Библиотека - полезная информацияокт 10 2010 О правовом урегулировании актов взаимодействия, совершаемых в украинской церкви Бытует мнение, что церковь (религиозные организации) не предоставляет никаких услуг, а основную часть средств, которые она получает, составляет жертва, которую человек дает Богу. В свою очередь, служители культа (священнослужители), совершающие богослужения в церкви, являются своего рода посредниками между Богом и людьми, и их миссия заключается в первую очередь в служении Богу. Из этого следует вывод, что совершение в церкви акта взаимодействия между верующими и служителями культа, в результате которого, с одной стороны, передается/получается жертва, а с другой — оказывается встречное служение, не может в принципе рассматриваться как некий акт взаимообмена: «я — тебе, а ты — мне», потому что устремления как первых, так и вторых направлены к Богу, а не друг к другу. А значит, такой акт нельзя рассматривать как куплю-продажу или услуги. Соответственно, и государственные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, возникающие в результате осуществления операций купли-продажи товаров (предоставления услуг, выполнения работ), не распространяются на указанные операции. Получается, что они вообще выпадают из гражданского оборота. Так ли это? Постараемся ответить в этой статье.
Перечень актов взаимодействий, совершаемых в церкви Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» от 23 апреля 1991 года (Закон) выделяет две группы актов взаимодействий, совершаемых в церкви (статьи 21, 22):богослужения и распространение предметов культового назначения. Эти термины не определены Законом, поэтому обратимся к их общеупотребительному значению. Богослужения представляют собой «...выполнение в церкви религиозных обрядов...» Внешне они являются сочетанием особых священнодействий и молитв. Некоторые из богослужений священнослужители совершают по заказу отдельных лиц (как физических, так и юридических). Называются такие богослужения требами. Все остальные богослужения совершаются в соответствии с суточным, недельным и годовым циклами, как предусмотрено церковным уставом (типиконом) и индивидуальным для каждого прихода распорядком служения, или сверх этого по необходимости (например, освящение храма). Под распространением понимается как продажа, так и раздача, передача и т.п. многим для приобретения, ознакомления и т.п. То есть этот акт подразумевает как продажу, так и раздачу соответствующих предметов даром. Источники поступления средств в церкви
Закон, который, по идее, должен содержать четкий перечень разрешенных источников поступления средств для церкви, такого перечня не содержит. Лишь в результате анализа различных норм Закона можем сделать вывод, что это могут быть в первую очередь: — средства от распространения предметов религиозного назначения (статья 22: «...Религиозные организации имеют право... распространять предметы религиозного назначения, религиозную литературу и прочие информационные материалы религиозного содержания...»); — добровольные пожертвования граждан, организаций (статья 18: «...Религиозные организации имеют право обращаться за добровольными финансовыми и прочими пожертвованиями и получать их...»). Как это ни странно, но данный Закон не содержит прямого запрета на осуществление религиозной организацией деятельности, не связанной с проведением богослужений, как, впрочем, не содержит и прямого разрешения. Эту особенность религиозные организации могут использовать в обоснование оказания ими как сопутствующих культовым услуг — проведение похорон (такой вид услуг предусмотрен также Перечнем культовых услуг и предметов культового назначения, операции по предоставлению и продаже которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденным постановлением КМУ № 1010 от 12 сентября 1997 года), организация паломничеств и т.д., — так и всех прочих (например, оказание автоуслуг и т.п.). Но главное при этом, чтобы все источники поступления средств, виды актов взаимодействия (услуг, распространения предметов культового назначения), сопутствующих услуг, видов деятельности и пр., получаемые/оказываемые религиозной организацией, были в обязательном порядке предусмотрены ее гражданским уставом (положением), с указанием цели получения/оказания: «…на содержание религиозной организации». Экономическая сущность торговли в церкви
Как было сказано выше, за проведение некоторых видов богослужений, распространение предметов культового назначения религиозная организация может взимать плату. Другим источником поступления средств являются добровольные пожертвования, третьим — оказание прочих услуг, не связанных прямо с богослужебной деятельностью. Третий источник в большинстве своем является обыкновенной операцией купли-продажи, со всеми вытекающими гражданско-правовыми, налоговыми и учетными последствиями. А вот первый и второй, наоборот, в большинстве своем имеют характер жертвы. Pелигиозная совесть напоминает человеку, что он пользуется теми талантами, теми возможностями, теми дарами, которые даровал ему Творец, поэтому хотя бы частичку своего труда он должен вернуть с благодарностью Ему, в Его храм. Но каким образом сегодня принести в храм частичку своего труда людям разных профессий, скажем, журналисту или ученому? Не экземпляр же газеты со своей статьей приносить. Да ведь зарабатывают люди так называемый всеобщий эквивалент — деньги. Вот деньги люди и несут в храм. Только деньги не используют в богослужениях, поэтому предварительно их следует обменять на предметы, которые нужны для проведения богослужений — свечи, масло, ладан... Таким образом, становится понятным, что в данном случае отсутствует привычная нам торговля (товарами, услугами). Происходит совершенно особый акт взаимодействия: человек приносит свою жертву. Здесь говорит его совесть, а не его жадность. Человек фактически отдает, а не получает. А что говорит церковное право?
Прежде всего определимся с тем, что же представляет собой церковное право. Статус церкви в государстве устанавливается самим государством, то есть законодательством страны ее местонахождения. Этот тезис следует из абзаца 1 статьи 5 Закона, который гласит, что на Украине осуществление государственной политики относительно религии и церкви принадлежит исключительно к ведению государства. Следовательно, законы (Конституция, кодексы, законы, подзаконные акты), издаваемые государством, регулируют в первую очередь ее так называемые «внешние» отношения — отношения с государством и другими общественными образованиями. Но помимо этого церковь нуждается в регулировании своей внутрицерковной жизни — устройства церкви, способов поддержания церковного мира и благочиния, средств восстановления нарушенного церковного порядка и пр. Нормы и правила, регулирующие эти аспекты, составляют церковное право. «Этими нормами, правилами, законами церковь оберегает свой богозданный строй» (см.: Протоиерей Владислав Цыпин. Курс церковного права. — Клин: Христианская жизнь, 2004. — С. 4). Отношение государства к наличию в церкви внутреннего церковного права выражено в абзаце 4 статьи 5 Закона одной емкой фразой: «Государство не вмешивается в осуществляемую в рамках закона деятельность религиозных организаций...» Следует также сказать, что документы, определяющие вероисповедную деятельность, решающие другие внутренние вопросы религиозной организации, не подлежат регистрации в государственных органах (статья 12 Закона). А документы эти и являются составной частью церковного права. В результате анализа церковного права можно сделать вывод, что «жертва призвана поддерживать... служителей церкви... и... народ Божий (Флп. 4, 14—18)» (Курс церковного права, с. 591). Например, в своем Послании к Коринфянам апостол Павел предписывает церковной общине самой содержать пастырей: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?» (1 Кор. 9, 13-14). То есть жертва — это средство для содержания религиозной организации: храма, священнослужителей и пр. А как же в таком случае быть с приведенным выше утверждением, что жертва приносится Богу? Для начала приведем выдержку из псалма 50 (покаянного): «Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50, 18-19). Исходя из приведенного выше, в большинстве случаев, на мой взгляд, жертва, которую человек приносит в церковь в виде денежных средств или прочего имущества, состоит как бы из двух составляющих: нематериальной (духовной) — сокрушенного и смиренного сердца, которое и есть фактическая жертва Богу, и материальной — денежных знаков и прочего имущества, которое человек жертвует на содержание религиозной организации. Эта последняя переходит в собственность организации, вовлекается в гражданский оборот. А не в собственность к Богу, так как «...к Богу неприменимы юридические понятия гражданского права...» (Курс церковного права, с. 588). «...отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мат. 22, 21; Мар. 12, 17). Церковные услуги в свете законодательства Украины
Как было указано выше, правовой статус церкви в государстве определяется законодательством страны ее местонахождения. Из этого следует, что если законодательством Украины операциям, которые мы рассматриваем, будет присвоен особый статус и поступающие от верующих средства будут названы «жертвой», мы с полным правом также сможем использовать этот термин в вопросах регулирования соответствующих гражданских отношений. Но такого правового термина законодательство Украины не содержит. Есть «пожертвование» — дарение недвижимых и движимых вещей, в частности, денег и ценных бумаг, в том числе физическим, юридическим лицам (к которым относятся и религиозные организации), для достижения ими определенной, наперед обусловленной цели (статья 729 Гражданского кодекса Украины (ГК) от 16 января 2003 года, с изменениями и дополнениями). Особенности правового регулирования операций пожертвования предусмотрены главой 55 ГК. Есть «услуги» — обязательства одной стороны (исполнителя) по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе осуществления некоторых действий или осуществления некоторой деятельности (статья 901 ГК). Есть «купля-продажа» — передача одной стороной (продавцом) имущества (товара) в собственность другой стороне (покупателю) (статья 655 ГК). Поэтому все акты взаимодействия, совершаемые в украинской церкви (религиозных организациях), следует рассматривать с применением этих терминов. Церковь получает от верующих пожертвования и сама предоставляет пожертвования нуждающимся. Церковь оказывает услуги (культовые) и получает услуги от посторонних лиц. Церковь продает (например, предметы культового назначения) и покупает все нужное для своей деятельности. И так далее в соответствии с ГК и другим законодательством Украины. ЗОЛОТУХИН Александр
консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, г. Полтава |
Полезная информация |