Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

окт
10
2010

О правовом урегулировании актов взаимодействия, совершаемых в украинской церкви

Бытует мнение, что церковь (религиозные организации) не предоставляет никаких услуг, а основную часть средств, которые она получает, составляет жертва, которую человек дает Богу. В свою очередь, служители культа (священнослужители), совершающие богослужения в церкви, являются своего рода посредниками между Богом и людьми, и их миссия заключается в первую очередь в служении Богу.

Из этого следует вывод, что совершение в церкви акта взаимодействия между верующими и служителями культа, в результате которого, с одной стороны, передается/получается жертва, а с другой — оказывается встречное служение, не может в принципе рассматриваться как некий акт взаимообмена: «я — тебе, а ты — мне», потому что устремления как первых, так и вторых направлены к Богу, а не друг к другу. А значит, такой акт нельзя рассматривать как куплю-продажу или услуги. Соответственно, и государственные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, возникающие в результате осуществления операций купли-продажи товаров (предоставления услуг, выполнения работ), не распространяются на указанные операции. Получается, что они вообще выпадают из гражданского оборота.

Так ли это? Постараемся ответить в этой статье.

Перечень актов взаимодействий, совершаемых в церкви Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» от 23 апреля 1991 года (Закон) выделяет две группы актов взаимодействий, совершаемых в церкви (статьи 21, 22):богослужения и распространение предметов культового назначения.

Эти термины не определены Законом, поэтому обратимся к их общеупотребительному значению.

Богослужения представляют собой «...выполнение в церкви религиозных обрядов...» Внешне они являются сочетанием особых священнодействий и молитв.

Некоторые из богослужений священнослужители совершают по заказу отдельных лиц (как физических, так и юридических). Называются такие богослужения требами. Все остальные богослужения совершаются в соответствии с суточным, недельным и годовым циклами, как преду­смотрено церковным уставом (типиконом) и индивидуальным для каждого прихода распорядком служения, или сверх этого по необходимости (например, освящение храма).

Под распространением понимается как продажа, так и раздача, передача и т.п. многим для приобретения, ознакомления и т.п. То есть этот акт подразумевает как продажу, так и раздачу соответствующих предметов даром.

Источники поступления средств в церкви

Закон, который, по идее, должен содержать четкий перечень разрешенных источников поступления средств для церкви, такого перечня не содержит. Лишь в результате анализа различных норм Закона можем сделать вывод, что это могут быть в первую очередь:

— средства от распространения предметов религиозного назначения (статья 22: «...Религиозные орга­низации имеют право... распространять предметы религиозного назначения, религиозную литературу и прочие информационные материалы религиозного содержания...»);

— добровольные пожертвования граждан, организаций (статья 18: «...Рели­гиозные организации имеют право обращаться за добровольными финансовыми и прочими пожертвованиями и получать их...»).

Как это ни странно, но данный Закон не содержит прямого запрета на осуществление религиозной организацией деятельности, не связанной с проведением богослужений, как, впрочем, не содержит и прямого разрешения. Эту особенность религиозные организации могут ­использовать в обоснование оказания ими как сопутствующих культовым услуг — проведение похорон (такой вид услуг преду­смотрен также Перечнем культовых услуг и предметов культового назначения, операции по предоставлению и продаже которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденным постановлением КМУ № 1010 от 12 сентября 1997 года), организация паломничеств и т.д., — так и всех прочих (например, оказание автоуслуг и т.п.).

Но главное при этом, чтобы все источники поступления средств, виды актов взаимодействия (услуг, распространения предметов культового назначения), сопутствующих услуг, видов деятельности и пр., получаемые/оказываемые религиозной организацией, были в обязательном порядке предусмотрены ее гражданским уставом (положением), с указанием цели получения/оказания: «…на содержание религиозной организации».

Экономическая сущность торговли в церкви

Как было сказано выше, за проведение некоторых видов богослужений, распространение предметов культового назначения религиозная организация может взимать плату. Другим источником поступления средств являются добровольные пожертвования, третьим — оказание прочих услуг, не связанных прямо с богослужебной деятельностью.

Третий источник в большинстве своем является обыкновенной операцией купли-продажи, со всеми вытекающими гражданско-правовыми, налоговыми и учетными последствиями.

А вот первый и второй, наоборот, в большинстве своем имеют характер жертвы.

Pелигиозная совесть напоминает человеку, что он пользуется теми талантами, теми возможностями, теми дарами, ­которые даровал ему Творец, поэтому хотя бы частичку своего труда он должен вернуть с благодарностью Ему, в Его храм.

Но каким образом сегодня принести в храм частичку своего труда людям разных профессий, скажем, журналисту или ученому? Не экземпляр же газеты со ­своей статьей приносить. Да ведь ­зарабатывают люди так называемый всеобщий эквивалент — деньги. Вот деньги люди и несут в храм. Только деньги не используют в богослужениях, поэтому предварительно их следует обменять на предметы, которые нужны для проведения богослужений — свечи, масло, ладан...

Таким образом, становится понятным, что в данном случае отсутствует привычная нам торговля (товарами, услугами). Происходит совершенно особый акт взаимодействия: человек приносит свою жертву. Здесь говорит его совесть, а не его жадность. Человек фактически отдает, а не получает.

А что говорит церковное право?

Прежде всего определимся с тем, что же представляет собой церковное право. Статус церкви в государстве устанавливается самим государством, то есть законодательством страны ее местонахождения. Этот тезис следует из абзаца 1 статьи 5 Закона, который гласит, что на Украине осуществление государственной политики относительно религии и церкви принадлежит исключительно к ведению государства. Следовательно, законы (Конституция, кодексы, законы, ­подзаконные акты), издаваемые государством, регулируют в первую очередь ее так называемые «внешние» отношения — отношения с государством и другими общественными образованиями.

Но помимо этого церковь нуждается в регулировании своей внутрицерковной жизни — устройства церкви, способов поддержания церковного мира и благочиния, средств восстановления нарушенного церковного порядка и пр. Нормы и правила, регулирующие эти аспекты, составляют церковное право. «Этими нормами, правилами, законами церковь оберегает свой богозданный строй» (см.: Протоиерей Владислав Цыпин. Курс церковного права. — Клин: Христианская жизнь, 2004. — С. 4).

Отношение государства к наличию в церкви внутреннего церковного права выражено в абзаце 4 статьи 5 Закона одной емкой фразой: «Государство не вмешивается в осуществляемую в рамках закона деятельность религиозных организаций...»

Следует также сказать, что документы, определяющие вероисповедную деятельность, решающие другие внутренние вопросы религиозной организации, не подлежат регистрации в государственных органах (статья 12 Закона). А документы эти и являются составной частью церковного права. В результате анализа церковного права можно сделать вывод, что «жертва призвана поддерживать... служителей церкви... и... народ Божий (Флп. 4, 14—18)» (Курс церковного права, с. 591).

Например, в своем Послании к Корин­фянам апостол Павел предписывает церковной общине самой содержать пастырей: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?» (1 Кор. 9, 13-14).

То есть жертва — это средство для содержания религиозной организации: храма, священнослужителей и пр. А как же в таком случае быть с приведенным выше утверждением, что жертва приносится Богу?

Для начала приведем выдержку из псалма 50 (покаянного): «Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50, 18-19).

Исходя из приведенного выше, в большинстве случаев, на мой взгляд, жертва, которую человек приносит в церковь в виде денежных средств или прочего имущества, состоит как бы из двух составляющих: нематериальной (духовной) — сокрушенного и смиренного сердца, которое и есть фактическая жертва Богу, и материальной — денежных знаков и прочего имущества, которое человек жертвует на содержание религиозной организации. Эта последняя переходит в собственность организации, вовлекается в гражданский оборот. А не в собственность к Богу, так как «...к Богу неприменимы юридические понятия гражданского права...» (Курс церковного права, с. 588). «...отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мат. 22, 21; Мар. 12, 17).

Церковные услуги в свете законодательства Украины

Как было указано выше, правовой статус церкви в государстве определяется законодательством страны ее местонахождения. Из этого следует, что если законодательством Украины операциям, которые мы рассматриваем, будет присвоен особый статус и поступающие от верующих средства будут названы «жертвой», мы с полным правом также сможем использовать этот термин в вопросах регулирования соответствующих гражданских отношений. Но такого правового термина законодательство Украины не содержит.

Есть «пожертвование» — дарение недвижимых и движимых вещей, в частности, денег и ценных бумаг, в том числе физическим, юридическим лицам (к которым относятся и религиозные организации), для достижения ими определенной, наперед обусловленной цели (статья 729 Гражданского кодекса Украины (ГК) от 16 января 2003 года, с изменениями и дополнениями). Особенности правового регулирования операций пожертвования предусмотрены главой 55 ГК.

Есть «услуги» — обязательства одной стороны (исполнителя) по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе осуществления некоторых действий или осуществления некоторой деятельности (статья 901 ГК). Есть «купля-продажа» — передача одной стороной (продавцом) имущества (товара) в собственность другой стороне (покупателю) (статья 655 ГК).

Поэтому все акты взаимодействия, совершаемые в украинской церкви (религиозных организациях), следует рассматривать с применением этих терминов.

Церковь получает от верующих пожертвования и сама предоставляет пожертвования нуждающимся. Церковь оказывает услуги (культовые) и получает услуги от посторонних лиц. Церковь продает (например, предметы культового назначения) и покупает все нужное для своей деятельности. И так далее в соответствии с ГК и другим законодательством Украины.

ЗОЛОТУХИН Александр

консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, г. Полтава

Полезная информация