Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.
Проведение переоценок (уценок) спорного имущества госисполнителем в связи с тем, что публичные торги не состоялись, не может считаться новой оценкой в понимании Закона «Об исполнительном производстве», торги должны быть проведены по не более чем 6-месячному отчету об оценке
Верховный Суд Украины на заседании Судебной палаты по гражданским делам 29 июня 2016 года рассмотрел дело № 6-370цс16 о признании публичных торгов недействительными.
При рассмотрении была сфомирована правовая позиция, согласно которой торги, проведенные по более, чем шестимесячному отчету об оценке, признаются недействительными.
С учетом норм части первой статьи 3 ГПК, части первой статьи 15, части первой статьи 16 ГК правом на обращение в суд за защитой обладает лицо в случае нарушения, непризнания или оспаривания именно его прав, свобод или интересов, а также в случае обращения в суд органов и лиц, уполномоченных защищать права, свободы и интересы других лиц или государственные и общественные интересы. Суд должен установить, были ли нарушены, не признаны или оспорены права, свободы или интересы этих лиц, и в зависимости от установленного решить вопрос об удовлетворении исковых требований или отказе в их удовлетворении.
Согласно части второй статьи 16, частью первой статьи 215 ГК одним из способов защиты нарушенного права является признание недействительной сделки, заключенной с несоблюдением стороной (сторонами) требований, установленных частями первой - третьей, пятой, шестой статьи 203 ГК, в частности в связи с несоответствием содержания сделки настоящему Кодексу и другим актам гражданского законодательства.
Правовая природа продажи с публичных торгов дает основания для возможности признания торгов недействительными по правилам признания недействительными сделок, в том числе на основании норм гражданского законодательства (статьи 203, 215 ГК) о недействительности сделки как такой, что не соответствует требованиям закона, в случае невыполнения требований по процедуре, порядке проведения торгов, предусмотренных Временным положением о порядке проведения публичных торгов по реализации арестованного недвижимого имущества.
Частью третьей статьи 62 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что имущество передается на реализацию по цене и в порядке, определенным статьей 58 настоящего Закона.
Согласно части первой статьи 58 Закона «Об исполнительном производстве» определение стоимости имущества должника проводится государственным исполнителем по рыночным ценам, действующим на день определения стоимости имущества. Для проведения оценки недвижимого имущества и имущества, стоимость которого превышает сто необлагаемых минимумов доходов граждан, государственный исполнитель привлекает субъекта оценочной деятельности - субъекта хозяйствования, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине».
В соответствии с частью пятой статьи 58 указанного Закона отчет об оценке имущества в исполнительном производстве считается действующим в течение 6 месяцев со дня его подписания субъектом оценочной деятельности - субъектом хозяйствования. По истечении этого срока оценка имущества проводится повторно.
На момент проведения публичных торгов, в том числе повторных торгов, для определения стоимости объекта оценки отчет об оценке имущества должен быть действительным.
Повторные публичные торги должны состояться в пределах шестимесячного срока с момента подписания отчета об оценке имущества. После истечения этого шестимесячного срока обязательным условием назначения и проведения публичных торгов является получение нового отчета об оценке имущества. Проведение публичных торгов по реализации имущества по цене, определенной отчетом об оценке имущества, утратившим силу, является нарушением установленных законодательством правил о порядке реализации имущества на публичных торгах, в том числе правил об определении стартовой цены реализации имущества, а именно части пятой статьи 58 Закона «Об исполнительном производстве», пунктов 3.2, 3.4 Временного положения.
Проведение переоценок (уценок) спорного имущества государственным исполнителем в связи с тем, что публичные торги не состоялись, не может считаться новой оценкой в понимании положений части пятой статьи 58 Закона «Об исполнительном производстве».
Таким образом, проведение публичных торгов по реализации имущества по цене, определенной отчетом об оценке имущества, который утратил силу, является основанием для признания этих торгов недействительными при нарушении прав и законных интересов лица, который их оспаривает.