Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

окт
27
2010

Что положительного есть в проекте Налогового кодекса Украины

«В жизни человека нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов»

Бенджамин Франклин

Налоговая система Украины — одна из наихудших в мире: запутанная, непрозрачная, с неэффективным администрированием и очень большой частью коррупционных схем.

Налоговое законодательство Украины выполняет фискальную, а не стимулирующую функцию.

По информации специалистов, около 43 % коммерческой прибыли украинское предприятие направляет на налогообложение фонда оплаты труда, что является одним из наивысших показателей в Европе.

Идеальных налоговых систем не существует, как и большого желания граждан и субъектов хозяйствования любой страны платить налоги. Но там, где стабильное налоговое законодательство, где правовое государство, где существует эффективная система контроля действий власти, там, где есть правовые традиции, правовая культура, священный долг — вовремя и в полном объеме заплатить налоги.

Что же характерно для современного украинского предпринимателя в отношениях с налоговыми органами? Характерным является ожидание уже на подсознательном уровне чиновничьего беспредела. Деградация государственных органов вызвала естественную реакцию в обществе — недоверие к чиновнику и желание активно отстаивать свои интересы, в том числе в судах, или договариваться. В условиях отсутствия эффективного механизма ответственности чиновника линия поведения (идти в суд или договариваться) определяется в большинстве случаев с точки зрения того, что дешевле и быстрее.

Именно в сфере сбора налогов баланс интересов каждого отдельного гражданина и государства можно рассматривать как показатель реального состояния демократии, который нельзя исказить липовой статистикой. На Западе гражданин вспоминает о налоговой службе один раз в год, когда сдает декларацию. Налоговая служба тоже помнит о гражданине, возвращая переплаченные гражданином налоги. Делается это в течение недели после получения декларации. Что бы ни говорили о западной демократии, но украинскому налогоплательщику о таком стоит только мечтать. Разве что о полной отмене налогов.

Налоговый кодекс — это «конституция», определяющая взаимоотношения между государством и бизнесом.

Разработка и намерение принятия Налогового кодекса на Украине — это одно из самых резонансных событий 2010 года.

Столько критики и экспертных выводов не удостаивался ни один законодательный акт за время независимости Украины.

Но из своего жизненного опыта я извлек один урок: в каждом негативе надо научиться искать позитив.

Так что же положительного есть в последнем проекте Налогового кодекса?

О позитивном эффекте Налогового кодекса (НК), наверное, можно будет говорить в долгосрочной перспективе, через несколько лет.

Сам факт политической воли принятия НК является безусловным позитивом.

Желание разработать законодательный акт, который объединит все нормы, связанные с начислением, уплатой налогов и сборов, с целью кодификации налогового законодательства — несомненный позитив.

НК должен быть направлен на адаптацию налогового законодательства Украины к принципам и директивам Европейского Союза, а в сфере тарифно-таможенного законодательства — к стандартам Всемирной торговой организации.

Cегодня на Украине взимается 29 государственных налогов и 14 местных сборов, большинство из которых вообще не являются валидными, расходы на их администрирование превышают поступления. Новый НК предполагает сокращение количества налогов и сборов общегосударственного уровня до 19 и местного уровня — до 4.

Предполагается ослабление фискального давления на экономику путем снижения до 2014 года ставки налога на добавленную стоимость до 17 %, а до 2016 года — ставки налога на прибыль до 16 %.

Проект НК предусматривает, в частности, что в течение полугода после его принятия фискальные санкции на плательщиков будут налагаться лишь в размере 1 грн за каждое нарушение. Это позволит оценить, как эффективно работают налоговые органы в части администрирования, когда вопрос штрафов у них не стоит в повестке дня.

Изменена система налогообложения транспортных средств. Так, НК предусмотрено налогообложение лишь сделок по приобретению транспортных средств. Перенос налоговой нагрузки на акциз при покупке горючего дает возможность использовать общепринятую в мире схему — кто больше ездит, тот больше и платит.

Сближение бухгалтерского и налогового учета предоставит возможность составлять налоговую отчетность на базе бухгалтерского учета, приблизит ее к мировым стандартам. Первым шагом в этом направлении является отмена действующего в настоящий момент правила «первого события», применение которого приводит к налогообложению виртуальной прибыли предприятия.

Главным условием улучшения инвестиционного климата на Украине эксперты считают не ставки налогов, а правила их администрирования.

В НК предусмотрена обязанность Государственной налоговой администрации публиковать новые формы деклараций (расчетов) до начала налогового периода, в котором они вступают в действие (пункт 46.5).

Кодексом предусмотрена также взаимная ответственность по налогам, а именно: начисление пени на сумму бюджетной задолженности по налогу на добавленную стоимость (НДС) перед предприятием на уровне 120-процентной учетной ставки Национального банка Украины, установленной на момент ее возникновения (пункт 200.20).

В соответствии со статьей 44 НК налогоплательщику предоставлено право подачи ранее отсутствующих документов до дня окончания проверки и после указанной даты с последующим возобновлением проверки или составлением дополнительного акта (справки).

Взыскание денежных средств с налогоплательщика в счет погашения налогового долга, продажу его заложенного имущества будет возможным осуществить только при наличии соответствующего судебного решения (пункт 95.3).

Освобождение от обложения НДС консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских и других похожих услуг (статья 196.1.14) препятствует возможности использования схем для оптимизации НДС с участием субъектов, которые их предоставляют.

Положения НК (пункты 139.1.12, 139.1.13) запрещают также включать в состав расходов предприятия расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у физического лица — предпринимателя, уплачивающего единый налог, расходы, понесенные в связи с приобретением консалтинговых, маркетинговых, рекламных услуг (работ) у нерезидента. Таким образом, уменьшилась возможность использования схем для оптимизации налога на прибыль с привлечением физических лиц — предпринимателей и нерезидентов, предоставляющих данные услуги.

Вышеуказанные факторы способствуют выведению экономики Украины из тени, легализации бизнеса в целом.

Упрощены правила возмещения НДС: предусмотрено автоматическое бюджетное возмещение налога по результатам камеральной проверки налогоплательщикам, которые соответствуют критериям, определенным в пункте 200.19 НК. При этом срок камеральной проверки сокращен с 30 до 20 дней, а для плательщиков, которые в течение предыдущих 36 месяцев будут иметь позитивную налоговую историю с 1 января 2014 года, — до 5 календарных дней.

Снижен максимальный размер штраф­ных санкций за неуплату согласованной суммы налоговых обязательств до 20 % (!!!) от неуплаченной суммы налогового долга (пункт 126.1). Сегодня он составляет 50 %.

Кодексом предусмотрена также возможность невключения в состав валовых доходов налогоплательщика сумм возвратной финансовой помощи, полученной от его учредителя, в случае возращения таковой не позже 365 дней со дня ее получения (пункт 135.5.6).

Пунктом 145.1.4 НК предоставлено право выбора налогоплательщикам одного из пяти методов начисления амортизации основных средств, в том числе и ускоренного. При этом начисления амортизации по новому методу разрешается начинать с месяца, следующего за месяцем принятия предприятием соответствующего решения.

Введено понятие «первоначальной стоимости основных средств» и детализирован перечень расходов, которые можно включить в ее состав.

Прогрессивным является введение дифференцированной ставки налога на доходы физических лиц (15 % и 17 %) в зависимости от общей суммы полученных налогоплательщиком доходов в отчетном налоговом месяце (пункт 167.1). Поскольку такой подход давно используется во многих странах мира.

Пункт 138.2 НК предоставляет налогоплательщику право на отображение в налоговом учете предприятия расходов, которые подтверждаются документами нерезидентов (при условии наличия обязательных реквизитов).

Приятным событием для налогоплательщика (возможность увеличения валовых расходов) и для его командированных работников является увеличение размера суточных расходов: до 0,2 размера месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица, действующего на 1 января отчетного года, а для командировки за рубеж — до 0,75 (пункт 140.1.7).

В случае предоставления плательщиком декларации, в которой заявлено к возмещению из бюджета НДС и/или содержится отрицательное его значение больше 100 тыс. грн, документальная выездная внеплановая проверка будет проводиться исключительно относительно проверки данных вопросов.

Очень важным является тот факт, что определенный субъект законодательной инициативы понимает ответственность в перспективе, я имею в виду политическую ответственность на будущих выборах, ответственность в случае неэффективности внедрения Налогового кодекса.

Я попытался частично проанализировать положительные моменты проекта Налогового кодекса. Понимаю, что в свой адрес получу немало критики за намерения «приукрасить» или прорекламировать данный законопроект как положительный документ. В оправдание скажу: я согласен со многими экспертами, которые обращают внимание на отрицательные моменты, заложенные в этом документе, и в последующих статьях напишу и о негативных его моментах.

РОМАНЧУК Ярослав

управляющий партнер Международного правового цент­ра EUCON, г. Киев

 

Полезная информация