Библиотека - полезная информациядек 17 2010 Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров на законодательном уровне урегулирован главой XV Кодекса законов о труде Украины от 10.12.1971 г. №322-VIII с последующими изменениями и дополнениями (далее – «КЗоТ Украины»). Проект Трудового кодекса от 10.12.2009 г. №1108 (далее – «Проект Трудового кодекса»), внесенный на рассмотрение Верховной Рады Украины во втором чтении, содержит Книгу ІX, посвященную индивидуальным трудовым спорам. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров на законодательном уровне урегулирован главой XV Кодекса законов о труде Украины от 10.12.1971 г. №322-VIII с последующими изменениями и дополнениями (далее – «КЗоТ Украины»). Проект Трудового кодекса от 10.12.2009 г. №1108 (далее – «Проект Трудового кодекса»), внесенный на рассмотрение Верховной Рады Украины во втором чтении, содержит Книгу ІX, посвященную индивидуальным трудовым спорам. Определение и предмет индивидуального трудового спора
Действующее трудовое законодательство не содержит определения индивидуального трудового спора. По определению Проекта Трудового кодекса индивидуальный трудовой спор – это разногласия между работодателем и работником по вопросам заключения, выполнения, изменения, расторжения трудового договора, соблюдения норм трудового законодательства. Примерный перечень разногласий, которые могут быть предметом индивидуального трудового спора, установлен ст.425 Проекта Трудового кодекса. В частности, предметом индивидуального трудового спора могут быть разногласия относительно установления и изменения условий труда, соблюдения требований трудового законодательства, коллективных соглашений, коллективного или трудового договора, иных соглашений между работодателем и работником. Органы, уполномоченные рассматривать индивидуальные трудовые споры В соответствии с КЗоТ Украины трудовые споры рассматривают суды и комиссии по трудовым спорам (далее – «КТС»); причем последние являются обязательными первичными органами по рассмотрению трудовых споров, которые рассматривают все категории споров, кроме отнесенных к исключительной компетенции судов (ст. 224 КЗоТ Украины). Однако, в соответствии со ст.124 Конституции Украины правосудие в Украине осуществляется исключительно судами, поэтому с принятием в 1996 году Конституции Украины стороны могут обращаться за разрешением любых трудовых споров непосредственно в суд без предварительного обращения в КТС. Перечень трудовых споров, которые могут быть урегулированы КТС, в отличие от ныне действующего КЗоТ Украины, в Проекте Трудового кодекса не ограничен. В этой связи непонятной является норма Проекта Трудового кодекса устанавливающая, что суды рассматривают индивидуальные трудовые споры по заявлению работника, если спор не подлежит рассмотрению в КТС. Кардинально изменен правовой статус КТС, а именно, из [обязательного] первичного органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, КТС трансформирована в примирительный орган, который создается с целью «урегулирования индивидуальных трудовых споров путем поиска взаимоприемлемых решений и примирения сторон таких споров». Единственным органом, уполномоченным рассматривать индивидуальные трудовые споры в соответствии с Проектом Трудового кодекса, является суд, в том время как КТС выполняет исключительно примирительные функции. Урегулирование трудовых споров в КТС
Проектом Трудового кодекса предусмотрено, что по согласованию между работодателем и профсоюзным представителем КТС может создаваться на всех предприятиях независимо от количества работников. Напомним, что действующее трудовое законодательство устанавливает, что КТС может создаваться лишь на тех предприятиях, общее количество работников которых составляет не менее 15 человек. В соответствии с Проектом Трудового кодекса изменен порядок формирования КТС. Так, в соответствии со ст.429 Проекта Трудового кодекса количество представителей работников и работодателя в КТС должно быть равным, в то время как в соответствии с КЗоТ Украины количество работников в составе КТС должно быть не менее половины. Численный состав КТС определяется по взаимному согласию между работодателем и профсоюзным представителем. Следует отметить, что согласно с Проектом Трудового кодекса работодатель назначает своих представителей в состав КТС своим приказом, в то время как представители работников в КТС избираются общим собранием трудового коллектива или же первичной профсоюзной организацией. Проект Трудового кодекса, как и действующий КЗоТ Украины, возлагает обязанность по организационно-техническому обеспечению деятельности КТС на работодателя. Согласно ст.225 КЗоТ Украины для обращения в КТС установлен трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а в спорах о выплате надлежащей ему заработной платы – без ограничения каким-либо сроком. Следует отметить, что КТС может восстановить установленные сроки, в случае их пропуска по уважительным причинам. Проект Трудового кодекса не устанавливает сроков обращения в КТС. Таким образом, работник может обратиться за защитой своих прав в КТС без ограничения каким-либо сроком. Вместе с тем, согласно со ст.431 Проекта Трудового кодекса обращению работника в КТС должно предшествовать его обращение непосредственно к работодателю (если существующие разногласия между работником и работодателем не были урегулированы в течение двух недель). Согласно с действующим КЗоТ Украины заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей избранных в ее состав членов. В соответствии со ст.433 Проекта Трудового кодекса заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины представителей, входящих в ее состав. Сроки рассмотрения индивидуального трудового спора КТС согласно с Проектом Трудового кодекса не изменились и составляют 10 [предположительно календарных] дней; в случае сложности спора КТС уполномочена продлить этот срок, но не более чем до 15 календарных дней. В соответствии с Проектом Трудового кодекса решение КТС принимается по согласию всех членов комиссии, которые принимают участие в заседании, а не большинством голосов присутствующих, как предусмотрено действующим КЗоТ Украины. В случае несогласия хотя бы одного из членов КТС, рассматриваемое решение, которое предлагается к принятию, считается непринятым (ч.1 ст.435 Проекта Трудового кодекса). Поскольку задачей КТС является примирение сторон трудового спора, то решения КТС не могут приниматься простым большинством голосов. Следовательно, достижение консенсуса всеми членами комиссии является необходимым условием принятия решения, что позволит добиться высокой исполняемости решений КТС в добровольном порядке. В случае неисполнения решения КТС в добровольном порядке, действующим трудовым законодательством установлен принудительный порядок его исполнения. Так, в соответствии со ст.230 КЗоТ Украины, в случае неисполнения собственником или уполномоченным им органом решения КТС в установленный срок, КТС выдает работнику удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. На основании такого удостоверения, предъявленного в государственную исполнительную службу не позднее трехмесячного срока со дня его выдачи, решение КТС подлежит принудительному исполнению. Согласно со ст. 438 Проекта Трудового кодекса решения КТС являются обязательными для сторон индивидуального трудового спора, и подлежат добровольному исполнению работодателем в срок, предусмотренный решением. Таким образом, Проект Трудового кодекса устанавливает только добровольный порядок исполнения решения КТС работодателем. Вместе с тем, необходимые изменения в Закон Украины «Об исполнительном производстве» не внесены, поэтому удостоверение КТС в случае приятия этого Проекта Трудового кодекса будет продолжать оставаться исполнительным документом. Право обжалования решения КТС в соответствии с Проектом Трудового кодекса Украины (в отличии от ныне действующего КЗоТ Украины) принадлежит только работнику. Последнее может быть расценено как дополнительный аргумент в пользу тезиса об исключительно добровольном порядке исполнения решений КТС в Проекте Трудового кодекса. Иными словами, работодатель лишен права обжалования решения КТС именно потому, что решение не подлежит принудительному исполнению. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
В соответствии с Проектом Трудового кодекса общий срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора продлен с трех месяцев до трех лет. Срок обращения в суд с исковым заявлением о незаконном увольнении не изменился и составляет один месяц. Такой же срок установлен Проектом Трудового кодекса применимо к исковым требованиям о переводе на другую работу и незаконном отказе в принятии на работу. Позитивным по нашему мнению положением Проекта Трудового кодекса является норма, конкретизирующая, что не ограничивается каким-либо сроком обращение в суд только с требованием о взыскании начисленной и своевременно невыплаченной работнику заработной платы, а не любым требованием, касающимся оплаты труда (ч. 2 ст. 440 Проекта Трудового кодекса). Проект Трудового кодекса, как и действующее трудовое законодательство, освобождает работника от уплаты госпошлины и судебных расходов. Проект Трудового кодекса не ограничивает оплачиваемый период вынужденного прогула при незаконном увольнении работника. Таким образом, работодатель должен будет компенсировать работнику средний заработок за весь период вынужденного прогула (или разницу в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы) при завершении судебного разбирательства в пользу истца. Напомним, что в соответствии с ч.2 ст.235 КЗоТ Украины при незаконном увольнении работодатель обязан оплатить работнику средний заработок за период вынужденного прогула или разницу в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы, но не более чем за один год (кроме случаев, когда дело рассматривалось более одного года не по вине работника). Однако, в соответствии со сложившейся судебной практикой, суды очень часто принимают решения о компенсации среднего заработка за весь период вынужденного прогула без ограничения каким-либо сроком. Проект Трудового кодекса, в отличие от действующего КЗоТ Украины, не содержит нормы, устанавливающей обязанность работодателя выплатить работнику компенсацию в размере среднего заработка за все время задержки выдачи трудовой книжки при увольнении. Следует отметить, что трудовая книжка является одним из документов, который должен быть предъявлен работником при поступлении на работу. Таким образом, работник лишается права на трудоустройство с соблюдением всех норм действующего законодательства вследствие неправомерного лишения его трудовой книжки прежним работодателем. Проект Трудового кодекса, как и действующий КЗоТ Украины, устанавливает, что в случае задержки произведения расчета при увольнении по вине работодателя, а также задержки выполнения решения суда о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, работодатель обязан выплатить работнику компенсацию в размере среднего заработка работника за все время задержки расчета (п.3 ст.127 Проекта Трудового кодекса). Проект Трудового кодекса, как и действующий КЗоТ Украины, предусматривает привлечение к материальной ответственности должностное лицо предприятия за ущерб, причиненный незаконным увольнением или незаконным переводом работника на другую должность (выплату работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или время выполнения нижеоплачиваемой работы). Следует отметить, что в настоящее время Генеральная прокуратура Украины инициирует дальнейшее ужесточение ответственности должностных за грубое нарушение законодательства о труде, в том числе за незаконное увольнение. Так, в ноябре 2010 года Генеральный прокурор Украины обратился к Президенту Украины с предложением о внесении разработанного Генеральной прокуратурой Украины законопроекта на рассмотрение Верховного Совета Украины. Согласно с законопроектом предлагается за незаконное увольнение работника по личным мотивам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде установить санкцию в виде штрафа в размере до 8,5 тыс. гривен или лишения свободы на срок до 2 лет. Проект Трудового кодекса, как и действующий КЗоТ Украины, предусматривает возможность возмещения работодателем морального ущерба работнику. Абсолютным новшеством Проекта Трудового Кодекса в части рассмотрения трудовых споров является ч.3 ст.442 Проекта Трудового кодекса. Последняя устанавливает, что «с учетом ходатайства работодателя и согласия работника, суд может вместо восстановления на работе принять решение о выплате работнику компенсации в размере, определенном по договоренности сторон, но не меньше средней заработной платы за 12 месяцев». Таким образом, данная норма устанавливает возможность достижения сторонами мирового соглашения в части одних исковых требований и вынесения решения по сути других исковых требований. По нашему мнению, с процессуальной точки зрения будет достаточно сложно применять данную норму на практике. В соответствии с Проектом Трудового кодекса, как и согласно с действующим КЗоТ Украины решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника подлежит немедленному исполнению. Проект Трудового кодекса также устанавливает запрет поворота исполнения решения по трудовым спорам, кроме случаев, когда отмененное решение было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им поддельных документах. Трудовые споры: что предлагается изменить в законодательстве
Оксана Войнаровская
советник АО «Юридическая фирма «Василь Кисиль и Партнеры» |
Полезная информация |