Библиотека - полезная информацияавг 12 2010 Многолетняя борьба представителей отрасли альтернативного топлива и энергии увенчалась успехом - с 1 января 2010 года вступили в силу налоговые льготы в сфере альтернативной энергетики. Это произошло, благодаря принятию Закона Украины № 1391-VI от 21 мая 2009 года «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия производству и использованию биологических видов топлива» (дальше по тексту – Закон №1391).
Многолетняя борьба представителей отрасли альтернативного топлива и энергии увенчалась успехом - с 1 января 2010 года вступили в силу налоговые льготы в сфере альтернативной энергетики. Это произошло, благодаря принятию Закона Украины № 1391-VI от 21 мая 2009 года «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия производству и использованию биологических видов топлива» (дальше по тексту – Закон №1391). Законом №1391 для участников рынка биотоплива предусмотрены льготы по следующим налогам и сборам:
Учитывая текущую экономическую ситуацию в стране, утверждение такого количества налоговых льгот является настоящим прорывом.
17 июня 2010 года Верховной Радой Украины принят в первом чтении проект Налогового кодекса Украины (регистрационный № 6509). За принятие за основу проекта Налогового кодекса Украины проголосовало 247 депутатов из 374 присутствующих. Против данного законопроекта проголосовало 16 депутатов: 11 из Фракции «Блок Юлии Тимошенко», 5 из Фракции «Наша Украина – Народная самооборона». Несмотря на отсутствие серьезного сопротивления против принятия проекта Налогового кодекса Украины в зале Верховной Рады, общественность приняла данный законопроект весьма негативно. Причиной тому могла стать банальная боязнь неведомого и, значит, опасного или воспоминания непростых времен, когда Государственную Налоговою Администрацию Украины возглавлял Николай Азаров – автор Налогового кодекса. Рассмотрим, что приготовили разработчики новых налоговых правил для участников рынка альтернативного топлива и энергетики. Таможенный сбор и таможенные платежи
Общими положениями проекта Налогового кодекса установлено, что отношения, которые возникают в связи с налогообложением операций по перемещению товаров через таможенную границу Украины, регулируются Налоговым кодексом, а также законами по вопросам таможенного дела. Т.е. преференции, полученные отраслью альтернативной энергетики, по уплате таможенных платежей и сборов остаются в силе. Акцизный сбор и акцизный налог
Согласно действующему закону № 1391 до получения биоэтанола производителями для изготовления топлива моторного смесевого выдается налоговый вексель, авалированный банком, на сумму акцизного сбора, начисленного на объем биоэтанола, получаемого исходя из ставки, которая определяется как разница между полной ставкой акцизного сбора на спирт этиловый, предусмотренная действующим законодательством, и ставкой 0 гривен за 1 литр 100-процентного спирта. Проектом Налогового кодекса понятие акцизного сбора заменяется понятием акцизного налога, который представляет собой косвенный налог на потребление отдельных видов товаров (продукции), определенных Налоговым кодексом как подакцизные, который включается в цену таких товаров (продукции). Хотелось бы отметить, что в тексте проекта Налогового кодекса встречается использование понятия «акцизный сбор» с ссылками на раздел «Акцизный налог», что противоречит понятийному аппарату проекта Налогового кодекса и может быть почвой для злоупотребления плательщиками налогов. Понятийный аппарат раздела «Акцизный налог» проекта Налогового кодекса несколько отличается от действующих на сегодня понятий согласно закону № 1391. Среди понятий, определяющих работу отрасли альтернативного топлива, в проекте Налогового кодекса такие, как:
Проектом Налогового кодекса предполагается взимать акцизный налог по ставке 0 гривен за 1 литр 100-процентного спирта с:
Т.е. налоговая льгота, введенная законом № 1391, остается в силе без ограничения срока ее действия, но с дополнительным введением определения целевого использования биоэтанола. При нецелевом использовании биоэтанола и спирта этилового налогоплательщик заплатит штраф в зависимости от объемов нецелевого использования, а также акцизный сбор, предусмотренный проектом Налогового кодекса, увеличенный в полтора раза. Право на получение налогового векселя на сумму начисленного акцизного сбора в проекте Налогового кодекса отражено в 19 статье раздела «Акцизный налог». Проектом Налогового кодекса запрещается при производстве биоэтанола на спиртовых заводах: Налог на прибыль предприятий
И Законом «О налогообложении прибыли предприятий» №1963-XII от 11 декабря 1991 года (далее – Закон о налоге на прибыль), и проектом Налогового кодекса Украины предусматривается, что от налогообложения налогом на прибыль до 1 января 2020 года освобождаются:
В рамках действующего законодательства и законопроекта суммы средств, которые были получены в результате применения налоговой льготы, должны быть направлены на удешевление стоимости продукции. Также на 5 лет с момента получения прибыли от внедрения технологий повышения энергоэффективности производства Законом о налоге на прибыль предусматривается освобождение от уплаты налога прибыль предприятий, полученная от продажи на таможенной территории Украины товаров собственного производства, определенных Кабинетов Министров Украины:
Суммы средств, которые были получены в результате применения налоговой льготы, должны быть направлены на увеличение объемов производства. Проектом Налогового кодекса предусматривается сокращение размера данной льготы до 80% и ликвидацию срока применения такой налоговой льготы. На 5 лет с момента получения прибыли от внедрения технологий повышения энергоэффективности производства Законом о налоге на прибыль предусматривается сокращение на 50% налога прибыль предприятий, которые включены в Государственный реестр предприятий, учреждений и организаций, которые занимаются разработкой, внедрением и использованием энергосохраняющих мероприятий и энергоэффективных проектов. Проект Налогового кодекса предусматривает сохранение данной льготы без ограничения срока ее применения; обязывает налогоплательщика вести отдельный учет прибыли/убытка, полученного от внедрения энергосберегающих мероприятий, а также использовать средства, полученные в результате применения налоговой льготы, на увеличение объемов производства в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины. Таким образом, проект Налогового кодекса освобождая налогоплательщика, одновременно обязывает его и устанавливает за ним дополнительный контроль. Как известно, где обязанность и контроль, там же – ответственность. Так, проектом Налогового кодекса предусмотрена ответственность налогоплательщика за нарушение целевого использования указанных выше средств в виде уплаты недоплаченного налога на прибыль, а также пени в размерах, определенных законодательством Украины. А это двойная учетная ставка НБУ за каждый день несанкционированного использования налоговой льготы. Амортизация
Проект Налогового кодекса кардинально меняет ситуацию с начислением амортизации. Если Законом о налоге на прибыль предусматривалась возможность использования до 1 января 2019 года бонусной амортизации в виде:
Проектом Налогового кодекса метод уменьшаемого остатка балансовой стоимости заменяется прямолинейным и методом ускоренного уменьшения балансовой стоимости. Т.е. вместо фиксированного коэффициента уменьшения балансовой стоимости для определенных группы основных фондов установлен граничный срок использования по различным группам основных фондов. Если сейчас существует всего 4 группы основных средств, то проектом Налогового кодекса планируется ввести 16. Кроме того, проект Налогового кодекса не предусматривает отдельного режима амортизации для предприятий, производящих альтернативное топливо или использующих его. Если сравнивать действующий метод амортизации с учетом бонусной амортизации, то для оборудования и оснащения отрасль получает более выгодные условия. Для основных средств, на сегодняшний день относящихся к 4-й группе, условия ухудшаются. Рассмотрим на примере.
Пример 1. В 1-м квартале 2011 года вводится в эксплуатацию оборудование А по производству биотоплива стоимостью 100 000 грн. Согласно Закону о налоге на прибыль оборудование А относится в группе 3 при ставке амортизации 6% в квартал, а также возможности применения 50% бонусной амортизации в 1-м квартале эксплуатации. По проекту Налогового кодекса такое же оборудование А будет относится к 4-й группе с минимальным допустимым сроком полезного использования 5 лет.
Пример 2. В 1-м квартале 2011 года вводится в эксплуатацию компьютер Б предприятием по производству альтернативного топлива стоимостью 10 000 грн. Согласно Закону о налоге на прибыль компьютер Б относится в группе 4, ставка амортизации 15% в квартал и возможность применения 100% бонусной амортизации в 1-м квартале. Согласно проекту Налогового кодекса компьютер Б будет относится к подгруппе 4 с минимальным допустимым сроком полезного использования 2 года. Подоходный налог
Согласно ст. 5.3.7. Закона Украины № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц» от 22 мая 2003 года (далее – Закон о подоходном налоге) физические лица – плательщики подоходного налога имеют право на получение налогового кредита, если в годовой налоговой декларации он укажет сумму, которую потратил в течение отчетного налогового года на переоборудование собственного транспортного средства для эксплуатации его с использованием топлива моторного смесевого, биоэтанола, биодизеля, сжатого или скрапленного газа и других видов биотоплива. Т.е. сумма подоходного налога, которую должен плательщик налога заплатить по результатам года уменьшится на 15% от стоимости переоборудования своего транспортного средства. Проектом Налогового кодекса предполагается предоставление права на налоговую скидку, в которую разрешено включить затраты на переоборудование собственного транспортного средства для его эксплуатации с использованием различных видов биотоплива. Суть налогового кредита по Закону о подоходном налоге отражена в сути налоговой скидки для физических лиц, которые не являются субъектами предпринимательства. Транспортный сбор
В Законе Украины № 1963-XII «О налоге с собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» от 11 декабря 1991 года (далее – Закон о транспортном сборе) указано, что ставка налога с собственником транспортных средств, оснащенных оборудованием, которое позволяет использовать как топливо сжатый или скрапленный газ, альтернативные виды жидкого или газового топлива – используется с коэффициентом 0,5. Проектом Налогового кодекса упрощается название налога с собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов до «налога на транспортные средства». Коэффициента, понижающего ставку налога, проектом Налогового кодекса не предусмотрено. При этом ставки налога на транспортные средства несколько изменились по сравнению с действующими на сегодня ставками транспортного сбора. Приведем несколько примеров:
Экологический налог или сбор за загрязнение окружающей природной среды (далее - сбор) В соответствии с Законом Украины № 1264-XII «Об охране внешней природной среды» от 25 июня 1991 года и Постановлением Кабинета Министров Украины № 303 «Об утверждении порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскания этого сбора» от 1 апреля 1999 года (далее – Постановление № 303) определено, что сбор за загрязнение окружающей среды должны платить все учреждения, организации, предприятия и граждане, которые совершают:
Объектами исчисления сбора для передвижных источников загрязнения являются объемы фактически использованных видов горючего, в результате сжигания которых образуются загрязняющие вещества. Т.е. сбор уплачивается не за транспортные средства, а за выбросы загрязняющих веществ этими средствами. Приложением к Постановлению № 303 установлены ставки сбора в разрезе загрязняющих веществ. Согласно действующему законодательству ставки сбора индексируются с учетом уровня инфляции. Аналогичным по сути сбору, который планируется ввести проектом Налогового кодекса, является экологический налог. Он представляет собой общегосударственный платеж, который осуществляется с фактических выбросов в атмосферный воздух, выбросов в водные объекты загрязняющих веществ, размещение отходов, фактического объема созданных радиоактивных и с фактического объема радиоактивных отходов, накопленных до 1 апреля 2009 года. Налоговыми агентами все также остаются оптовые и розничные торговцы топлива. Т.е. именно они будут добавлять к реализационной стоимости экологический налог. Проектом Налогового кодекса предусматривается более глубокая детализация источников загрязнения. Так, у плательщиков налога появится возможность платить меньше налогов, если они используют экологически более безопасные виды топлива, чем традиционные, такие как: биодизель и бензин смесевой. Сравним действующие ставки сбора и экологического налога по некоторым источникам загрязнения. Резюме
Проект Налогового кодекса, как все новое, несет в себе изменение уже привычного уклада ведения бизнеса для отрасли альтернативного топлива и энергетики. Основные положения, за которые боролись «альтернативщики» и добились принятия в десятках различных нормативно-правовых документах, перенесены на страницы проекта Налогового кодекса. Такие существенные нормы для всех хозяйствующих субъектов, как порядок амортизации, кардинально изменены. Отрасль альтернативного топлива и энергетики лишилась предоставленной только ей бонусной амортизации, но получила в распоряжение, наряду с предприятиями других отраслей, более прогрессивные методы начисления амортизации. Столь важную нулевую ставку акцизного сбора для производителей биоэтанола и биотоплива разработчики проекта Налогового кодекса оставили, но ввели обязательство целевого использования, а также штрафные санкции за его нарушение. Владельцы транспортных средств, которые работают на биотопливе, в проекте Налогового кодекса лишились права на уменьшение транспортного сбора. Но получили потенциальную возможность заправлять свои автомобили биотопливом по цене, которая должна быть ниже цены традиционного топлива. Такая возможность появится у автолюбителей, благодаря тому, что введена градация ставок экологического налога. При этом ставка акцизного налога на топливо традиционное и альтернативное зафиксирована на одном уровне. Предлагаемые проектом Налогового кодекса ставки практически всех налогов, которые касаются деятельности предприятий отрасли альтернативного топлива и энергетики, увеличены даже по сравнению с проиндексированными действующими ставками налогов и сборов. Хотелось бы верить, что принятие проекта Налогового кодекса с увеличением налоговой нагрузки не принесет упадка экономике Украины. Что введенные новые ставки налогов (с дифференциацией на альтернативное и неальтернативное топливо) и «старые» преференции для рынка альтернативной энергетики покажут потребителям, что использование чистой энергии не только экологически безопасно, но и экономически выгодно. Оксана Адамовская эксперт по учетно-финансовым вопросам «Правовая группа «Доминион» |
Полезная информация |