Библиотека - полезная информациядек 22 2010 Целью разработки и принятия Трудового кодекса Украины (далее – проект ТК Украины) является определение основных принципов и механизмов реализации трудовых прав и гарантий работников, создание надлежащих условий труда и обеспечение защиты интересов работников и работодателей в условиях рыночной экономики с учетом положений международно-правовых документов по вопросам труда. В Проекте осуществлена попытка кодифицировать и унифицировать трудовое законодательство, в частности Законы Украины "Об оплате труда", "Об отпусках", "О коллективных договорах и соглашениях", "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)" и частично Закон Украины "Об охране труда". Положение законопроекта структурированы в 9 книгах, которые включают Общие положения и посвящены регулированию отдельных институтов трудового права. Целью разработки и принятия Трудового кодекса Украины (далее – проект ТК Украины) является определение основных принципов и механизмов реализации трудовых прав и гарантий работников, создание надлежащих условий труда и обеспечение защиты интересов работников и работодателей в условиях рыночной экономики с учетом положений международно-правовых документов по вопросам труда. В Проекте осуществлена попытка кодифицировать и унифицировать трудовое законодательство, в частности Законы Украины "Об оплате труда", "Об отпусках", "О коллективных договорах и соглашениях", "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)" и частично Закон Украины "Об охране труда". Положение законопроекта структурированы в 9 книгах, которые включают Общие положения и посвящены регулированию отдельных институтов трудового права. С принятием данного кодекса утратит силу действующий КЗоТ Украины, утвержденный Верховным Советом УССР еще в 1971 г. и целый ряд законов и подзаконных актов, завершится длительный процесс кодификации трудового законодательства Украины, характеризующийся усовершенствованием правового регулирования трудовых отношений. Нормы Проекта ТК Украины направлены на адаптацию трудового законодательства Украины к Европейской социальной хартии и другим международно-правовым актам – Общей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, конвенции и рекомендациям Международной организации труда. Прежде чем приступить к более подробной характеристике Проекта ТК Украины, несомненно, следует признать, что с его принятием трудовое законодательство существенно обновляется и в значительной степени приводится в соответствие современным реалиям. Однако первое ознакомительное прочтение Проекта ТК Украины в целом оставляет, по меньшей мере, двоякое впечатление. С одной стороны, ему присущи все формальные черты, свойственные кодифицированным актам. Так, Проект ТК Украины обладает четкой структурой, в нем последовательно предусмотрены по главам основные институты Общей и Особенной частей трудового права; по содержанию в него инкорпорированы положения принятых ранее законов и подзаконных нормативных актов, содержащих трудовые правовые нормы. Кроме того, несомненно, положительной тенденцией является более подробная и четкая по сравнению с КЗоТ Украины регламентация в ТК Украины общеустановленных прав и обязанностей участников трудовых отношений и условий применения труда, а следствием этого является повышение уровня охраны трудовых прав и гарантий работников. С другой стороны, несмотря на длительность работы над Проектом ТК Украины, не покидает ощущение некой незавершенности, поскольку, например, ряд его положений носит внутренне противоречивый характер, некоторые положения изложены недостаточно четко, либо при их формулировке не в полной мере учтено содержание иных норм трудового законодательства. Что, в свою очередь, способно затруднить правоприменение норм и в дальнейшем спровоцировать возникновение трудовых конфликтов. Оговоримся сразу, что мы не преследовали цели дать подробный анализ Проекту ТК Украины или комментарий к отдельным его положениям. В данной статье ставилась задача провести наиболее общий обзор Проекта ТК Украины по ряду его основных разделов и обратить особое внимание на изменения в нормах о договорном регулировании условий труда, о процедуре увольнения, что представляет несомненный интерес как для работодателей и работников кадровых служб предприятий, так и для наемных сотрудников. Книга I «Общие положения» включает основополагающие нормы для всех разделов ТК Украины, а также иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. В этом разделе содержится 4 главы, закрепляющие цели и задачи трудового законодательства, основные принципы правового регулирования трудовых и связанных с ними иных отношений; определяющие состав трудового законодательства, его действие в пространстве, во времени и по кругу лиц; устанавливающие основания возникновения трудовых отношений, определяющие субъектов трудовых правоотношений и правовой статус сторон этих отношений; регулирующие процедуру трудоустройства. В данном контексте представляется уместным отметить, что в отличии от КЗоТ Украины, не содержащего самостоятельных статей о его основных началах, ограничиваясь перечислением задач Кодекса, основных трудовых прав и обязанностей работников и общим указанием на состав трудового законодательства, Проект ТК Украины посвящает этим вопросам отдельные статьи, в которых содержится квинтэссенция всего Кодекса. При этом в Проекте впервые легально закреплены цели трудового законодательства, в качестве которых провозглашены: определение основных принципов реализации предусмотренных Конституцией Украины трудовых прав и гарантий работников, создание надлежащих условий труда, обеспечение защиты интересов работников и работодателей. (часть 1 статьи 1). Новые социально-экономические условия отразились и в формулировках основных задач трудового законодательства, закрепленных частью второй вышеупомянутой статьи — правовое регулирование трудовых отношений и создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений. Впервые исчерпывающе определен предмет регулирования трудового законодательства, то есть перечислены те отношения (трудовые и иные непосредственно связанные с ними), которые подлежат регулированию нормами трудового (а не иных отраслей, в частности, гражданского) права (ст.2 Проекта ТК Украины). Еще одной важнейшей новеллой, содержащейся в Проекте ТК Украины является правовое закрепление (ст.3 Проекта ТК Украины) его основных принципов, формулировавшихся ранее лишь в юридической литературе, а также раскрытие содержания важнейших из них – запрещения принудительного труда, детского труда и дискриминации в сфере труда (отметим, что КЗоТ Украины в статье 22 прямо оговаривал лишь запрет какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от каких либо обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников). Важной представляется статья 6 Проекта ТК Украины, устанавливающая действие законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по кругу лиц. Согласно этой статье положения трудового законодательства распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и являются обязательными для применения на всей территории Украины. При этом в соответствии с частью третьей данной статьи в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства. В тоже время часть 8 ст. 6 Проекта устанавливает, что трудовое законодательство не распространяется на условия самостоятельной деятельности физических лиц-предпринимателей, членов сельскохозяйственного общества, и физических лиц, исполняющих работу на условиях гражданско-правового договора. Таким образом, исходя из содержания данной нормы, физическое лицо может выполнять задачи на основании гражданско-правового договора, не являясь при этом субъектом предпринимательской деятельности. Также в вышеупомянутой статье содержится положение о том, что трудовое законодательство не применяется (кроме законодательства об охране труда) в случае, если физическое лицо исполняет обязанности члена наблюдательного совета акционерного общества, исполнительного органа общества, других соответствующих органов управления юридических лиц, если эти обязанности выполняются на других условиях, а не на основании трудового договора, физическое лицо исполняет обязанности по гражданскому договору, который предусматривает выполнение ею определенной работы в пользу другой стороны договора. Данное положение предоставляет возможность иностранцам не получать разрешение на трудоустройство в Украине в случае, если они занимают руководящую должность в компании (например, генеральный или исполнительный директор общества), так как такие правоотношения могут быть урегулированы гражданско-правовым договором, в частности договором подряда. Впервые в Проекте ТК Украины указывается состав трудового законодательства и выстраивается иерархия этих нормативных актов (статья 12), а именно:
Во второй книге дается определение одного из основных видов отношений, составляющих предмет регулирования трудового законодательства – трудовых отношений; устанавливаются основания их возникновения, а также права и обязанности сторон трудовых отношений (работника и работодателя). КЗоТ Украины не содержал подобных положений в систематизированном виде, за исключением статьи о трудовых правах и обязанностях работника, а соответствующие положения находили закрепление в его отдельных главах. Безусловно, новыми являются положения, содержащиеся в Книге 2 Проекта ТК Украины (статья 38 и взаимосвязанных с ней статьи 39—41), из которых следует, что основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем является заключенный ими трудовой договор (часть первая статьи 38), в том числе в случаях, когда его заключение предопределено совокупностью целого ряда юридических фактов (избрание (выборы) на должность, избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности и др.), наличие которых в соответствующих случаях по существу обязывает работодателя заключить трудовой договор с работником. Сопоставление текстов статьи 39 Проекта Трудового кодекса Украины и статьи 21 КЗоТ Украины, показывает, что новый Проект Кодекса в целом сохраняет преемственность (с некоторыми особенностями) в определении понятия, сторон и содержания трудового договора. Так, в нем не используется термин «контракт» как синоним термина «трудовой договор»; в определении трудового договора на первое место ставятся обязанности работодателя, на которого дополнительно возложена ранее не предусматривавшаяся КЗоТ Украины обязанность предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, а обязанность выплачивать работнику заработную плату уточнена указанием на необходимость делать это своевременно и в полном размере. Кроме того, в отличие от КЗоТ Украины Проект (статья 40) предусматривает четкий перечень существенных условий трудового договора, которые обязательно должны быть указаны в его содержании. В целом положения названного раздела, по нашему мнению, более четко и последовательно, нежели это было в КЗоТ Украины, раскрывают само понятие и содержание трудового договора, регламентируют порядок и условия его заключения, изменения и прекращения, также включены статьи о признании трудового договора недействительным и о последствиях такого признания, введено понятие трудовая функция работника. Проект ТК Украины (ст.42) предусматривает классификацию трудовых договоров на типичные (утверждаются в случаях, предусмотренных законом, центральным органом исполнительной власти по вопросам труда, положения которых являются обязательными, если другое не предусмотрено законом) и образцовые (утверждаются центральным органом исполнительной власти по вопросам работы и имеют рекомендательный характер). Не менее важной новеллой в данной области является, на наш взгляд, установление четкого перечня документов (ст. 58 Проекта), предъявляемых работодателю при заключении трудового договора лицом, поступающим на работу, который может быть расширен в отдельных случаях с учетом специфики работы, но лишь самим Кодексом либо иными нормативными актами Украины. Следует отметить, что Проект устанавливает обязательный медицинский осмотр сотрудников за счет работодателя при принятии на работу. Серьезные новации прослеживаются и в регламентации испытания при приеме на работу. В частности, статьей 47 Проекта ТК Украины предусмотрен перечень лиц, для которых такое испытание не должно устанавливаться. Он носит открытый характер, поскольку указанной нормой допускается возможность ограничить установление условия об испытании и в иных случаях, которые могут предусматриваться не только самим Кодексом и другими законами, но и коллективными договорами, что несомненно направлено на повышение социальной защищенности работников. Изменились также и нормы о результате испытания при приеме на работу, так как теперь в соответствии со статьей 49 (часть первая) Проекта ТК Украины при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, лишь предупредив его об этом в письменной форме не позднее, чем за 3 дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Проект ТК Украины содержит норму, согласно которой трудовые отношения могут регулироваться нормативными актами работодателя. Причем принимать распоряжения, приказы и решения работодатель вправе самостоятельно. Это регламентирует Часть 2 статья 13 проекта: "Нормативные акты работодателя принимаются ним самостоятельно. В случаях, обозначенных законом, коллективными договорами и соглашениями, такие акты принимаются работодателем, учитывая предложения и по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем)". В Проекте подлежат изменению и нормы о прекращении трудового договора. Прежде всего, отметим, что содержащийся во главе 6 Книги 2 Проекта ТК Украины перечень оснований прекращения трудового договора во многом отличается от закрепленного ранее в КЗоТ Украины. В частности, увеличилось количество таких оснований, а некоторые из них вошли в Проект Трудового кодекса в несколько измененном виде. Так, например, статья 108 Проекта предоставляет возможность работодателю расторгнуть трудовой договор на основании отсутствия сотрудника на работе и информации о причине такого отсутствия более 4-х месяцев. Следует отметить, что новым Трудовым кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 февраля 2002 года, более не предусмотрено такое основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя, как неявка работника на работу в течение более 4 месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, что безусловно повышает трудовые гарантии работников. Проект ТК Украины закрепляет за работодателем право контролировать выполнение сотрудниками своих трудовых обязанностей с использованием технических средств, "если это обусловлено особенностями производства". При этом данная норма четко не определяет, при каких именно "особенностях производства" работодатель имеет право применять такие средства. Тем самым законодатель предоставляет возможность работодателю неоднозначной трактовки этой нормы и ее злоупотреблением на практике. Согласно ст. 28 Проекта ТК Украины, работодатель обязан будет уведомлять сотрудника об использовании технических средств, а также не допускать действий, которые унижают честь и достоинство сотрудников. Однако утверждать, что Проект ТК Украины защищает интересы только работодателей некорректно, так как данный законопроект содержит новые нормы, которые защищают интересы и права работников, а также предусматривают расширение прав работников в сравнении с действующим трудовым законодательством Украины. К примеру, статья 97 ТК Украины запрещает принуждать работника к прекращению трудовых отношений по собственной инициативе против его воли путем применения насилия, угроз, введения в заблуждение или другим способом. Однако механизм контроля не предусмотрен, что в дальнейшем затруднит правоприменение указанной нормы на практике. Статьей 120 ТК Украины предоставлена возможность работникам защитить себя от незаконного увольнения путем предоставления доводов относительно уровня его квалификации, производительности труда, добросовестного отношения к выполнению трудовых обязанностей, правомерности своих действий или бездеятельности, дать пояснение по поводу допущенных нарушений или ненадлежащего выполнения трудовых обязанностей. Хотя, мы все понимаем, что данная норма имеет декларативный характер. Согласно действующему КЗоТу сверхурочные работы могут производиться только с разрешения выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя). Привлечение работников к сверхурочным работам согласно Проекту ТК Украины возможно только по письменному согласию работника и с обязательным предварительным уведомлением выборного органа первичной профсоюзной организации. Таким образом, с одной стороны, можно сказать, что Проект усиливает позиции работодателя в трудовых отношениях. Однако существенного ограничения прав работников в сравнении с действующим законодательством также не предусмотрено. Работникам предоставляется достаточно инструментов для действенной защиты своих прав и законных интересов. Также Проект ТКУ содержит основания для прекращения трудовых отношений по требованию третьих лиц, а именно: расторжение трудового договора по требованию родителей несовершеннолетнего работника или лиц, их заменяющих; с руководителем юридического лица – по требованию государственной инспекции труда. Завершая характеристику Книги 2 Проекта ТК Украины, нелишним будет упомянуть, и о закреплении в нем новых положений (несомненно, требующих самостоятельного обзора и исследования), регламентирующих аттестацию сотрудников. С целью проверки профессионального уровня и квалификации работников, их соответствия занимаемой должности работодатель, если это предусмотрено законом, может проводить периодическую аттестацию работников с соблюдением норм ТК Украины. Аттестация проводится не чаще чем один раз в три года. Статьей 73 ТК Украины определен перечень сотрудников, которые не подлежат аттестации. Книга 3 ТК Украины «Условия труда» содержит положения, регулирующие условия труда, и состоит из девяти глав. Это свидетельствует о детализации и усовершенствовании механизма правового регулирования данного вопроса. Однако, несмотря на такое большое количество глав и норм, регулирующих вопросы об условиях труда, содержание этой Книги вызвало неоднозначную и противоречивую реакцию всех участников трудовых отношений. Говоря об условиях труда, следует начать с содержащихся в Проекте ТК Украины новшествах, которые в целом, по нашему мнению, с одной стороны, обеспечивают повышение уровня соответствующих гарантий, с другой стороны, положения некоторых норм ограничивают права работников, гарантированные Конституцией Украины. Положительным нововведением Проекта ТК Украины следует считать предоставление женщине трехдневного оплачиваемого отпуска для медицинского обследования в случае взятия ее на учет по беременности, что регламентировано статьей 193 Проекта ТК Украины, а также возмещение работнику расходов, связанных с отзывом его из ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 187). В тоже время, некоторые статьи, предусмотренные Проектом ТК Украины, ограничивают конституционные права работников. Так, например, в соответствие со статьей 169 Проекта ТК Украины, работодатель обязан издать приказ (распоряжение) о предоставлении работнику отпуска, основанием для которого является письменное заявление работника. В случае если приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска не издан, работник не имеет права по собственному усмотрению определять день начала отпуска. Таким образом, несмотря на согласованный работодателем и работником график отпусков и поданное последним письменное заявление о предоставлении отпуска в сроки, указанные в графике, работодатель может своими действиями ограничить право работника на отдых. Проект ТК Украины в статье 131 устанавливает, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Данное положение не противоречит норме действующего КЗоТ. Однако, согласно ч. 1 ст. 139 Проекта ТК Украины, работодатель при отсутствии коллективного договора на предприятии может посредством принятия нормативного акта, согласованного с выборным органом первичной профсоюзной организации, продлить продолжительность ежедневной работы до десяти часов при условии соблюдения недельной нормы рабочего времени, определенной законом. Такое положение не согласовывается с нормами относительно привлечения работников к сверхурочным работам, применение которых может осуществляться по определенной процедуре и с соответствующей оплатой. Согласно действующего КЗоТ Украины при увольнении работника по сокращению штата ему выплачивается выходное пособие в размере месячной заработной платы (ст. 44). Проект ТК Украины дифференцирует выплату от стажа работы. Размер пособия может достичь трех должностных окладов. Кроме того, Проектом ТК Украины предусмотрена выплата выходного пособия, когда человек увольняется по причине длительной болезни. Также, если согласно КЗоТ доплата за работу в ночное время сейчас составляет 20% от оклада, то Проект ТК Украины предусматривает – 30%. Кроме того, сверхурочное выполнение задач для каждого работника должно длиться не более 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год. Количество превышенных часов будет оплачиваться в тройном размере. В Книге 3 Проекта ТК Украины также дается определение следующим понятиям: норма труда, компенсационные и гарантийные выплаты, введено понятие «работник с семейными обязательствами». Проект вводит понятие гибкого режима рабочего времени, который до сих пор был урегулирован на уровне рекомендаций Министерства труда и социальной политики Украины, а также предусматривает возможность определения коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка категорий работников, которые самостоятельно планируют свое рабочее время. Также в Проекте ТК Украины предусматривается возможность привлечения работников на условиях ненормированного рабочего времени (сейчас – только рекомендации Минтруда). Для работника важной новацией Проекта ТК Украины является закрепление на законодательном уровне нормы (статья 263), устанавливающей санкцию работодателю - пеню за задержку зарплаты в размере 2% учетной ставки Национального банка за каждый день задержки. Книга 4 Проекта ТК Украины «Особенности регулирования трудовых отношений при участии отдельных категорий работников и работодателей» регулирует трудовые отношения отдельных категорий работников и работодателей. Так, Глава 1 Книги 4 ТК Украины регулирует особенности труда работников с семейными обязательствами. В соответствии с ст. 284 Проекта ТК Украины, к ним принадлежат мать, отец, опекун, попечитель, а в отдельных случаях, предусмотренных ТК Украины, - другой член семьи. Необходимо отметить, что в отличии от действующего КЗоТа Украины, Проект ТК Украины не учитывает права на социальный отпуск одиноких матерей (родителей) или лиц, которые усыновили ребенка. Глава 2 Книги 4 содержит положения, регулирующие особенности труда несовершеннолетних лиц, которые в трудовых отношениях приравниваются в правах к совершеннолетним. Статья 294 Проекта ТК Украины устанавливает обязательное условие при принятии на работу несовершеннолетнего: «Несовершеннолетние лица принимаются на работу лишь после прохождения предыдущего медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижению ими 21 года, каждый год подлежат обязательному медицинскому осмотру». Глава 3 Книги 4 «Особенности регулирования трудовых отношений при участии юридического лица - субъекта малого предпринимательства, физического лица – предпринимателя». Исходя из положений данной Главы трудовые отношения при участии работодателя - субъекта малого предпринимательства, который является юридическим лицом и численность работников которого не превышает 20 лиц, регулируются ТК Украины с учетом особенностей, определенных в этой главе. Количество работников определяется на начало каждого календарного года исходя из занятости на протяжении полного рабочего дня. Если в течение года количество работников превышает 20 лиц, субъект малого предпринимательства сохраняет свой статус до конца календарного года. Глава 4 Книги 4 ТК Украины содержит положения, регулирующие особенности труда работников по трудовому договору с работодателем – физическим лицом. Законодатель под понятием «работодатель - физическое лицо» подразумевает субъекта предпринимательской деятельности без создания юридического лица, который в пределах трудовых отношений использует труд физических лиц для осуществления хозяйственной деятельности, а также другие физические лица, которые для удовлетворения личных нужд и ведения домашнего хозяйства используют труд физических лиц на основании трудового договора. Глава 5 Книги 4 ТК Украины регулирует особенности трудовых отношений членов производственных кооперативов, регламентирует порядок установления трудовых отношений при участии членов производственных кооперативов, а также описывает процедуру заключения трудового договора с членом производственного кооператива. Книга 5 Проекта ТК Украины предусматривает законодательную новеллу в сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Подготовка, переподготовка кадров и повышение квалификации — важное звено в сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Кроме того, в соответствие с Законом Украины "О занятости населения" от 01.03.1991 №803-XII, государство гарантирует предоставление следующих социальных услуг: - профессиональная подготовка или переподготовка, повышение квалификации и профориентация. Книга 6 «Коллективные трудовые отношения» Проекта ТК Украины регулирует вопрос заключения коллективных договоров и соглашений. Часть 4 статьи 349 Проекта ТК Украины предусматривает обязательность коллективных переговоров лишь в случае наличия инициативы одной из сторон трудовых отношений относительно заключения коллективного договора, соглашения. Тем не менее, в следующих статьях Проекта ТК Украины (статьи 356, 361) установлено уже обязательность продолжения действия коллективного договора, соглашения и заключение ежегодно нового договора, соглашения, независимо от инициативы сторон не позднее 1 февраля текущего года. Такие положения Проекта ТК Украины противоречат принципам добровольности ведения переговоров и заключения коллективных договоров, задекларированных в Конвенции о содействии коллективным переговорам №154, а также Рекомендациям относительно консультаций и сотрудничества между работодателями и работниками на уровне предприятия №94, принятым Международной организацией труда. Часть 1 статьи 354 Проекта ТК Украины изменяет характеристику содержания коллективного договора и сужает круг обязательств сторон, которые должны быть представлены в коллективном договоре. Книга 7 Проекта ТК Украины «Надзор и контроль соблюдения трудового законодательства» регламентирует вопросы надзора и контроля соблюдения трудового законодательства, который осуществляется центральными органами исполнительной власти в соответствие с их полномочиями, профсоюзами и их объединениями, организациями работодателей и их объединениями в пределах и в порядке, определенных законом. Данная Книга содержит перечень органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, ст. 393 проведено разграничение функций государственного надзора и контроля, предусмотрен общественный контроль соблюдения трудового законодательства. Отдельная Глава, Вторая, посвящена государственному надзору за соблюдением трудового законодательства, определены задания, функции государственной инспекции труда, права и обязательства государственных инспекторов труда. Книга 8 Проекта ТК Украины «Ответственность сторон трудовых отношений» содержит разделение ответственности на дисциплинарную и материальную. Кроме того, расширен перечень видов дисциплинарных взысканий, которые применяются к работникам за совершение ими дисциплинарных проступков, к существовавшим ранее выговору и увольнению добавлен такой вид как замечание. В отличие от статьи 134 действующего КЗоТ Украины, в Проекте ТК Украины расширен перечень случаев, при которых работники несут материальную ответственность в полном размере. В соответствии со статьей 413 Проекта ТК Украины, работник несет материальную ответственность в полном размере причиненного прямого действительного ущерба в случае, если прямой действительный имущественный ущерб причинен вследствие разглашения государственной тайны и другой защищенной законом информации. Главой 2 Книги 8 Проекта ТК Украины устанавливается ответственность работодателя. Так, работодатели, виновные в нарушении норм трудового законодательства, невыполнении условий коллективных договоров и соглашений привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности. При этом, работодатель несет ответственность перед работником при условии, если он не докажет, что ущерб причинен в результате действия непреодолимой силы. Данной главой предусмотрена материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника, за невыполнение обязанностей по предоставлению работнику материальных благ и услуг, в иных случаях, установленных ТК Украины, законом либо трудовым договором. Также Проект ТК Украины содержит обязанность работодателя возместить моральный ущерб, причиненный работнику собственными действиями либо бездействием, которые нарушают права работника, в соответствии с гражданским законодательством. Также работодатель обязан возместить моральный ущерб, в случае невыполнения своего обязательства уважать честь, достоинство и другие личные права работника. Заключительная 9 Книга Проекта ТК Украины посвящена индивидуальным трудовым спорам. В частности, определяются понятие индивидуального трудового спора, указывается, что его сторонами являются работодатель и сотрудник, а также стороной спора могут выступать бывший сотрудник и лицо, которому отказали в приеме на работу, а также представители интересов сторон индивидуального трудового спора (адвокаты, представители профсоюзной организации и другие лица), органы рассмотрения трудовых споров (суды и комиссии по трудовым спорам), устанавливаются примерные процедуры по рассмотрению трудовых споров, а также содержится порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах (в частности, предусмотрена норма, освобождающая сотрудников от уплаты судебных издержек). Таким образом, анализ положений Проекта ТК Украины позволяет сделать вывод, что в целом Проект ТК Украины направлен на обеспечение защиты интересов работодателей и работников в условиях рыночной экономики, создание надлежащих условий труда и отдыха, в нем кодифицированы нормы трудового права, содержащиеся в разнообразных нормативно – правовых актах, однако определенные положения Проекта ТК Украины нуждаются в дальнейшей доработке. В данный момент Проект ТК Украины предлагают вынести на всенародное обсуждение. Соответствующее постановление в Верховной Раде зарегистрировал внефракционный народный депутат Александр Фельдман. На наш взгляд, всенародное обсуждение норм Проекта ТК Украины может значительно улучшить его содержание, приведя его в соответствие с пожеланиями работодателей, наемных работников и других участников трудовых отношений. Алла Пустовит
Старший Партнер ЮК «Правовая Гильдия «Викториал» |
Полезная информация |