Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Информ-бюро

янв
29
2010

..."когда налогоплательщик считает, что контролирующий орган неверно определил сумму налогового обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству по вопросам налогообложения либо выходит за пределы его компетенции, установленной законом, такой налогоплательщик имеет право обратиться в контролирующий орган с жалобой о рассмотрении этого решения"...

Права налогоплательщиков – жалобщиков

В Законе Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" определено: "когда налогоплательщик считает, что контролирующий орган неверно определил сумму налогового обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству по вопросам налогообложения либо выходит за пределы его компетенции, установленной законом, такой налогоплательщик имеет право обратиться в контролирующий орган с жалобой о рассмотрении этого решения".

Решение контролирующего органа - является общим понятием, поэтому хотелось бы конкретизировать, что именно может обжаловать налогоплательщик:

  1. налоговые уведомления об определении сумм налоговых обязательств, штрафных санкций, а также налоговые требования относительно налогового долга;
  2. решения государственной налоговой инспекции о запрете осуществления операций с заставленными активами налогоплательщика;
  3. решения о распределении сумм налоговых обязательств или налогового долга между налогоплательщиками, которые возникают вследствие реорганизации;
  4. решения о погашение сумм налоговых обязательств, обеспеченных налоговым залогом, до проведения реорганизации;
  5. решения государственной налоговой службы об установлении солидарной ответственности по уплате налоговых обязательств налогоплательщика, который реорганизуется;
  6. распространение права налогового залога на все активы налогоплательщика, который создается путем объединения других налогоплательщиков;
  7. продажу активов, находящихся в налоговом залоге;
  8. арест активов;
  9. досрочное расторжение договоров о рассрочке, отсрочке налоговых обязательств по инициативе органа государственной налоговой службы;
  10. применения штрафных санкций;
  11. постановление про административное правонарушение.

Обжалование решения государственной налоговой службы происходит путем подачи жалобы о его рассмотрении. К жалобе прилагаются документы, расчеты и доказательства по усмотрению жалобщика.

Жалоба должна быть оформлена согласно требованиям, указанным в Положении о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы, утвержденному приказом ГНА Украины от 11.12.1996 года № 29. Жалоба должна быть подана в орган государственной налоговой службы на протяжении десяти календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления или другого решения органа государственной налоговой службы.

В жалобе (заявлении) должно быть указано:

  1. фамилия, имя, отчество, местожительство физического лица - налогоплательщика, а для юридического лица - налогоплательщика - его наименование, местонахождение, а также, адрес, на который необходимо прислать решение (ответ) на жалобу, заявление;
  2. наименование органа государственной налоговой службы, которым выдано налоговое уведомление, решение или постановление по делу об административном правонарушении, которое обжалуется; название налога, сбора (обязательного платежа) или штрафной санкции и их сумма;
  3. суть возбужденного вопроса; просьба или требование, а также обоснованное несогласие налогоплательщика с суммой налогового обязательства или с другим решением государственной налоговой службы;
  4. указать, подано или нет исковое заявление в суд, о признании недействительным налогового уведомления или решения органа государственной налоговой службы, а также было ли сообщено соответствующему органу государственной налоговой службы высшего уровня о подаче повторной жалобы (заявления);
  5. подпись физического лица - налогоплательщика, а для юридического лица - налогоплательщика - подпись руководителя, или лица, которое исполняет обязанности руководителя. Если жалоба (заявление) подается в интересах физического или юридического лица, то к жалобе прилагается копия доверенности, оформленной согласно требованиям действующего законодательства, подпись представителя юридического лица, должна быть скреплена печатью.

Важным является то, что во время написания жалобы (заявления) налогоплательщик должен учитывать вопросы аргументации и доказательств. Аргументы нужно подбирать относительно каждого нарушения в отдельности. При наличии нескольких аргументов, их необходимо предъявлять последовательно. При этом аргументацию целесообразно строить таким образом: сначала определить, с чем не согласен налогоплательщик; потом привести норму законодательства, которая была нарушена или которой должны были руководствоваться должностные лица органов государственной налоговой службы. В заключение приводить свои объяснения, почему налогоплательщик так считает.

Доказательствами обстоятельств, на которые ссылается налогоплательщик, могут быть копии документов о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика: информационные письма органов государственной власти; документы, в которых зафиксирована информация о порядке проведения действий или принятии решений, которые налогоплательщик обжалует; судебные решения, которые подтверждают факты, на которые ссылается налогоплательщик, или содержат аргументацию, аналогичную аргументации налогоплательщика; другие предметы и документы, что подтверждают позицию налогоплательщика.

Законодательством установлено, кроме десятидневного, еще и тридцатидневный срок для обжалования решения, которое распространяется:

1) на суммы налогового обязательства по уплате земельного налога, начисленного гражданам - собственникам земельных участков и землепользователям;

2) на суммы налогового обязательства по уплате подоходного налога гражданами, начисленного физическим лицам - субъектам предпринимательской деятельности, гражданам Украины, иностранным гражданам и лицам без гражданства на основании подачи ними деклараций про ожидаемые или про фактически полученные доходы;

3) на решение про: распределение суммы налогового обязательства или налогового долга между налогоплательщиками, которые возникают вследствие реорганизации; установление солидарной ответственности по уплате налоговых обязательств налогоплательщика, который реорганизуется; распространение права налогового залога на все активы налогоплательщика, который создается путем объединения других налогоплательщиков.

К документам, которые прилагаются к жалобе (заявлению), принадлежат: налоговое уведомление, определяющее сумму налогового обязательства; акт проверки и прочие документы (расчеты), на основании которых определено налоговое обязательство; первичная жалоба налогоплательщика и документы, которые подтверждают несогласие налогоплательщика с определенной суммой налогового обязательства и штрафными (финансовыми) санкциями, или неправомерность принятого органом государственной налоговой службы решения.

В случае обжалования постановления по делу об административном правонарушении необходимо предъявить ксерокопии акта проверки, протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении, решения, принятого по рассмотрению жалобы на такое постановление. К жалобе также необходимо приложить надлежащего качества ксерокопии решения, принятого по рассмотрению первичной жалобы, а в определенных случаях, повторной жалобы (заявления) налогоплательщика, и прочие имеющиеся у налогоплательщика документы, которые подтверждают обстоятельства дела.

Налогоплательщик также должен сообщить о предъявлении или не предъявлении искового заявления в суд, о признании недействительным налогового уведомления или другого решения органа государственной налоговой службы, обжаловании в суде постановления по делу об административном правонарушении, наличии постановления о возбуждении уголовного дела.

Компетенция государственных налоговых служб

Органы государственной налоговой службы обязаны принять и рассмотреть жалобу (заявление) налогоплательщика, которая была подана в сроки и в форме, отвечающие требованиям действующего законодательства. Отказывать в принятии жалобы налогоплательщика запрещено.

Если вопросы, возбужденные в жалобе, полученной органом государственной налоговой службы, не относятся к полномочиям налоговой службы, такая жалоба (заявление), в срок не более пяти дней пересылается компетентному органу, должностному лицу, о чем сообщается лицу, приславшему эту жалобу.

Главная обязанность государственной налоговой службы во время рассмотрения жалобы налогоплательщика - проверка законности и обоснованности решения, которое обжалуется. По результатам рассмотрения жалобы, руководитель органа государственной налоговой службы обязан принять мотивированное решение и прислать его на протяжении двадцати календарных дней со дня получения жалобы налогоплательщика.

Следует отметить, что руководитель органа государственной налоговой службы (или его заместитель) может принять решение о продлении вышеуказанных сроков рассмотрения жалобы налогоплательщика, но на срок не более шестидесяти календарных дней, и письменно сообщить об этом налогоплательщику до окончания двадцатидневного срока. Основанием для принятия такого решения может быть: отсутствие приложенных к жалобе (заявлению) документов (акта проверки, расчетов по акту проверки), решения, принятого на основании рассмотрения акту проверки, решения, принятого по рассмотрению жалобы (заявления), необходимых для рассмотрения жалобы (заявления); необходимость дополнительной проверки предоставленных бухгалтерских документов или документов налогового учета.

Руководствуясь приказом Государственной налоговой администрации от 11.12.1996 года № 29, зарегистрированного Министерством юстиции Украины 18 декабря 1996 года под № 723/1748 "Об утверждении Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков государственными налоговыми администрациями", налоговая служба должна принять одно из следующих решений:

1) оставить решение (налоговое уведомление, налоговое требование), которое обжалуется, без изменений, а жалобу (заявление) без удовлетворения;

2) отменить в определенной части решение (налоговое уведомление, налоговое требование), которое обжалуется, и не удовлетворять жалобу (заявление) налогоплательщика в определенной части;

3) отменить решение (налоговое уведомление, налоговое требование), которое обжалуется, и удовлетворить жалобу (заявление) налогоплательщика;

4) принять решение о налоговом компромиссе;

5) увеличить сумму налогового обязательства (пени и штрафных санкций) или налогового долга;

6)оставить жалобу (заявление) без рассмотрения, что предусмотрено статьей 8 Закона Украины "Об обращении граждан", и вернуть ее автору.

Компромиссное решение спора

Государственная налоговая служба, которая уполномочена рассматривать жалобу налогоплательщика в пределах административной апелляционной процедуры, имеет право предлагать такому налогоплательщику компромиссное решение спора, состоящее в частичном удовлетворении жалобы налогоплательщика, обязывая последнего согласиться с принятием налоговых обязательств, начисленным органом государственной налоговой службы.

Основанием для принятия компромиссного решения является наличие у налогового органа таких фактов и доказательств по сути жалобы налогоплательщика, которые дают основание считать, что предложенный налоговый компромисс приведет к более быстрому либо к более полному погашению налогового обязательства, сравнительно с результатами, которые могут быть получены вследствие передачи такого спора для решения судом.

Налоговый компромисс не может быть предложен налогоплательщику до того, пока сотрудник органа государственной налоговой службы, уполномоченный рассматривать жалобу такого налогоплательщика, не обоснует в письменной форме целесообразность налогового компромисса, который должен быть рассмотрен должностным лицом органа государственной налоговой службы. При чем, именно этим должностным лицом было насчитало обжалованное налоговое обязательство, либо сотрудником, который непосредственно подчиняется этому должностному лицу.

В случае если налогоплательщик соглашается на заключение налогового компромисса, указанное решение вступает в силу с момента получения письменного согласия руководителя органа государственной налоговой службы высшего уровня, а сумма налогового обязательства, которая определена условиями налогового компромисса, считается согласованной; данное решение не может быть обжаловано в будущем.

Полезная информация