Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

авг
18
2010

Как по упрощенной процедуре будет регистрироваться прекращение деятельности юрлиц и физлиц — предпринимателей

Чтобы упорядочить несчетное количество записей о регистрации в Едином государственном реестре (ЕГР), парламент утвердил изменения в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (Закон), которыми, в частности, установил упрощенную процедуру регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

Согласно Закону, такая процедура ликвидации будет проводиться госрегистратором на основании судебного решения:

— об отмене (признании недействительной) государственной регистрации юрлица или физлица — предпринимателя в случаях, предусмотренных законом, если такое решение принято судом до 1 июля 2004 года (кроме судебного решения о признании банкротом);

— о прекращении предпринимательской деятельности, не связанной с банкротством, если такое решение принято судом после 1 июля 2004 года и в случае непредоставления государственному регистратору необходимых документов в течение трех лет с момента опубликования в специализированном печатном СМИ объявления о вынесении соответствующего судебного решения.

После того, как регистратор вносит в ЕГР запись о том, что им начат процесс проведения упрощенной процедуры госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности юрлица или физлица — предпринимателя, он направляет заказным письмом уведомление в органы статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фонды социального страхования о начале такой процедуры. В течение месяца, после этого, указанные органы должны направить ему соответствующие справки о списании задолженностей у ликвидируемого лица. После получения таких справок регистратор вносит в ЕГР запись о прекращении юрлица по упрощенной процедуре путем ликвидации.

В случае поступления регистратору от заинтересованных органов, кредиторов юрлица сообщений о возражении осуществлению упрощенной процедуры регистрации прекращения, регистратор вносит в ЕГР запись о приостановлении процесса проведения процедуры на основании таких возражений. После снятия возражений или по истечении года со дня внесения такой записи, регистратор повторно начинает упрощенную процедуру госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности.

Партнер АК «Коннов и Созановский» Елена Яремчук считает, что основная цель этого Закона — «очистить» ЕГР от проблемных юридических лиц, которые фактически брошены участниками, в основной своей массе это так называемые компании-однодневки, которые в свое время создавались в огромном количестве, а также физлиц — предпринимателей, прекративших свою предпринимательскую деятельность в силу различных причин и не подавших регистратору документы для внесения в ЕГР записи о прекращении предпринимательской деятельности.

Упрощенная процедура, введенная Законом, направлена на такие группы субъектов: 1) те, в отношении которых до 1 июля 2004 года вынесено судебное решение об отмене государственной регистрации (не связанное с банкротством); 2) те, в отношении которых вынесено судебное решение о прекращении деятельности после 1 июля 2004 года, и в течение трех лет после публикации сообщения в специализированном печатном СМИ о них не поданы ликвидатором документы для внесения информации в ЕГР об их прекращении.

При этом логично, что осуществление действий для реализации упрощенной процедуры полностью возлагается на регистраторов, которые должны будут самостоятельно направлять соответствующие уведомления в налоговые органы, фонды социального страхования, органы Пенсионного фонда, Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР).

По мнению г-жи Яремчук, на практике положения Закона не заработают до внесения изменений в нормативные акты, регулирующие деятельность налоговых органов, фондов социального страхования и Пенсионного фонда в отношении проведения проверок ликвидируемых субъектов и выдачи справок об отсутствии задолженностей перед бюджетом и фондами.

Как отмечает юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Оксана Зизда, действующее законодательство Украины предусматривает достаточно сложную и затратную процедуру регистрации прекращения юридического лица по решению его собственника. На практике собственники юридического лица зачастую полностью выводят активы с ликвидируемого предприятия, увольняют всех сотрудников, принимают решение о прекращении юридического лица и не совершают действий, предусмотренных законодательством, для внесения госрегистратором записи о прекращении юридического лица в ЕГР, а именно: не обращаются в компетентные органы с заявлениями о назначении проверок, не формируют ликвидационную комиссию и т.д.

Принятие данного Закона направлено, в первую очередь, на упрощение процедуры внесения в ЕГР записи о прекращении юрлиц, не совершающих действий, предусмотренных законодательством для их прекращения, и на отображение достоверной информации о действующих юрлицах в ЕГР.

Вместе с тем Закон устанавливает, что регистратор вправе инициировать упрощенную процедуру прекращения юрлица на основании решения суда, принятого после 1 июля 2004 года, при условии, что с момента публикации уведомления о его прекращении в Бюллетене государственной регистрации регистратору не были поданы все документы, предусмотренные для регистрации прекращения такого юридического лица.

Указанное позволяет заключить, что, несмотря на положительные изменения, государственная регистрация прекращения бездействующих юридических лиц на основании решения суда, принятого после 1 июля 2004 года, будет осуществляться и соответственно станет известной заинтересованным лицам исключительно после истечения указанного трехлетнего срока.

Александр Рудаков, старший юрист МЮФ Integrites считает, что относительно эффективности упрощенной процедуры возникает ряд спорных моментов.

Упрощение процедуры состоит в том, что после направления государственным регистратором уведомления о начале процедуры прекращения в органы статистики, Пенсионного фонда, налоговой службы, ГКЦБФР (в случаях с акционерными обществами), фонды социального страхования последние должны в месячный срок предоставить регистратору справки о статусе задолженности ликвидирующейся компании. При этом регистратор сам подготавливает регистрационную карточку на проведение регистрации прекращения юридического лица в связи с ликвидацией. По общей же процедуре такие справки должен получать и подавать регистратору председатель ликвидационной комиссии, так же, как он обязан подавать регистрационную карточку.

Несмотря на вышесказанное, существуют и сложности, связанные с эффективностью применения упрощенной процедуры. Во-первых, при получении упомянутых справок законом не предусматривается принцип, подобный принципу «молчаливого согласия» в разрешительной деятельности. Поэтому несоблюдение соответствующими органами срока, отведенного для предоставления таких справок, не может трактоваться регистратором как отсутствие задолженности перед соответствующим органом. Таким образом, сроки ликвидации могут затянуться. Во-вторых, в случае возникновения претензий вышеуказанных органов относительно задолженности процедура прекращения приостанавливается. По общей процедуре получения справок есть возможность «на месте» выяснить в данных органах информацию о наличии задолженности, которую можно тут же погасить. В то время, как и при упрощенной процедуре, такая информация получается от регистратора, и только затем осуществляется погашение, что также влияет на быстроту регистрации прекращения.

Ольга Тимохина
«Юридическая практика»
 

Полезная информация