Информ-бюромай 07 2015 Обнародована правовая позиция ВСУ относительно решений Киевсовета по отводу земельного участка в зоне Софии Киевской для строительства офисно-жилого комплекса На заседании Судебной палаты по хозяйственным делам Верховного Суда Украины 2 апреля 2015 года было рассмотрено дело № 3-44гс15относительно строительства офисно-жилого комплекса в пределах охранной зоны ансамбля сооружений Софийского собора в Киеве. В феврале 2008 года Киевсовет передал участок по пер. Кияновскому, 12-А в аренду на 5 лет ООО «Компания «Веста-І» для строительства офисно-жилого комплекса с подземной автостоянкой. Летом 2013 года договор аренды был продлен на 10 лет с компанией «Веста-І» и ООО «Кафи Кафикаф». Суд первой инстанции удовлетворил иск прокуратуры и отменил решение Киевсовета. Однако апелляционный суд отказал в удовлетворении иска, решение было подтверждено ВХСУ. Суд кассационной инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями ст. 32 Закона «Об охране культурного наследия» строительство в некоторых зонах охраны памятников не запрещается, а только устанавливаются определенные ограничения режима их использования. ВСУ отменил постановление ВХСУ, признавшее законность принятых Киевсоветом решений и договоров о предоставлении земельного участка под застройку. Разъяснено, что в соответствии с действующими нормативными актами на территории историко-культурных заповедников запрещается любое строительство, не связанное с прокладкой инженерных сетей, необходимых для заповедников, благоустройством территории, воспроизведением и реставрацией памятников истории и культуры, и разрешается строительство только особо важных сооружений по индивидуальным проектам. Офисно-жилой комплекс с помещениями социально общественного назначения и подземной автостоянкой, для строительства которого был выделен спорный земельный участок, не относится к особо важным сооружениям, а потому отвод земельного участка для этой цели является нарушением ст.ст. 53, 54 Земельного кодекса и ст. 32 Закона «Об охране культурного наследия». Кроме того, ст. 9 Конституции и ст. 19 Закона «О международных договорах Украины» предусмотрено, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой, являются частью национального законодательства Украины. Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 4 октября 1988 № 6673-XI ратифицирована Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года. Согласно ст. 4 Конвенции каждое государство - участник признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, указанного в ст.ст. 1 и 2, которое находится на его территории, возлагается прежде всего на него. Украина как государство, которое внесло памятник в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, согласно п. 172 Руководства, регулирующего выполнение Конвенции, добровольно взяла на себя обязательства по информированию Комитета всемирного наследия через Секретариат ЮНЕСКО о намерениях начать или позволить в охраняемой зоне Конвенцией, значительные работы по восстановлению или новому строительству, которые могли бы повлиять на ценность объекта всемирного наследия. Несмотря на изложенное, суд кассационной инстанции пришел к выводу о законности принятых Киевсоветом оспариваемых решений и договоров о предоставлении земельного участка под застройку при непринятии мер по информированию Секретариата ЮНЕСКО о запланированном строительстве. |
Полезная информация |