Специалисты Госслужбы по вопросам геодезии, картографии и кадастра разъясняют, что означают нормы принятого Закона на практике
В Госгеокадастре разъяснили, что принятие Закона о формировании земельных участков и их госрегистрации на основании документации по землеустройству, разработанной до 2013 года, дает возможность для решения проблемы регистрации земельных участков, техническая документация на которые была разработана до 1 января 2013 года на заказ и за средства граждан.
С 1 января 2013 года функции по регистрации земельных участков были распределены между двумя ведомствами: Государственным агентством земельных ресурсов (сейчас находится в стадии реорганизации в Государственную службу по вопросам геодезии, картографии и кадастра) и Министерством юстиции. Начиная с этой даты и до сегодня Держгеокадастр регистрирует земельные участки и выдает извлечения, а Минюст регистрирует право собственности и выдает соответствующие свидетельства.
Часть граждан, имевших на руках уже готовую землеустроительную документацию, не успели полностью пройти процедуру регистрации, сформировать участки как объект гражданских прав и получить государственные акты или договоры аренды до этой реформы.
В то же время, наличие правоустанавливающих документов было обязательным условиемавтоматического переноса информации из Государственного реестра земель, который существовал до 31 декабря 2012 года, в Государственный земельный кадастр.
По оценке специалистов Госгеокадастра, вследствие этого «зависло» несколько десятков тысяч земельных участков, на которые не были оформлены правоустанавливающие документы. Для сравнения, до кризиса 2008-2009 годов ежегодно оформлялось до 1,5 млн правоустанавливающих документов на земельные участки.
Гражданам оставалось или смириться с неопределенным статусом земельного участка или повторно заказывать документацию - по актуальным на сегодня тарифам.
Что изменилось после принятия Закона?
В случае, если до 1 января 2013 года была разработана техническая документация по землеустройству, которая удостоверяет право на земельный участок (на основании решения соответствующего органа местного самоуправления или органа исполнительной власти о предоставлении или передаче в аренду земельного участка), гражданин может подать заявление и начать процесс государственной регистрации земельного участка на основании этой документации.
В случае соответствия представленной документации всем требованиям законодательства и наличия необходимых профессиональных утверждений, работники Госгеокадастра вносят сведения в Госземкадастр, выдают извлечение, что дает основание гражданину обратиться в Государственную регистрационную службу и зарегистрировать право собственности.
Таким образом, принятый Закон дает законодательные основания начать процедуру оформления участка.