Информ-бюроноя 15 2011 Кабинет Министров Украины утвердил постановлением №1141 Порядок ведения Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, вступление в силу которого запланировано на 1 января 2012 года. Порядок содержит детальные «инструкции» по процедуре регистрации заявлений в специальной базе данных заявлений упомянутого Госреестра, поиску сведений в Реестре, оформлению решений и свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество, открытию разделов Госреестра и внесению в них записей, внесению изменений к уже произведенным записям и по отмене этих записей, предоставлению информации из Реестра. Кабинет Министров Украины утвердил постановлением №1141 Порядок ведения Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, вступление в силу которого запланировано на 1 января 2012 года. Порядок содержит детальные «инструкции» по процедуре регистрации заявлений в специальной базе данных заявлений упомянутого Госреестра, поиску сведений в Реестре, оформлению решений и свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество, открытию разделов Госреестра и внесению в них записей, внесению изменений к уже произведенным записям и по отмене этих записей, предоставлению информации из Реестра. Госреестр ведется на украинском языке с помощью технических и программных средств, обеспечивающих присвоение уникальных номеров (не повторяющихся на всей территории Украины) объектам недвижимого имущества, заявлениям, записям, индексным номерам решений, информационным справкам, выпискам, свидетельствам и иным документам процесса регистрации прав. Органами государственной регистрации вещных прав названы Укргосреестр и структурные подразделения Минюста. Регистрация прав на недвижимость и их обременений начинается подачей заявления (запроса), которому присваивается отдельный номер, фиксируется дата и время заявления. Тогда же формируется карточка приема заявления в 2 экземплярах, один из которых предоставляется заявителю. Затем осуществляется поиск в Реестре возможных сведений об объекте недвижимости, праве собственности, субъекте этого права, иных вещных правах, обременениях этих прав и о субъектах права на обременение. Идентификаторами поиска в Реестре могут выступать как регистрационный номер объекта недвижимости, так и (при его отсутствии) идентификационные данные ФЛ и ЮЛ, адрес объекта недвижимости, кадастровый номер земельного участка и номер записи об объекте. В случае принятия (на основании поданного заявления) решения о регистрации прав государственный регистратор открывает раздел Госреестра прав и вносит в него записи (при возникновении иных вещных прав, отличных от права собственности, обременений вещных прав, а также при взятии на учет бесхозного недвижимого имущества открывается специальный раздел). Разделы открываются на каждый отдельный объект недвижимого имущества, право собственности на который заявлено впервые. Они состоят из четырех частей, содержащих сведения о недвижимом имуществе, праве собственности и субъектах этого права, иных вещных правах и субъектах этих прав, а также об обременениях прав на недвижимое имущество и об их субъектах. После открытия раздела и внесения записи регистрационный номер присваивается объекту недвижимости. При этом дата возникновения права на недвижимое имущество фиксируется автоматически и соответствует дате подачи заявления. В случае регистрации такого вещного права, как ипотека, внесению в Реестр подлежат сведения о размере основного обязательства, обеспеченного ипотекой, и о процентах по нему (или ссылка на сделку, которой устанавливается основное обязательство), а также срок исполнения основного обязательства, реквизиты закладной, данные о документе, послужившем основанием возникновения вещного права. По результатам регистрации государственный регистратор оформляет свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, которому также присваивается индексный номер. В свидетельство заносятся сведения о типе объекта недвижимости, его площади (общей и жилой), адресе, субъекте права собственности (с указанием налогового номера), форме собственности, виде общей собственности, размере доли в общей долевой собственности, а также данные о регистраторе и наименовании органа регистрации. Предусмотрена выдача дубликатов свидетельств. На подобных правилах зиждется и внесение сведений об изменении записей в Госреестре или об отмене записей. Изменения возможны в случае технической ошибки и в случаях изменений сведений об объекте недвижимости, праве собственности, сведений о субъекте. И для изменений, и для отмены записей все также необходимо заявление, форму и требования к заполнению которого будет устанавливать Минюст. Доступ к сведениям, содержащимся в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество, увы, ограничен. Так, извлечения из Реестра предоставляются только собственнику, наследникам, лицу, в интересах которого установлено обременение вещных прав. Извлечение из реестра выдается также при взятии на учет бесхозного имущества. Информационные справки из Реестра вправе получать по письменным запросам суд, органы местного самоуправления, органы внутренних дел, прокуратура, налоговая, СБУ и другие органы власти. Выписки предоставляются только собственникам недвижимости и тем, кто обладает вещными правами на нее. Закрытость Госреестра – самый существенный его недостаток, препятствующий установлению порядка в сфере владения правами на недвижимость. Прозрачность процесса приобретения и перехода прав на недвижимое имущество, открытость сведений о его собственниках могла бы существенным образом снизить уровень преступлений, направленных на овладение недвижимостью. Ольга Жога, «ЮРИСТ & ЗАКОН» |
Полезная информация |