Правительство Украины определило основные шаги в направлении реформирования земельных отношений. Глобальная цель изменений - децентрализация, рациональное использование земель, ликвидация коррупции. Госгеокадастр является ключевым оператором осуществления реформ в земельной сфере. Глава ведомства Максим Мартынюк озвучил следующие актуальные задачи, которые стоят перед земельной службой.
1. На сегодня землями за пределами населенных пунктов распоряжаются 7 органов госвласти плюс органы местного самоуправления. Такое многообразие распорядителей требует урегулирования этой ситуации - разработан законопроект, который вводит децентрализацию в сфере земельных отношений и сокращает количество органов, которые могут распоряжаться землями за пределами населенных пунктов. Таких органов будет 2 - органы местного самоуправления и Кабинет Министров. Документ уже согласован с Минрегионом и находится на рассмотрении в других ведомствах.
2. Во избежание коррупции необходимо создать специальные механизмы контроля за использованием земельных ресурсов. Такие функции может осуществлять Госгеокадастр, имея возможность обжаловать решения органов местного самоуправления в случае нарушений земельного законодательства.
3. Госгеокадастр выступает за максимально широкое использование механизма аукционов, поскольку более прозрачного способа передачи земель в собственность или аренду не существует. В частности, предлагается отменить возможность передачи фермерам в аренду земель для ведения хозяйства без аукциона. Сейчас из-за этой коррупционной лазейки сводятся на нет все положительные идеи стимулирования развития фермерства.
Также необходимо усовершенствовать сам механизм земельного аукциона. Сегодня для того, чтобы принять в нем участие, нужно заполнить большое количество бумаг, потом привезти их и физически присутствовать на торгах. Поэтому планируется существенно повысить качество проведения аукционов, запустив электронный сервис и сделав торги дистанционными и экстерриториальными.
4. Еще один действенный способ борьбы с коррупцией - бесконтактные админуслуги, при которых исключен прямой контакт между заявителем и чиновником, который предоставляет справку, принимает какое-то решение. Госгеокадастр предоставляет 16 административных услуг. До конца года планируемся наиболее популярные из них, а в следующем году все 100%, перевести в электронный формат.
5. Разрабатывается система, которая бы позволяла гражданам оформлять получение земли за два визита. Первый - подача заявления о получении земельного участка, второй - оформление документа, который удостоверяет право собственности. Все бюрократические процедуры, связанные с оформлением земли, должны выполнять центры предоставления админуслуг. Процесс оформления должен занимать 4 месяца.
6. В контексте децентрализации и внедрения принципа экстерриториальности в земельных отношениях повышается роль ЦНАПов, их материального обеспечения и квалификации работников. "Пока что и то, и другое - не на высоте. Комната без Интернета, с вывеской на листочке А4 - это, пусть меня простит Минэкономики, не ЦНАП", - отметил М. Мартынюк.
7. Продолжается формирование команды Госгеокадастра. Недавно по результатам анализа эффективности работы и информации о различных коррупционных действиях было уволено 12 руководителей и их заместителей в областных управлениях. На очереди - еще три десятка руководителей управлений и отделов в районах и городах низшего уровня. Объявлено о проведении второй волныкадровых конкурсов. Их особенностью будет более активное привлечение HR-компаний для проведения предварительного отбора кандидатов, а на экзаменах будет максимально широко представлена общественность. М. Мартынюк призвал всех молодых активных людей с высшим экономическим, землеустроительной, юридическим образованием подавать документы и участвовать в конкурсе, чтобы менять сферу земельных отношений вместе.