шагом будет выбор юрисдикции и организационно-правовой формы «материнской» компании холдинга. Ведь из чего состоит холдинг в международном понимании?

Хо́лдинг (от англ. holding «владение») — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний. Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями), существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.

Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.

Далее, необходимо построить эффективную и легальную структуру генерирования и вывода прибыли с использованием правового поля, понятного инвестору. Например, если инвестор всегда работал с Британскими Виргинскими Островами, а мы ему предлагаем Кипр – необходимо разъсянить преимузества Кипра перед этим оффшором.

Далее следует навести порядок в нематеральных активах, реструктурировать дочерние общества и создать специализированные общества, встроив их в финансовую структуру холдинга. Специализированные общества при этом будут каждое отвечать за свою сферу – общество для владения недвижимостью, производственными и нематериальными активами, для ведения операционной деятельности и т.п.

Непрофильные активы следует продать, и в итоге встроить простую, прозрачную и гибкую систему корпоративного управления, которая бы в общих чертах выглядела так, как описано в ныне действующем Законе Украины «Об акционерных обществах», поскольку при его написании разработчиками была взята за основу именно западная модель корпоративного управления. Тем не менее, не стоит спешить сделать всё самому – для уменьшения рисков, связанных с законодательными нюансами, всё-таки следует проконсультироваться с юристами.

Чем хорош холдинг?

Преимущества холдинга в таком случае будут более чем очевидны:

  • Минимальное налогообложение прибыли, получаемой в виде процентов, дивидендов, роялти.
  • Возможности защиты бизнеса с использованием международной правовой защиты (акционерных соглашений, к примеру).
  • Понятная и воспринимаемая в международном экономическом сообществе система отчётности, которая выпаолняется согласно международным стандартнам (US GAAP, IFRS).
  • Эффективная и безопасная система управления бизнесом, основанная на международном праве.
  • Высокий рейтинг и особый статус, предлагаемый законодательством иностранному инвестору.

Большинство оффшорных юрисдикций и юрисдикций для оптимизации налогового планирования приложили немало усилий для того, чтобы их закон о компаниях удовлетворял следующим требованиям:

  • ограниченная ответственность;
  • минимальные или произвольные установленные законом обязательств по регистрации;
  • ежегодный правительственный взнос не базируется на размере акционерного капитала;
  • требование по разглашению собственности бенефициарного собственника отсутствует либо ограничено определёнными инстанциями (органы власти по контролю за оффшорами, центральные банки);
  • минамальная ответственность директоров;
  • широкий выбор разрешённых названий компаний и суффинксы в названиях, обозначающие ограниченную ответственность;
  • собрания директоров и/или акционеров могут проводиться в любой точке мира, кроме того – часто их можно проводить по телефону;
  • отсутствие или минимум требований по аудиту бухгалтерскеого учёта;
  • личность владельцев может быть сохранена в тайне, предоставляется возможностьь использования номинальных акционеров.

В связи с этим очень популярен в Европе Кипр как центр для регистрации холдинговых компаний. Эксперты отмечают, что, кроме видимых преимуществ, существенное значение приобретает географическая удалённость оффшорного центра от страны, где ведётся бизнес – и, как видим, недавний пример с извержением вулканического пепла из вулкана Эйяфьяллаёкулль в Исландии служит весомым аргументом в защиту географического фактора. Впрочем, Кипр популярен не только поэтому, поскольку в нём:

  • свободное перемещение доходов от операций с инвестициями нерезидентов;
  • нет налога на репатриацию дивидендов, процентов и выплаты роялти;
  • полное освобождение от налога на доходы от прироста капитала;
  • зарплаты иностранных работников оффшорных юридических лиц, трудоустроенных вне Кипра, не облагаются налогом;
  • множество соглашений об избежании двойного налогообложения, в т.ч. и с Украиной;
  • ставка налога на доход корпораций в размере 10 % - самая низкая в Европе;
  • слияний, поглощения и другие виды реорганизации компаний в большинстве случаев могут быть осуществлены без налоговых расходов;
  • система общего права основывается на праве Англии, лечшем для соглашений акционеров.

Бизнес после реструктуризации в холдинг будет выглядеть примерно следующим образом:

Таким образом, достигаются основные цели, поставлениие перед компанией в посткризисный период: достигается наиболее оптимальный уровень налогообложения, структура компании становится понятной инвестору, и управление компанией выходит на новый качественный уровень, превращаясь в лёгкое и приятное времяперпровождение.

Ксения Забродская, редактор Pravotoday

Полезная информация