Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

дек
16
2010

С 1 января 2011 года все документы: от поздравительной открытки с Рождеством до томов пересылаемого дела — подлежат регистрации в автоматизированной системе делопроизводства. Эта же система должна не только контролировать поступления в суд документов по почте и с нарочным и своевременность их обработки исполнителями, но и определять судей, докладчиков по делу, формировать коллегии для рассмотрения дел и осуществлять замену суда.

С 1 января 2011 года все документы: от поздравительной открытки с Рождеством до томов пересылаемого дела — подлежат регистрации в автоматизированной системе делопроизводства. Эта же система должна не только контролировать поступления в суд документов по почте и с нарочным и своевременность их обработки исполнителями, но и определять судей, докладчиков по делу, формировать коллегии для рассмотрения дел и осуществлять замену суда.

Такое требование Закона Украины «О судоустройстве и статусе суде» (Закон) и всех без исключения процессуальных кодексов вступит в силу именно с 1 января 2011 года. Чтобы автоматизация не застала суды врасплох, соблюдая предписания Переходных положений Закона, 26 ноября 2010 года Совет судей Украины утвердил, а Государственная судебная администрация Украины (ГСА) согласовала Положение об автоматизированной системе документооборота суда (Положение).

О том, как с 2011 года будет осуществляться делопроизводство в судах, а главное — распределяться дела, мы попытаемся разобраться в настоящем ­материале.

Неслепой жребий

Отметим, что Положение предполагает точную и ответственную работу для лиц, которые будут вносить информацию в систему. Именно на них возлагается ответственность за достоверность информации, занесенной в систему. Это необходимо, поскольку на ее основании каждому судебному делу будет присваиваться единый уникальный номер, генерируемый автоматической системой суда первой инстанции и используемый для идентификации дела в дальнейшем при прохождении апелляционного, кассационного рассмотрений или рассмотрения по исключительным обстоятельствам.

После того, как процессуальный документ — исковое заявление — зафиксирован в автоматизированной системе, на нем проставлена дата поступления, входящий номер и присвоен уникальный код, дело подлежит распределению между судьями суда.

Собственно задача ставится перед автоматизированной системой непростая: не просто определить судью докладчика по делу, а учесть при этом пять факторов — принципов, предусмотренных в пункте 1.2 Положения:

— очередность;
— равенство количества дел каждого судьи;
— вероятность, с учетом нагрузки ­судьи;
— специализацию;
— требования процессуального закона.

К последнему относятся процессуальные запреты на повторное участие судьи в рассмотрении одного дела, отводы (самоотводы).

По общему правилу, дело должно быть распределено в суде (Судебной палате) в течение рабочего дня в день поступления.

Прежде всего, определяется круг судей соответствующей специализации (за исключением судов, где специализация отсутствует), которую утверждает собрание судей соответствующего суда.

Затем определяются судьи соответствующей специализации, которые на момент распределения дела имеют полномочия на осуществление правосудия (не распределяются дела на судью за два месяца до прекращения полномочий, за 14 дней до отпуска и за день до командировки).

Далее учитываются:
— количество дел, поступивших на рассмотрение судьи,

— количество фактически отработанного рабочего времени (в днях);

— коэффициент сложности категории дела;
— коэффициент формы участия судьи в рассмотрении дела;

— категория дела (определяемая по форме отчета, утвержденного ГСА);

— наличие обстоятельств, исключающих участие судьи в рассмотрении дела;

— наличие у судьи допуска к гостайне;

— наличие у судьи разрешения на рассмотрение дел с грифом «Для служебного пользования»;

— процент дел, которые должен рассматривать судья, с учетом исполнения им других полномочий, не связанных с осуществлением правосудия;

— участие судьи в работе по допус­ку дел к производству в Верховном Суде Украины (ВСУ).

Главным критерием, согласно положению, является годовая нагрузка на судей, которая рассчитывается по формуле, учитывающей количество судебных дел, поступивших на рассмотрение за период (последние 365 дней), фактически отработанное рабочее время и коэффициент сложности дела:

ГН = (1 х Кс х КФУС х 100 / %а.д.) / К-во РД,
в которой:
ГН — годовая нагрузка;
Кс — коэффициент сложности категории судебного дела;

КФУС — коэффициент формы учас­тия судьи в рассмотрении судебного дела;

%а.д. — процент административных должностей (участия судьи в судебном деле при исполнении других полномочий, на момент распределения дела);

К-во РД — количество рабочих дней за период.

Все коэффициенты и процент админдолжностей определяются собраниями судей соответствующего суда.

В случае, когда дело подлежит рассмотрению коллегией судей, автоматизированная система определяет председательствующего судью (в суде первой инстанции) или судью-докладчика (в апел­ляционном или кассационном суде).

Коллегия формируется в количестве судей, предусмотренном процессуальным законом из определенного автоматизированной системой председательствующего (докладчика), а также судей, определяемых в порядке, утвержденном собранием судей соответствующего суда, с учетом недопустимости влияния на формирование коллегии лиц, заинтересованных в результатах судебного рассмотрения дела.

Отметим, что Положение многое отдает на усмотрение собрания судей суда. В частности, этот орган имеет полномочие по принятию решения по формированию коллегии, когда надо назначить коллегиальное рассмотрение дела в суде первой инстанции, увеличить состав коллегии или внести в него изменения, вызванные временной нетрудоспособностью члена коллегии, отпуском, командировкой, ошибочно определенной специализацией, выявлением значительной разницы в нагрузке на судью (коллегию судей).

Также именно собрание судей будет определять особенности распределения дел в случаях:

— решения вопроса о передаче дел на рассмотрение судьям, занимающим административные должности или другие должности в органах судебной власти, судейского самоуправления или ­органах системы судоустройства, в целях обеспечения исполнения ими и полномочий судьи, и обязанностей на занимаемой должности.

— если оборудование, обеспечивающее функционирование автоматизированной системы, вышло из строя;

— судебное решение по этому делу было отменено с передачей на новое рас­смотрение в суд низшей инстанции.

Повторное распределение

Повторное распределение дела, согласно Положению, осуществляется по письменному распоряжению руководителя аппарата суда в случае удовлетворения отвода (самоотвода) судьи (судей), если дело осталось нерассмотренным после прекращения полномочий у судьи, увольнения, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста. Если эти обстоятельства возникли у судьи, который не является председательствующим (докладчиком), повторное распределение не осуществляется, а замена производится в определенном собранием судей суда порядке.

В случае если дела разъединяются, выделенное в отдельное производство дело распределяется системой по общим принципам. Объединение дел влечет передачу его определенному ранее судье-докладчику, с проведением перерасчета нагрузки на него.

Также ранее определенному судье-докладчику передаются на рассмотрение: апелляционные (кассационные) жалобы, поступившие после определения докладчика по этому же делу; дела, возвращенные апелляционному суду после надлежащего оформления судом первой инстанции (часть 4 статьи 297 Гражданского процессуального кодекса Украины); дела, касающиеся вопросов принятия дополнительного судебного решения, исправления описок и ошибок, разъяснения решения; истребованные по открытому кассационному производству дела (по гражданским и административным спорам); а также дела по заявлениям о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Если судья, который был определен ранее, уже не работает в суде или не может участвовать в распределении, проводится повторное автоматическое распределение. Такая же процедура применяется к делам, по которым высшей ­инстанцией отменены определения, препятствующие дальнейшему рассмотрению судебного дела.

Если отмена определения не препятствует дальнейшему производству, судебные дела передаются тем же судьям, определение которых отменено, или в производстве которых находилось (находится) дело.

Отдельные нюансы

Организационно-нормативное обес­печение работы автоматизированной системы возлагается на ГСА (пункт 1.7 Положения), а непосредственное ведение — на суды (пункт 1.8).

При этом функциональные обязан­ности, права пользователей, предоставление права доступа и лишение такового в каждом отдельном суде определяется приказами председателя суда и руководителя аппарата суда.

Этим положением не регулируется ведение кадровой документации и порядок работы с документами, содержащими информацию с ограниченным доступом, а также государственную тайну.

Администратором автоматизированной судебной системы является государственное предприятие «Информационные судебные системы», которое обеспечивает техническое сопровождение и осуществляет поддержку работоспособности сис­темы в целом, исполняет другие функции в соответствии с распоряжениями ГСА и договорными обязательствами.

Именно автоматизированная система должна стать основой для формирования реестра судебных решений и обеспечить отправку электронных копий судебных решений (в понимании Положения — приговоров, постановлений, определений, решений, судебных приказов) в Единый реестр.

Ирина Гончар
«Юридическая практика»

Полезная информация