Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.
Верховный Суд Украины на заседании Судебной палаты по гражданским делам 30 марта 2016 года рассмотрел дело № 6-533цс16 о признании недействительным договора ипотеки.
При рассмотрении была сформирована следующая правовая позиция.
По смыслу части первой статьи 203, части первой статьи 215 ГК основанием недействительности сделки является несоблюдение в момент совершения сделки стороной (сторонами) требований, установленных частями 1 - 3, 5 и 6 статьи 203 настоящего Кодекса, и, в частности, когда содержание сделки противоречит ГК, другим актам гражданского законодательства.
Следовательно, основанием недействительности сделки является несоблюдение стороной (сторонами) требований о соответствии содержания сделки ГК и другим актам гражданского законодательства именно на момент совершения сделки.
По смыслу статьи 60 СК приобретенное супругами за время брака, принадлежит жене и мужу на праве общей совместной собственности, если не доказано обратное.
По смыслу статей 572, 575 ГК ипотека является видом обеспечения исполнения обязательства недвижимым имуществом, которое остается во владении и пользовании ипотекодателя, согласно которому ипотекодержатель имеет право в случае невыполнения должником обеспеченного ипотекой обязательства получить удовлетворение своих требований за счет предмета ипотеки.
В соответствии со статьей 578 ГК и статьи 6 Закона «Об ипотеке» имущество, находящееся в общей собственности, может быть передано в залог (ипотеку) только с согласия всех совладельцев.
Такое согласие по своей правовой природе является односторонней сделкой. Согласно части первой статьи 219 ГК в случае несоблюдения требования закона о нотариальном удостоверении односторонней сделки такая сделка является ничтожной.
Вместе с тем, отсутствие такого согласия само по себе не может быть основанием для признания договора, заключенного одним из супругов без согласия другого супруга, недействительным.
Так, пунктом 6 статьи 3 ГК к основам гражданского законодательства отнесены, в том числе, добросовестность.
В соответствии с частью второй статьи 369 ГК и части второй статьи 65 СК при заключении одним из супругов договора по распоряжению общим имуществом считается, что он действует с согласия другого супруга.
Из анализа указанных норм закона в их взаимосвязи следует сделать вывод, что заключение одним из супругов договора по распоряжению общим имуществом без согласия второго из супругов может быть основанием для признания такого договора недействительным лишь в том случае, если судом будет установлено, что тот из супругов, кто заключил договор в отношении общего имущества, и третье лицо - контрагент по такому договору, действовали недобросовестно, в частности, что третье лицо знало или по обстоятельствам дела не могло не знать о том, что имущество принадлежит супругам на праве общей совместной собственности, и тот из супругов, который заключает договор, не получил согласия другого супруга.
В этом же ключе о добросовестности ВСУ высказался при пересмотре дел № 6-1912цс15, № 6-1622цс15.