Библиотека - полезная информацияокт 04 2016 Обнародована правовая позиция ВСУ Верховный Суд Украины на заседании Судебной палаты по гражданским делам 7 сентября 2016 года рассмотрел дело № 6-1030цс16 по иску прокурора о признании незаконными и отмене распоряжений председателя районной госадминистрации и председателя областной госадминистрации, признании недействительными госактов на право собственности на земельные участки, истребовании земельных участков из чужого незаконного владения. При пересмотре дела ВСУ пришел к выводу, что суды не выяснили всех фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, не дали оценки материалам, имеющимся в деле, поэтому пришли преждевременным выводам о том, что прокурор не предоставил надлежащих и допустимых доказательств в подтверждение своих исковых требований, в частности об изъятии земель лесного фонда в виде единого массива площадью, превышающей 1 га. Была сформирована следующая правовая позиция. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений определены статьей 27 Лесного кодекса, к которым, в частности, относится передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности. В соответствии с частью девятой статьи 149 Земельного кодекса (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) Кабинет Министров изымает земельные участки государственной собственности, которые находятся в постоянном пользовании, - пашню, многолетние насаждения для несельскохозяйственных нужд, леса площадью более 1 га для нелесохозяйственных потребностей, а также земельные участки природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, кроме случаев, определенных частями пятой-восьмой настоящей статьи, и в случаях, определенных статьей 150 настоящего Кодекса. В пересматриваемом деле спорные земельные участки являются землями лесного фонда, отнесенными к I категории лесов и находились в государственной собственности до принятия оспариваемых распоряжений и их передачи ответчикам. Судам необходимо было определиться, не направлены ли правовые акты индивидуального действия председателя областной государственной администрации на распоряжение землями лесного фонда в виде единого массива площадью, значительно превышающей 1 га, и в связи с этим, не свидетельствуют ли эти действия о превышении председателем областной госадминистрации своих полномочий, предусмотренных законом. |
Полезная информация |