Информ-бюромарт 20 2012 Как сообщает пресс-служба КСУ, 20 марта 2012 года Суд обнародовал свое решение, принятое 13 марта 2012 года по делу о конституционном представлении 53 народных депутатов Украины о соответствии Конституции Украины пункта 2 части первой статьи 7, пункта 2 раздела VIII "Заключительных и переходных положений "Закона" О принципах предупреждения и противодействия коррупции". Как сообщает пресс-служба КСУ, 20 марта 2012 года Суд обнародовал свое решение, принятое 13 марта 2012 года по делу о конституционном представлении 53 народных депутатов Украины о соответствии Конституции Украины пункта 2 части первой статьи 7, пункта 2 раздела VIII "Заключительных и переходных положений "Закона" О принципах предупреждения и противодействия коррупции". Первая из указанных выше норм (пункт 2 части первой статьи 7 Закона), представляет собой запрет для лиц, указанных в пункте 1 части первой статьи 4 Закона, входить в состав органов управления (в том числе - общего собрания акционеров) или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли (кроме случаев осуществления функции управления акциями (долями, паями) государства или территориальных общин). Круг этих лиц (уполномоченных на исполнение функций государства или местного самоуправления) очень широк. Здесь и Президент, и спикер с заместителями, и министры с заместителями, и другие руководители центральных ведомств с заместителями; Генпрокурор, Глава СБУ, Глава Нацбанка, председатель Счетной палаты, Уполномоченный ВР по правам человека, спикер парламента Крыма и Председатель Совмина Крыма. Запрет также распространяется на народных депутатов и депутатов местных советов, госслужащих и служащих местного самоуправления, всех судей, должностных лиц ВККС и Высшего совета юстиции, на лиц рядового и начальствующего состава МВД, уголовно-исполнительной службы, лиц начальствующего состава налоговой милиции, и на многих-многих других. Эту норму КСУ признал конституционной, за исключением запрета на участие указанным лицам в общем собрании акционеров, то есть участие в общем собрании для упомянутых лиц разрешается. При этом судьи исходили из того, что согласно Конституции каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, и всем собственникам в этом смысле должны обеспечиваться равные условия для осуществления своих прав. Поэтому лица, уполномоченные на осуществление функций государства, как и все иные, имеют право на владение корпоративными правами (акциями, долями, паями) и на владение и распоряжение ими. Поскольку корпоративные права являются личными неимущественными и передаче не подлежат, то для управления ими личное участие в общих собраниях просто необходимо. Зато вторая норма (пункт 2 "Заключительный и переходных положений"), предусматривающая необходимость для государственных лиц, чиновников и т.д. раскрыть свои имущественные расходы уже в декларации об имуществе, доходах и расходах за 2011 год (такие декларации по Закону должны быть поданы до 1 апреля этого года), признана Конституционным Судом целиком и полностью неконституционной. Это означает, что чиновники в этом году, перед выборами, свои расходы декларировать не станут и избиратель не сможет сравнить их с доходами чиновников. В своих выводах относительно конституционности второй нормы КСУ прибегнул к правилу необратимости действия во времени законов и иных нормативно-правовых актов, истолковав его при этом очень оригинально. Дело в том, что норма о необходимости указания расходов в декларации вступила в силу с 1 января 2012 года (хотя почти все остальные нормы Закона действовали с середины 2011 года). Отсюда бы сделать вывод о том, что все декларации, поданные после 1 января 2012 года, должны содержать сведения о расходах чиновников. Но КСУ решил, что дата 1 января 2012 года касается не деклараций, а расходов, и буквально (как следует из пресс-релиза) заявил следующее: "Конституційний Суд України вважає, що оскільки стаття 12 Закону набрала чинності з 1 січня 2012 року, то й обов'язок відповідних посадових і службових осіб щодо декларування своїх витрат виник з цієї ж дати. Таким чином, особи, які претендують на зайняття посад в органах державної влади та органах місцевого самоврядування, та особи, які вже займають відповідні посади, мають вносити до декларації за формою, встановленою Законом, відомості про витрати, здійснені з 1 січня 2012 року". Всеукраинская сеть ЛІГА:ЗАКОН |
Полезная информация |