Библиотека - полезная информациямай 30 2010 27 апреля 2010 г. был принят Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (относительно налогообложения дивидендов).
27 апреля 2010 г. был принят Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (относительно налогообложения дивидендов). Причиной изменений являлась незаинтересованность резидентов Украины в получении дивидендов от своих дочерних компаний - нерезидентов ввиду высокой ставки налога на прибыль, в связи с чем такие компании были вынуждены направлять прибыль, получаемую за границей, на рекапитализацию нерезидента. Целью изменений является приведение законодательства Украины к общепринятым международным нормам. Главной идеей изменений является приведение ряда норм Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» № 334/94 от 28.12.1994 г. (далее по тексту – «Закон») относительно уплаты налога при выплате и/или получении дивидендов к нормам Основ Мирового Налогового Кодекса (Basic World Tax Code), разработанного с участием Гарвардского Университета. Так, в соответствии с п. «г» ст. 164 Основ Мирового Налогового Кодекса, предприятие (материнская компания), которое владеет 20 и более процентами капитала иного юридического лица (дочерней компании), ведет отдельный учет дивидендов, полученных от дочерней компании, и не включает их в валовый доход. Кроме того, авансовый взнос по налогу не удерживается с дивидендов, выплачиваемых в размере сумм дивидендов, полученных от дочерних предприятий. Рассмотрим основные особенности изменений в Закон и ряд спорных моментов, которые возникли при толковании таких изменений. 1. Новая редакция ч. 1 п.п. 7.8.6 ст. 7 Закона предусматривает, что юридические лица – резиденты, которые получают дивиденды от резидентов и нерезидентов - юридических лиц, пребывающих под контролем, в соответствии с п. 1.26 ст. 1 Закона (кроме нерезидентов, которые имеют оффшорный статус), не включают их сумму в состав валового дохода (кроме постоянных представительств нерезидентов). В свою очередь, в соответствии с п. 1.26 ст. 1 Закона, под «контролем» понимается владение непосредственно или через связанных физических или юридических лиц наибольшей долей уставного фонда, управление наибольшим количеством голосов в управляющем органе или владение долей уставного капитала не меньше 20 процентов. Таким образом, если дочерняя компания пребывает под контролем плательщика налога на прибыль, такой плательщик не включает полученные дивиденды в валовый доход и не облагает их налогом. Иные дивиденды, выплачиваемые компанией, не пребывающей под контролем плательщика налога на прибыль в понимании п. 1.26 ст. 1 Закона, включаются в валовый доход и облагаются налогом. Исключением к принятой норме об освобождении от уплаты налога на дивиденды является наличие оффшорного статуса страны, резидент которой выплачивает дивиденды, а также наличие статуса постоянного представительства нерезидента – получателя дивидендов. Следует обратить внимание на то, что на Кипр и иные юрисдикции с упрощенной системой налогообложения, которые не относятся к оффшорным юрисдикциям, данное правило по освобождению от уплаты налога также распространяется. При толковании формулировки вышеуказанной нормы возникает спорный вопрос. Формулировка предусматривает, что «юридические лица – резиденты, которые получают дивиденды от резидентов и нерезидентов - юридических лиц, которые пребывают под контролем» не включают в состав валовых доходов указанные дивиденды. В данном контексте становится не совсем понятно, применяется ли принцип «контроля» только к дивидендам, уплачиваемым нерезидентами, или же он также применяется к дивидендам, уплачиваемым как нерезидентами, так и резидентами. Ведь ранее, в соответствии со старой редакцией п.п. 7.8.6 ст. 7 Закона, было четко предусмотрено, что юридические лица – резиденты, которые получают дивиденды от резидентов, не включают их сумму в состав валового дохода (кроме постоянных представительств нерезидентов). Если налоговая служба будет трактовать изменения «по-своему», то, скорее всего, она будет ссылаться на необходимость наличия принципа «контроля» при начислении или неначислении налога на прибыль на дивиденды, получаемые от резидента. В данном случае налогоплательщикам придется ссылаться на п.п. 4.4.1 ст. 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетом и государственными целевыми фондами» № 2181 от 12.12.2000 г., в соответствии с которым «в случае, когда норма закона допускает неоднозначное толкование прав и обязанностей плательщиков налогов, в результате чего существует возможность принятия решения в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу плательщика налогов». 2. По новым правилам, предусмотренным ч. 3 п.п. 7.8.6 ст. 7 Закона, юридические лица – резиденты, которые получают дивиденды от юридических лиц, которые находятся под контролем в соответствии с п. 1.26 ст. 1 Закона, обязаны вести нарастающим итогом учет полученных и выплаченных дивидендов. Следует обратить внимание на то, что данную норму налоговая служба может также использовать для обоснования своей позиции по поводу уплаты налога на дивиденды, полученные от резидента, не связанного с получателем дивидендов вышеуказанным принципом «контроля», ведь данной нормой не предусматривается такой учет дивидендов в случае их выплаты резидентом, не связанным с получателем принципом «контроля». Кроме того, остается не понятным отношение словосочетания «выплаченных дивидендов» к формулировке вышеуказанной нормы. То ли резиденты – плательщики дивидендов также должны вести отдельный учет выплачиваемых ими дивидендов, то ли резиденты – получатели дивидендов должны вести отдельный учет дивидендов, выплачиваемых в размере сумм дивидендов, полученных от дочерних предприятий. 3. Новшеством стало изменение оснований, позволяющих не осуществлять уплату авансового взноса по налогу на прибыль при начислении некоторых категорий дивидендов. Так, в соответствии с новой редакцией п.п. 7.8.5 ст. 7 Закона, авансовый взнос по налогу на прибыль не уплачивается в случае выплаты дивидендов в пределах сумм дивидендов, полученных от юридических лиц, пребывающих под контролем юридического лица, которое осуществляет выплату. Кроме того, был удален пункт, допускавший неуплату авансового взноса в случае уплаты дивидендов плательщиком налога на прибыль, преимущественная часть доходов (более 90 %) которого получена в виде дивидендов, уплаченных юридическими лицами-резидентами, которые пребывают под его контролем. Причина удаления такого пункта неясна, ведь, например, такое юридическое лицо может и не быть связанным принципом «контроля» с резидентами-плательщиками дивидендов, но при этом получать доход преимущественно в виде дивидендов (более 90 %). Таким образом, с одной стороны, появилось дополнительное основание, позволяющее в некоторых случаях не уплачивать авансовый платеж, а, с другой стороны, был удален пункт, позволяющий в иных случаях такой платеж не осуществлять. Ввиду вышеизложенного, в целом такие изменения должны положительно отобразиться на выплате дивидендов нерезидентами своим материнским компаниям, зарегистрированным на территории Украины. Однако, можно допустить, что на практике возникнут спорные вопросы, вытекающих из вышеуказанных изменений в Законе. Поэтому в ближайшем будущем следует ожидать разъяснения и письма налоговой службы относительно правил применения данных изменений. Александр Рудаков, старший юрист Международная юридическая фирма «Integrites» |
Полезная информация |