Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Информ-бюро

дек
20
2011

С 19 декабря процесс прекращения юрлиц и физлиц-предпринимателей по их решению обещает стать проще. В силу вступает Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению процедур прекращения юридических лиц и предпринимательской деятельности физических лиц – предпринимателей по их решению» (далее – Закон). Документ определяет порядок погашения обязательств юрлицом и физлицом-предпринимателем перед кредиторами в случае самостоятельной ликвидации, вносит поправки в процедуру предоставления документов государственному регистратору и вводит административную ответственность за нарушение новых правил.

С 19 декабря процесс прекращения юрлиц и физлиц-предпринимателей по их решению обещает стать проще. В силу вступает Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению процедур прекращения юридических лиц и предпринимательской деятельности физических лиц – предпринимателей по их решению» (далее – Закон). Документ определяет порядок погашения обязательств юрлицом и физлицом-предпринимателем перед кредиторами в случае самостоятельной ликвидации, вносит поправки в процедуру предоставления документов государственному регистратору и вводит административную ответственность за нарушение новых правил. Прежде всего Законом вводится в Гражданский кодекс новая статья 501, предусматривающая обязанности предпринимателя, связанные с прекращением им деятельности. Например, физлицо-предприниматель должен будет письменно уведомить о своем решении прекратить деятельность всех своих кредиторов и сообщить им срок для предъявления требований. Такой срок установлен от 2 до 3 месяцев с момента опубликования объявления в прессе и должен быть обозначен и в заявлении о прекращении, поданном госрегистратору. Также впервые публикация о прекращении лица должна содержать срок для заявления кредиторами своих требований, который, как видим, увеличен с двух существующих до трех. Отсутствие указания такого срока в заявлении о прекращении деятельности может быть основанием для отказа в регистрационных действиях. То есть можно говорить об укреплении гарантий прав кредиторов таким образом, поскольку не каждый из них ежедневно отслеживает госреестр и официальные издания на предмет ликвидации своего должника. Возложение на ФЛП обязанности по письменному уведомлению своих кредиторов о прекращении и увеличение срока заявления их требований свидетельствуют об укреплении гарантий прав кредиторов Продолжая эту мысль, нужно сказать, что каждое кредиторское требование должно рассматриваться физлицом в пятнадцатидневный срок с обязательным уведомлением о своем решении кредитора. Причем тем же кредиторам стоит внимательно относиться к полному или частичному отказу ликвидирующегося принять их требования, так как Закон предусматривает всего лишь месячный срок с момента получения ответа для обращения с ними в суд. Пропуск такого срока повлечет автоматическое погашение таких кредиторских требований. Здесь нужно отметить, что Законом не предусмотрена «судьба» кредиторских требований, которые вообще физлицом не рассматривались, потому как к нему с ними не обращались. Являются ли они признанными должником или нет и, соответственно, как должны погашаться? Новая статья Гражданского кодекса, наконец, вводит аналогичный предусмотренному ч. 1 ст. 112 ХК порядок удовлетворения требований кредиторов к ликвидирующимся физлицам. Это вместе с другими изменениями в Хозяйственном кодексе приведет к единой утвержденной законодателем очередности погашения кредиторских требований для любого ликвидирующегося субъекта. Ст. 501 ГК и ст. 112 ХК, соответственно, предписывают соответствующий порядок для ликвидирующихся по своему решению физ- и юрлиц. Новые нормы Закона ставят контролирующие органы в четкие рамки путем введения для них обязанности на всех этапах ликвидации в установленные сроки информировать госрегистратора о принятых решениях и происходящих процессах. Так, например, в десятидневный срок с момента публикации объявления о принятии решения о ликвидации контролирующие органы направляют госрегистратору сообщение или о начале проведения внеплановой проверки, или о невозможности ее проведения. Последнее решение после истечения двух месяцев с момента публикации такого объявления должно быть заменено контролирующим органом на решение о проведении внеплановой проверки или о наличии возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица. Решение о наличии возражений должно быть мотивировано конкретными обстоятельствами. Если такие обстоятельства устранены, контролирующим органам дается десять дней для отзыва возражений. То есть такие нормы значительно ускорят процесс ликвидации в целом и оградят его от необоснованных задержек, ведь невыполнение госорганами новых сроков и порядка информирования регистратора грозит штрафами. Закон предусматривает еще ряд приятных мелочей, касающихся процесса ликвидации. Например, существующий трехдневный срок, отведенный госрегистратору для регистрации прекращения лица, сокращен фактически до одних суток с момента получения нужных документов. А уже на следующий день после такой регистрации физлицо должно получить уведомление об этом. Срок для регистрации прекращения ФЛП сокращен до одних суток Изменения коснулись и публикации уведомления о принятии решения относительно прекращения юрлица и физлица-предпринимателя. Во-первых, она теперь будет бесплатной, а во-вторых, с 19 декабря объявления о ликвидации лица мы уже не увидим в газете «Урядовий кур'єр» или в официальном печатном издании органа местного самоуправления по местонахождению субъекта. Такая информация будет публиковаться в специальном издании органа госрегистрации – Бюллетене государственной регистрации. Эта информация – к сведению кредиторов. Описанные изменения, кроме прочих описанных значений, также интересны и с точки зрения предусмотренных Законом новых составов административных правонарушений. Законодатель никогда не был так принципиален в закреплении четкой параллели каждой новой обязанности ликвидирующегося и госоргана, каждого нового срока, алгоритма действий с корреспондирующимся административным нарушением и ответственностью. Так, все новшества в порядке прекращения предпринимательской деятельности физлиц-предпринимателей Закон связывает с вводимой административной ответственностью за их игнорирование. Ответственность за нарушение нового порядка прекращения предпринимательской деятельности Итак, Закон вместе с новыми обязанностями обеих сторон процесса ликвидации вводит и административную ответственность за их невыполнение. Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее – КУоАП) дополнен новыми составами правонарушений (в частности, ст. 1666), а также описанием органов, уполномоченных на их фиксацию и рассмотрение. Если говорить о физлицах, то новый состав правонарушения всего один – «нарушение порядка прекращения предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя». При этом, что именно является «нарушение порядка…» – не ясно. То ли это невыполнение обязанностей, предусмотренных ст. 501 ГК и Законом, то ли что-то еще, ведь как такового «порядка» то и нет. С другой стороны, данная конструкция правонарушения достаточно универсальна и даже размыта, что позволяет привлечь правонарушителя к административной ответственности практически во всех случаях невыполнения требований Закона и действующих норм, касающихся алгоритма ликвидации. А штраф не мал: от 1020 до 1360 грн. Например, такая санкция ждет физлицо за неуведомление кредитора о своей ликвидации. ФЛП может быть привлечен к административной ответственности практически за любое невыполнение требований законодательства, касающегося алгоритма ликвидации То есть если кредитор узнает о ликвидации своего должника и он его при этом не уведомлял, то первому нужно просто подать жалобу в налоговую о таких обстоятельствах, чтобы привлечь «хитреца» к ответственности. Это позволит немного притормозить сам процесс ликвидации, а потом еще, возможно, использовать постановление о привлечении ликвидирующегося к админответственности в качестве преюдиции в обжаловании процесса его прекращения. Что касается юрлиц, то здесь все намного конкретнее. Законом вводится несколько административных правонарушений, которые заключаются в невыполнении ответственным лицами определенных требований Закона и действующих норм процесса ликвидации. Например, непредоставление в установленный законом срок госрегистратору документов или представление недостоверных сведений в них, отсутствие бухучета или ведение его с нарушением, несвоевременное, неполное или с нарушением проведение инвентаризации имущества, нарушение порядка проведения оценки имущества, составления ликвидбаланса (промежуточного баланса), распределительного баланса, передаточного акта, уклонение от таких действий и др. Таков неполный перечень деяний, за которые председатель комиссии по прекращению юрлица, ликвидационной комиссии, ликвидатор или должностные лица юрлица могут понести административную ответственность в виде штрафов от 1020 до 4250 грн. Очень правильным есть то, что Законом наряду с ответственностью самих ликвидирующихся субъектов предусмотрено существование административных штрафов для должностных лиц участвующих госорганов за следующие действия: - безосновательное возражение контролирующими органами против госрегистрации прекращения юрлиц и физлиц-предпринимателей; - непроведение или несвоевременное проведение контролирующими органами проверок при ликвидации юрлиц и физлиц-предпринимателей; - невыдача или несвоевременная выдача соответствующих справок контролирующими органами по результатам проведенных проверок. Административная ответственность за нарушение порядка ликвидации может быть возложена и на должностных лиц госорганов, затягивающих процедуру ликвидации Перечисленное относится к тем проблемным ситуациям, которые нельзя объективно предусмотреть в начале процедуры ликвидации и даже объяснить с точки зрения закона уже при их возникновении. Именно при помощи такого латентного неправомерного поведения госорганы (контролирующие органы) подталкивают заинтересованных лиц на «ускорение процесса» известными способами. Теперь им грозит админштраф в размере от 3400 до 4250 грн. за такие действия (бездействия), а это немало даже для чиновника низшего звена. Согласно изменениям в КУоАП фиксацией такого рода нарушений (составлять админпротоколы) будут заниматься должностные лица специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, государственной регуляторной политики и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и его территориальных органов. Функция рассмотрения админматериалов отведена районному суду. Важно отметить, что админответственность за нарушение порядка прекращения юрлиц и физлиц-предпринимателей, допущенное ликвидирующимся субъектом, исключается при наличии факта несоблюдения госорганом сроков выдачи справок и проведения соответствующих проверок. Это вместе с вводимыми Законом штрафами также зарождает объективную надежду на искоренение инертности в поведении контролирующих органов при взаимодействии с ликвидирующимися субъектами хозяйствования. Принцип молчаливого согласия при осуществлении регистрационных действий: сущность и значение Главным новшеством Закона, которое реально сможет упростить механизм ликвидации юрлиц и физлиц-предпринимателей, является введение такого понятия, как «принцип молчаливого согласия в сфере государственной регистрации» (далее – принцип). Этот принцип, работающий в процедуре прекращения лица, делает возможной независимость государственной регистрации процесса ликвидации от всяческих необоснованных затягиваний и шантажа контролирующих органов. Суть новшества в том, что ликвидирующийся после истечения срока предъявления кредиторских требований и осуществления им всех требуемых Законом действий получает право предоставить пакет документов для госрегистрации факта своего прекращения даже без недостающих справок контролирующих органов, если последние затягивают процесс, уклоняясь: 1) от назначения и проведения внеплановой проверки; 2) от выдачи справки об отсутствии задолженности и/или снятии с учета; 3) от осуществления других, требуемых Законом, действий. В таком случае лицо, прекращающее деятельность, просто отображает в регистрационной карточке, что им осуществлены все предусмотренные законом действия по ликвидации и расчетам с кредиторами, заверяя такое утверждение личной подписью. Реализуется данный принцип благодаря вносимыми Законом изменениям в действующий Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей». После вступления в силу Закона контролирующие органы как минимум будут затруднены в возможности терять документы и месяцами их «обрабатывать», искать инспектора, который в отпуске или на больничном. А даже если это и произойдет, то ликвидирующийся без помех, по принципу молчаливого согласия уже зарегистрирует факт прекращения своей деятельности. Кроме того, не нужно забывать и об административной ответственности, грозящей должностному лицу, виновному в задержке. ВЫВОД: Реализация Законом принципа молчаливого согласия в сфере государственной регистрации ликвидации субъекта должна: - первое – значительно уменьшить злоупотребления контролирующих органов «просительной позицией» субъектов, находящихся в процессе прекращения деятельности; - второе – исключить зависимость ликвидирующихся юрлиц и физлиц-предпринимателей от организационных и субъективных факторов, а также коррупционных умыслов контролирующих органов; - третье – сократить общий промежуток времени, требуемый для проведения регистрации решения о прекращении и прекращения юрлица, физлица-предпринимателя. Криулин Константин, юрист Юридической фирмы «Феликс»

Полезная информация