Библиотека - полезная информацияиюль 13 2016 Обнародовано постановление Суда Верховный Суд Украины на заседании Судебной палаты по гражданским делам 29 июня 2016 года рассмотрел дело № 6-1376ц16 по иску прокурора об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, и по иску обслуживающего кооператива об отмене распоряжений, признании госактов и договоров купли-продажи недействительными и истребовании земельных участков из чужого незаконного владения. При рассмотрении была сформирована следующая правовая позиция. В соответствии с частью второй статьи 152 ЗК собственник земельного участка или землепользователь может требовать устранения всяких нарушений его прав на землю, даже если эти нарушения не связаны с лишением права владения земельным участком, и возмещения причиненных убытков. В соответствии со статьей 387 ГК собственник вправе истребовать свое имущество от лица, незаконно, без соответствующего правового основания завладевшего им. Статьей 330 ГК установлено, что в случае, если имущество отчуждено лицом, не имевшим на это права, добросовестный приобретатель приобретает право собственности на него, если в соответствии со статьей 388 ГК имущество не может быть истребовано у него. Статьей 396 ГК установлено, что лицо, имеющее вещное право на чужое имущество, имеет право на защиту этого права в соответствии с положениями главы 29 ГК, в том числе и на истребование этого имущества от добросовестного приобретателя. К спорным правоотношениям об истребовании земельных участков из владения получателей и возврата их в собственность государства подлежит применению статья Первого Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Первый протокол, Конвенция), согласно которой каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения не ограничивают права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов. Согласно установившейся практики ЕСПЧ (среди многих других, решение ЕСПЧ по делам «Спорронг и Леннрот против Швеции» от 23 сентября 1982 года, «Джеймс и другие против Соединенного Королевства»от 21 февраля 1986 года, «Щекин против Украины» от 14 октября 2010 года, «Серков против Украины» от 7 июля 2011 года, «Бывший король Греции и другие против Греции» от 23 ноября 2000 года, «Булвес» АД против Болгарии» от 22 января 2009 года, «Трегубенко против Украины» от 2 ноября 2004 года, «East / West Alliance Limited» против Украины» от 23 января 2014 года) наработано 3 критерия, которые следует оценивать на предмет совместимости меры вмешательства в право человека на мирное владение имуществом с гарантиями статьи 1 Протокола, а именно: - является ли вмешательство законным; - преследует ли оно «общественный», «публичный» интерес; - является ли такая мера (вмешательство в право на мирное владение имуществом) пропорциональной определенным целям. ЕСПЧ констатирует нарушение статьи 1 Протокола, если хотя бы один из критериев не будет соблюден. Принятие решения о передаче в частную собственность земли государственной или коммунальной собственности лишает Украинский народ в целом (статья 13 Конституции) или конкретную территориальную общину правомочий собственника земли в том объеме, который позволяет ее статус как земли соответственно государственной или коммунальной собственности. В этом контексте в сфере земельных правоотношений важную роль играет конституционный принцип законности приобретения и реализации права собственности на землю в сочетании с соблюдением принципов правового порядка в Украине, в соответствии с которыми органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины (статьи 14, 19 Конституции). Итак правоотношения, связанные с выбытием земель из государственной или коммунальной собственности, составляют «общественный», «публичный» интерес, а незаконность (если будет установлена) решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, на основании которого земельный участок выбыл из государственной или коммунальной собственности, такому общественному интересу не отвечает. Статья 1 Протокола гарантирует защиту права на мирное владение имуществом лица, которео законным путем, добросовестно приобрело имущество в собственность, и для оценки соблюдения «справедливого баланса» в вопросах лишения имущества имеют значение обстоятельства, по которым имущество было приобретено в собственность, поведение лица, из собственности которого имущество истребуется. Согласно практике ЕСПЧ (например, решение от 8 июля 1986 года в деле «Литгоу и другие против Соединенного Королевства») одним из элементов соблюдения принципа «пропорциональности» при вмешательстве в право человека на мирное владение имуществом является предоставление ему справедливой и обоснованной компенсации, поэтому покупатель, у которого изымается имущество, не лишен возможности ставить вопрос о возмещении причиненного ущерба на основании статьи 661 ГК, которая устанавливает, что в случае изъятия по решению суда товара у покупателя в пользу третьего лица по основаниям, возникшим до продажи товара, продавец должен возместить покупателю причиненные ему убытки, если покупатель не знал или не мог знать о наличии этих оснований. |
Полезная информация |