Библиотека - полезная информациядек 16 2010 Одни из самых распространенных споров в сфере интеллектуальной собственности по-прежнему рождаются из конфликтов интересов между торговыми марками и коммерческими наименованиями. Несмотря на то, что ими идентифицируются разные объекты – товары (услуги) и соответственно само предприятие, которое их производит (предоставляет), очень часто при использовании сходных элементов (в основном словесных) возникает реальная угроза введения потребителя в заблуждение относительно лица, которое производит товар или предоставляет услуги. Причем если торговая марка идентифицирует товар, вопрос решается гораздо проще, чем в случае с торговой маркой, которая идентифицирует услугу. К тому же в последнем случае гораздо выше шанс того, что торговая марка и коммерческое наименование предприятия, осуществляющего деятельность в сфере профессиональных услуг, будут тождественны, состоять из одинаковых элементов, либо коммерческое наименование будет полностью включать в себя торговую марку. Одни из самых распространенных споров в сфере интеллектуальной собственности по-прежнему рождаются из конфликтов интересов между торговыми марками и коммерческими наименованиями. Несмотря на то, что ими идентифицируются разные объекты – товары (услуги) и соответственно само предприятие, которое их производит (предоставляет), очень часто при использовании сходных элементов (в основном словесных) возникает реальная угроза введения потребителя в заблуждение относительно лица, которое производит товар или предоставляет услуги. Причем если торговая марка идентифицирует товар, вопрос решается гораздо проще, чем в случае с торговой маркой, которая идентифицирует услугу. К тому же в последнем случае гораздо выше шанс того, что торговая марка и коммерческое наименование предприятия, осуществляющего деятельность в сфере профессиональных услуг, будут тождественны, состоять из одинаковых элементов, либо коммерческое наименование будет полностью включать в себя торговую марку. В Украине не принято дифференцировать торговые марки на товарные и сервисные, как это сделано в некоторых западных странах или в Российской Федерации, где торговые марки для услуг регистрируются как «знак обслуживания». Так, знаки обслуживания применяются в сфере юридических, нотариальных, аудиторских услуг, транспорта, строительства, страхования, банковского дела, оказания бытовых услуг и пр. С его помощью лицо обозначает оказываемые им услуги для индивидуализации своей деятельности. Мария Ортинская, директор патентно-юридической компании IPStyle, не считает необходимым дифференцировать терминологию подобным образом: «Давайте сначала определим, что такое торговая марка, - говорит Мария. - Торговая марка (знак для товаров и услуг) - это обозначение, которое отличает товары и услуги одних лиц, от товаров и услуг других лиц. Объем правовой защиты торговой марки определяют два критерия: изображение торговой марки и перечень товаров и услуг. Все товары и услуги сгруппированы в 45 классов Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Первые 34 класса — товары, следующие 11 классов — услуги. Иными словами, в Украине определенное обозначение может быть защищено как для классов услуг, так и для классов товаров. Более того, торговая марка может быть зарегистрирована одновременно для нескольких классов - и товаров и услуг. Например, компания занимается производством металлопластиковых окон, а также дополнительно продажей как собственных, так и других производителей, и к тому же еще их монтажом. В виду вышеуказанного мы не видим смысла в законодательной дифференциации торговой марки и сервисной марки». Следует сказать, что услуга и лицо, которое ее предоставляет, связаны между собой гораздо более тесно, нежели производители товаров со своим товаром. Согласитесь, потребитель, прежде чем воспользоваться услугой, обязательно обратится за информацией о лице, которое ее предоставляет. Ведь как долго мы подбираем себе нового стилиста, терапевта, юриста. И выбор зачастую основывается именно на репутации салона, медицинской клиники, юридической фирмы, в которой работает искомый специалист. Так что же предопределяет наш выбор? Какой идентифицирующий фактор является основным – коммерческое наименование или торговая марка для услуг? По словам Марии Ортинской, в виду того факта, что и коммерческое наименование, и торговая марка относятся к средствам индивидуализации, могут возникнуть ситуации столкновения прав собственника коммерческого наименования и собственника торговой марки сферы услуг. Собственник торговой марки ссылается на исключительное право использования обозначения, а собственник коммерческого наименования, опять же, имеет право использовать наименования в своей сфере услуг. Самым главным критерием является восприятие потребителя и риск введения его в заблуждение. Ведь и торговые марки, и коммерческие наименования существуют для того, чтобы помочь потребителю сделать выбор. В подавляющем большинстве случаев торговые марки для услуг повторяют собой коммерческое наименование. Делается это с целью усиления правовой защиты последнего. Ведь, как известно, право интеллектуальной собственности на коммерческое наименование действует с момента его первого использования и охраняется без обязательной подачи заявки на него или его регистрации. А почему бы добровольно не зарегистрировать коммерческое наименование, спросите Вы? Ведь это могло бы стать отличным способом правовой защиты и позволило бы избежать многих конфликтов. Все бы хорошо, да со времен принятия нового Гражданского Кодекса Украины, реестр коммерческих наименований так и не был создан. Мария Ортинская по этому поводу замечает: «Очень часто к нам обращаются компании, которые уже несколько лет использовали коммерческое наименование, не зная о существование тождественной или схожей до степени смешения торговой марки в аналогичной сфере. Был бы реестр не только торговых марок, а и коммерческих наименований — было бы легче. Не стоит также забывать о статье 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, согласно которой коммерческое наименование охраняется без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака». Действительно, ввиду своего неполного и противоречивого нормативного регулирования, правовая защита коммерческого наименования представляется довольно слабой. Внести некоторую ясность в сложившуюся ситуацию могло бы принятие специального закона, определяющего, в частности, состав (содержание) коммерческого наименования. С назревшей необходимостью принятия такого закона соглашается и патентный поверенный Мария Ортинская: «Существует много неурегулированных вопросов в правовом статусе, включая состав коммерческого наименования. Некоторые отождествляют коммерческое наименование с наименованием юридического лица. Но на самом деле это совершенно разные правовые понятия». Таким образом, законодательное определение структуры коммерческого наименования позволило бы не только отграничить его от наименования юридического лица (которое вообще не рассматривается как объект права интеллектуальной собственности), но и нивелировать конфликт интересов со сходными торговыми марками, логически дифференцировав сферу их применения. Сегодня предпринимаются попытки нормативно закрепить содержание коммерческого наименования. Государственный департамент интеллектуальной собственности разработал проект ЗУ "Об охране прав на торговые марки, географические указания и коммерческие наименования", который под коммерческим наименованием понимает обозначение, предоставляющее возможность выделить одно лицо, которое производит и (или) реализует товары, или предоставляет услуги, среди других и не вводит в заблуждение потребителей относительно настоящей его деятельности. Однако основная дискуссия вокруг изложенного вопроса все еще точится не в парламенте, а в доктрине. Наталья Докучаева ответственный редактор Pravotoday |
Полезная информация |