Омбудсман поделилась алгоритмом определения служебной информации
Уполномоченный ВР по правам человека Валерия Лутковская предоставила разъяснение об отнесении публичной информации к служебной согласно Закону «О доступе к публичной информации».
Для предоставления информациистатуса «для служебного пользования» нужно определить:
- содержится ли информация в документах субъектов властных полномочий, которые составляют внутриведомственную служебную корреспонденцию;
- собрана ли информация в процессе оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности, в сфере обороны страны, которая не отнесена к гостайне.
При этом важно понимать, что соответствие одному из указанных пунктов не относит автоматически информацию к служебной. Это возможно в случае применения «трехсоставного теста» на соответствие информации совокупности следующих требований:
1) ограничение доступа соответствует одному или нескольким таким интересам: в интересах нацбезопасности, территориальной целостности или общественного порядка, охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия;
2) разглашение информации может нанести существенный вред указанным интересам;
3) вред от обнародования такой информации преобладает над общественным интересом в ее получении.
Также нужно установить, принадлежит ли соответствующая информация к такой, доступ к которой по закону не может быть ограничен (в том числе и путем отнесения ее к служебной информации).
Следует помнить, что одна и та же информация не может быть одновременно отнесена к служебной информации и государственной тайне.
Также в разъяснении говорится об алгоритме действий в случае, если поступил запрос на публичную информацию, которая является информацией для служебного пользования. Сразу необходимо определить, существуют ли на день рассмотрения запроса законные основания для ограничения доступа к такой информации.
Важно: ограничению доступа подлежит информация, а не документ. Распорядитель информации не может отказать в предоставлении информации, мотивируя отказ тем, что она содержится в документе, который имеет гриф ДСП. Необходимо проверить, какие именно сведения подлежат ограничению, и предоставить доступ к той части документа, которая в доступе не ограничивается (изъяв или заретушировав части документа, ограниченные в доступе).
Отдельное внимание омбудсман обращает на перечень сведений, составляющих служебную информацию. Такой перечень служит только ориентиром для запращивающих информацию, поэтому не может быть основанием для отказа в предоставлении определенной информации, и, соответственно, отказ со ссылкой на Перечень является грубым нарушением требований Закона.