Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Информ-бюро

сен
21
2010

В водовороте политической борьбы парламент «забыл» о гуманизме и милосердии, как результат — на Украине почти два года не объявлялась амнистия.

В водовороте политической борьбы парламент «забыл» о гуманизме и милосердии, как результат — на Украине почти два года не объявлялась амнистия. И хотя реализация предписаний части 3 статьи 92 Конституции Украины и Закона Украины «О применении амнистии на Украине» является правом Верховного Совета Украины, а не его обязанностью, многие считают, что забывать больше чем на год (напомним, амнистия может быть объявлена не чаще одного раза за календарный год) о лицах, отбывающих наказание (а также лицах, в отношении которых уголовные дела находятся в производстве органов дознания, досудебного следствия или суда, но не рассмотрены последним или рассмотрены, но приговоры относительно этих лиц не вступили в законную силу), не следует.

Тем более что и для государства амнистия в целом выгодна — даже если уйти от «имиджевой» и «морально-этической» составляющих, разгрузка пенитенциарной системы и соответствующая экономия бюджета вполне осязаемы. Как подметил Амброз Бирс, «амнистия — великодушие государства по отношению к тем преступникам, наказать которых ему не по средствам». С другой стороны, достаточно широкий перечень случаев применения амнистии (прежде всего, на стадии досудебного следствия) вызывает вполне логичные протесты и сомнения в обоснованности такого подхода — ведь нивелируются социальная и превентивная функции уголовного наказания, происходит профанация общепризнанных представлений о справедливости и милосердии.

Перспективы «Амнистии-2010» представляются довольно туманными. К моменту открытия очередной седьмой сессии парламента VI созыва данный вопрос в повестку сессии не включен, и даже соответствующий законопроект не зарегистрирован. Вместе с тем правительственным планом законопроектной работы на 2010 год предусмотрено, что Государственный департамент по вопросам исполнения наказаний до конца сентября подготовит и внесет (через Кабинет Министров Украины) на рассмотрение Верховного Совета Украины проект Закона Украины «Об амнистии». Но даже если парламент успеет принять этот закон до Нового года, исполнен он будет в основном уже в 2011-м.

Очевидно, что масштаба конца 90-х, когда осужденных амнистировали десятками тысяч, не предвидится, да и «рекорд» «Амнистии-2008», под которую попали около 3 тысяч лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, похоже, не будет побит. Тем более что существует вероятность существенного пересмотра правил амнистии.

1 июля 2010 года Верховный Совет Укра­ины отправил на повторное второе чтение проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О применении амнистии на Украине» (регистрационный № 4179). Этим проектом предлагается существенно сузить само понятие амнистии и перечень лиц, к которым она может быть применима. Основное предложение — запретить амнистию на стадии дознания, досудебного следствия и в случае, если она находится в производстве суда, но не рассмотрена последним. Авторы законопроекта исходят из того, что уголовная ответственность является основанной на законе обязанностью лица, совершившего преступление, быть подвергнутым осуждению государством и наказанным в соответствии с законом. Такая ответственность наступает лишь за виновные действия лица, осуществленные им преднамеренно или по неосторожности, при наличии всех элементов состава преступления. То есть реализация уголовной ответственности заключается в осуждении виновного лица судом от имени государства, назначении и применении наказания за совершенное деяние. Освобождение лица от уголовной ответственности по амнистии до признания судом его виновным в совершении преступления путем вынесения обвинительного приговора фактически исключает ключевую составляющую ответственности — осуждение со стороны государства. Данную ситуацию можно рассматривать лишь как правовой компромисс между государством в лице соответствующих органов и лицом, совершившим запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, но не признанным судом виновным в совершении преступления. На практике бывают случаи применения амнистии еще на стадии возбуждения уголовного дела, то есть до проведения полноценного следствия, а соответственно — окончательной квалификации деяния.

Также законопроектом № 4179 предусматривается расширение перечня осужденных лиц, к которым амнистия не может быть применена вообще. Прежде всего — к осужденным за совершение умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления, которые отбыли меньше двух третей (сейчас — половины) назначенного приговором суда основного наказания; к лицам, осужденным за преступления средней тяжести, отбывшим менее половины назначенного приговором суда основного наказания; а также к совершившим преступления любой степени тяжести, последствием которых стала гибель двух или более лиц.

Кроме того, предусмотрено изменение порядка освобождения осужденных от отбытия дополнительной меры наказания. Предусматривается, что лицо может быть освобождено от отбытия дополнительного наказания (кроме конфискации имущества), если на день вступления в силу закона об амнистии приговор суда в части дополнительного наказания не был исполнен.

Положения законопроекта № 4179 однозначно направлены на утверждение функций и целей уголовного преследования, принципов законности и неотвратимости наказания, но представляются небезупречными с точки зрения статьи 22 Конституции Украины, согласно которой не допускается сужение существующего объема прав и свобод. И не исключено, что принятие этого закона (даже с учетом возможной доработки концептуально позиция законодателя не изменится) повлечет за собой обращение в Конституционный Суд Украины на предмет проверки его конституционности.

В заключение отметим, что другая форма освобождения от уголовного наказания — на основании акта помилования осужденного Президентом Укра­ины применяется достаточно регулярно. Так, к примеру, в 2006 году было помиловано 1018 осужденных, в 2007 году — 962, в 2008 году — 855, в 2009 году Виктор Ющенко помиловал 573 осужденных, а в начале 2010-го — 130. На официальном сайте Президента Украины отсутствует информация о подписании указов о помиловании Виктором Януковичем. Пред­ставляется, что с утверждением нового состава Комиссии при Президенте Укра­ины по вопросам помилования (Указ Президента Украины от 19 августа 2010 года № 827/2010) процесс активизируется, а там и амнистия от парламента поспеет.


Тезаурус
Амнистия
  • полное или частичное освобождение от уголовной ответственности и наказания определенной категории лиц, которые осуждены за совершение преступления или уголовные дела относительно которых находятся в производстве органов дознания, досудебного следствия или суда, но не рассмотрены последними или же рассмотрены, но приговоры относительно этих лиц не вступили в законную силу (Закон Украины «О применении амнистии на Украине» от 1 октября 1996 года № 392/96-ВР);
  • полное или частичное освобождение от отбывания наказания определенной категории лиц, признанных виновными в совершении преступления или уголовные дела относительно которых рассмотрены судами, но приговоры относительно этих лиц не вступили в законную силу (законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О применении амнистии на Украине», регистрационный № 4179);
  • (греч. — забвение, прощение) акт высшего законодательного органа государства о полном или частичном освобождении от уголовной ответственности и наказания определенных категорий лиц, виновных в совершении преступления (Юридична енциклопедія. — К.: «Укр. енцикл.», 1998. — Т. 1: А—Г, с. 103);
  • предусмотренное актом высшего органа государственной власти полное или частичное освобождение от наказания и его правовых последствий и смягчение наказания определенной категории лиц, осужденных судом, соблюдение и прекращение возбужденного уголовного преследования, а также снятие судимости с лиц, которые отбыли наказание или освобождены от наказания (www.slovnyk.net).
Алексей Насадюк
«Юридическая практика»

Полезная информация