Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

дек
23
2010

С принятием в новой редакции Закона «Об исполнительном производстве» прав у должника стало меньше, а расходов — больше

Заместитель начальника Главного управления юстиции — начальник отдела ГИС Киевской области Олег ПАРАКУДА: «Согласно новой редакции Закона,все спорные моменты трактуются в пользу взыскателя»

4 ноября с.г. Верховный Совет Украины принял разработанный Министерством юстиции Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц)» (Закон). Согласно Переходным положениям, Закон вступает в силу через три месяца с момента опубликования — 8 марта 2011 года. По сути, речь идет о новой редакции Закона, который фактически построен на базе действующего Закона Украины «Об исполнительном производстве» и существенно не меняет самой процедуры исполнения судебных решений. Основной и, пожалуй, наиболее ожидаемый вопрос усовершенствования исполнения судебных решений — создание частных исполнительных служб — этим законом не разрешен. Тем не менее некоторые положения заслуживают особого внимания и оценки.

К положительным моментам нового Закона можно отнести «узаконивание» Единого реестра исполнительных производств, новый механизм реализации и оценки арестованного государственным исполнителем имущества, установление ответственности физических лиц за неисполнение судебного решения. Относительно должника сделаем оговорку, что новый Закон к нему более суров, зачастую не совсем обоснованно. Не столь однозначно также и сокращение сроков предъявления исполнительных документов к исполнению. С одной стороны, очевидно, законодатель создает условия для оперативного исполнения и «разгрузки» исполнительной службы, с другой — в этой ситуации можно усмотреть сужение существующего объема прав граждан, что недопустимо согласно Конституции Украины. Хотя проведенное ранее сокращение процессуальных сроков в административном судопроизводстве никем пока не обжаловано. Преференции получат и государственные исполнители: кроме общих положений повышения их социальной защиты, Закон предусматривает также вполне материальные выгоды. Итак, что же изменится в процедуре принудительного исполнения решений судов и других органов после вступления в силу этого Закона?

Информационная и материальная обеспеченность

Безусловным плюсом новой редакции Закона является предоставление государственному исполнителю доступа к соответствующим базам данных и реестрам для выявления информации о должнике, его имуществе, средствах (статья 4 Закона). По словам Игоря Николаева, юридического советника Центра коммерческого права, до этого в Законе подобная норма отсутствовала. Теперь Законом предусмотрено, что ведение документооборота и контроль в исполнительном производстве обеспечивает Единый государственный реестр исполнительных производств. «Реестр ведется в электронном виде, и доступ к нему обеспечивается через веб-сайт Министерства юстиции — trade.informjust.ua. Вне всяких сомнений, бумажный документооборот ограничивает доступ участников исполнительного производства к его материалам, делает процесс исполнения судебного решения непрозрачным и повышает его коррупционный потенциал. Обеспечение свободного доступа через Интернет к материалам исполнительного производства, а также к информации об аукционах делает процесс исполнения судебного решения более эффективным», — считает Игорь Николаев.

Также у наших респондентов вызывает положительные отзывы норма Закона об установлении вознаграждения государственному исполнителю за своевременное исполнение исполнительного документа в полном объеме — в размере 5 % за счет взысканного с должника исполнительного сбора от суммы долга, но не более 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, то есть 850 грн. Однако отметим, что теперь, согласно новому Закону, исполнительный сбор в размере 10 % взимается не от фактически взысканной суммы, а от суммы по исполнительному документу.

Приобретения взыскателя

Напомним, что данный документ был разработан Министерством юстиции Украины и внесен на рассмотрение парламента еще в 2008 году. По словам заместителя начальника Главного управления юстиции — начальника отдела Государственной исполнительной службы Киевской области Олега Паракуды, новая редакция Закона, несомненно, направлена на урегулирование законодательных пробелов действующей редакции Закона Украины «Об исполнительном производстве», и много спорных моментов разрешено в пользу взыскателя. «Законодателем сделана попытка расширить полномочия государственных исполнителей с целью исполнения в полном объеме обязанностей, предусмотренных действующей редакцией Закона Украины «Об исполнительном производстве», — отмечает г-н Паракуда. — С целью защиты интересов гражданина или государства в новой редакции Закона Украины преду­смотрено право прокурора принимать участие в исполнительном производстве в случае осуществления соответствующего представительства интересов в суде и открытия исполнительного производства на основании исполнительного документа по его заявлению, что значительно упрощает согласование позиций в вопросе исполнения решения суда, принятого в интересах государства между прокурором, как процессуальным представителем, и истцом — органом, уполномоченным государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях».

Эффективным нововведением новой редакции Закона Олег Паракуда называет также упрощение процедуры замены стороны исполнительного производства в случае выбывания одной из сторон, в частности, путем принятия постановления государственного исполнителя при наличии подтверждающих документов, а не в судебном порядке.

По мнению Александра Кузя, директора Правозащитной консалтинговой группы, адвоката, ранее — директора Департамента государственной исполнительной службы, правительственного органа государственного управления, Закон действительно содержит в себе некоторые положительные моменты. В первую очередь, это касается положений, направленных на защиту интересов взыскателя. Кроме ранее упомянутой статьи 4 Закона, внесены определенные изменения относительно сроков исполнительного производства. «Если раньше государственный исполнитель перед тем, как приступить к принудительному исполнению после окончания сроков для добровольного исполнения решения должен был сам убедиться в получении должником копии постановления об открытии исполнительного производства и исполнении или неисполнении должником в добровольном порядке решения суда, то теперь этот вопрос решен Законом иным образом, — рассказывает г-н Кузь. — Поскольку копию постановления об открытии исполнительного производства, отказе в открытии исполнительного производства или возврате исполнительного документа взыскателю необходимо будет направлять рекомендованным письмом с уведомлением о вручении, то уже на должника возлагается обязанность уведомить государственного исполнителя в срок, предоставленный ему для самостоятельного исполнения, об исполнении или неисполнении решения. Сам термин «добровольное исполнение» заменен на термин «самостоятельное исполнение». Если государственный исполнитель не получает документального подтверждения о том, что решение исполнено, он приступает сразу к принудительному исполнению. Таким образом, начало принудительного исполнения зависит не от действий исполнителя, а от должника. Согласен, что это создает для должника дополнительные проблемы».

Положительным моментом Александр Кузь также считает норму Закона, которая позволяет реализовывать имущество на комиссионных условиях. «На сегодня органы ГИС обязаны реализовывать имущество исключительно путем проведения публичных торгов, аукционов. Напомним, что такая норма была еще в первой редакции Закона Украины «Об исполнительном производстве», но позже ее отменили», — резюмировал г-н Кузь.

Потери должника

Валентин Глинский, старший юрист МЮФ Integrites отмечает: «Согласно новой редакции Закона Украины «Об исполнительном производстве», исполнительный сбор будет взыскиваться в размере 10 % от суммы, подлежащей взысканию, или стоимости имущества должника, на которое обращается взыскание по исполнительному документу, а не пропорционально фактически удовлетворенным требованиям кредитора, как это предусмотрено действующей редакцией Закона. Вот только как в таком случае взыскивать исполнительный сбор с должников, не имеющих активов, за счет которых возможно погасить долг в принудительном порядке, неизвестно». Кроме того, к недостаткам новой редакции Закона Украины «Об исполнительном производстве», по словам г-на Глинского, можно отнести изменение процедуры обжалования решений, действий или бездеятельности должностных лиц исполнительной службы. «С момента вступления в силу новой редакции Закона должник будет лишен права на обжалование решений, действий или бездеятельности государственных исполнителей в административном порядке, — говорит Валентин Глинский. — Таким образом, новой редакцией Закона должнику оставлено право только лишь на судебное обжалование». По мнению Олега Паракуды, в данном аспекте действующая ­редакция Закона предусмат­ривала баланс в объеме процессуальных прав должника и взыскателя и в порядке их реализации.

Новый Закон предоставляет государственным исполнителям новые права в процессе осуществления исполнительного производства. В частности, они имеют право при проведении проверки исполнения должниками, физическими и юридическими лицами, решений, получать необходимую информацию, в том числе конфиденциальную. «Во избежание неодинакового применения закона судебными органами законодатель на уровне Закона закрепил право госисполнителя в случае уклонения должника от исполнения обязательств, предусмотренных решением, обращаться в суд за установлением временного ограничения в праве выезда должника до завершения исполнения обязательств по судебному решению, что однозначно должно побудить должника к более действенным мерам по погашению долга, — комментирует Олег Паракуда. — Суров новый Закон и к злостным неплательщикам алиментов. В частности, предусмотрена возможность обращения взыскания на заработную плату должника одновременно с обращением взыскания на имущество должника, хотя действующая редакция Закона разрешает взыскание лишь при условии, если должник нигде не работает и не получает доходов».

«На мой взгляд, отрицательным моментом является взыскание исполнительного сбора в случае завершения исполнительного производства в таких случаях, как признание судом отказа взыскателя от принудительного исполнения решения суда; смерть взыскателя или должника или ликвидация юридического лица — стороны исполнительного производства; отмена решения суда или признание исполнительного документа не подлежащим исполнению; возврат исполнительного документа без исполнения по требованию суда», — ­говорит г-н Кузь.

В заключение отметим, что Закон также лишил должника таких действенных «уловок» по затягиванию принудительного исполнения решений судов, как обязательное приостановление исполнительного производства в случае принятия жалобы на действия, бездеятельность государственного исполнителя или подачи иска в суд об исключении имущества из акта описи и ареста. При этом законодатель установил сроки, увеличил штрафы за их нарушение и размеры исполнительного сбора, а также уполномочил гос­исполнителей вносить представления правоохранительным органам о привлечении должника к ответственности за неисполнение решений неимущественного характера. Если новые нормы оправдают себя на практике, то должникам рекомендовано возвращать долги своевременно, а то дороже будет.

Изменения в исполнительном производстве: не кардинальные, но важные

№ п/п
Статья
Содержание
1

Часть 2 статьи 4

Предоставление доступа государственному исполнителю к базам данных и реестров, в том числе электронных, которые содержат информацию о должниках, их имуществе и средствах

2

Часть 1 статьи 7

В перечень участников исполнительного производства, помимо государственного исполнителя, сторон, представителей сторон, экспертов, специалистов, переводчиков, субъектов оценочной деятельности, включен также прокурор, который принимает участие в случае осуществления представительства интересов гражданина или государства в суде и открытии исполнительного производства на основании исполнительного документа по его заявлению

3

Часть 3 статьи 11

Расширены полномочия государственного исполнителя. Дополнительно госисполнитель имеет право:

  • с целью защиты интересов взыскателя получать бесплатно от органов, организаций, должностных лиц, сторон и участников исполнительного производства необходимые для проведения исполнительных действий пояснения, справки и другую информацию, в том числе конфиденциальную (пункт 3);
  • при наличии решения суда о принудительном проникновении в жилье беспрепятственно входить на земельные участки, в жилые и другие помещения должника, лица, у которого находится имущество должника или имущество и средства, принадлежащие должнику от других лиц (пункт 15);
  • в случае уклонения должника от исполнения обязательств обращаться в суд за установлением временного ограничения в праве выезда должника — физического лица или руководителя должника — юридического лица за пределы Украины — до исполнения обязательств по решению (пункт 18)
4

Часть 5 статьи 12

Стороны обязаны на протяжении трех рабочих дней письменно уведомить государственного исполнителя о полном или частичном самостоятельном исполнении решения должником

5

Часть 2 статьи 17

Если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, а также, если необходимо передать имущество, которое находится в нескольких местах, в исполнительном документе указываются один должник и один взыскатель, а также определяется, в какой части нужно исполнить такое решение, или указывается, что взыскание является солидарным

6

Пункт 3 части 1 статьи 19

Дополнен перечень оснований для открытия исполнительного производства еще одним пунктом: поступление исполнительного листа от суда на основании определения о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда

7

Часть 2 статьи 19

В заявлении об открытии исполнительного производства взыскатель имеет право указать сведения, которые могут способствовать принудительному исполнению решения (счет должника, место работы, местонахождение его имущества)

8

Пункт 2 части 1 статьи 22

Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению сокращены с трех лет до одного года, если другое не предусмотрено законом

9

Часть 2 статьи 19

В постановлении об открытии исполнительного производства государственный исполнитель указывает о предоставлении должнику срока до семи дней для самостоятельного исполнения (ранее — добровольного) решения с момента принятия постановления. По заявлению взыскателя государственный исполнитель одновременно с принятием постановления об открытии исполнительного производства может наложить арест на имущество и средства должника (ранее — только имущество), о чем принимается постановление

10

Часть 4 статьи 25

В случае открытия исполнительного производства по исполнительному документу о конфискации имущества, взыскании периодических платежей, обеспечении исковых требований или если решение подлежит немедленному исполнению, срок для самостоятельного исполнения решения не предоставляется

11

Часть 1 статьи 28

За неисполнение должником решения имущественного характера в установленный срок предусмотрен исполнительный сбор в размере 10 % от суммы, которая подлежит взысканию, или стоимости имущества должника по исполнительному документу (ранее —от фактически взысканной суммы). За неисполнение решения неимущественного характера исполнительный сбор составляет 40 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ннмдг) — 680 грн с должника — физлица и 80 ннмдг — 1360 грн с должника — юридического лица. В таких же размерах исполнительный сбор подлежит взысканию в случае возврата исполнительного документа без исполнения по заявлению взыскателя и в случае самостоятельного исполнения должником решения после начала его принудительного исполнения

12

Часть 1 статьи 31

Постановления об открытии исполнительного производства или отказе в открытии исполнительного производства направляются рекомендованным письмом с уведомлением о вручении. Должник считается уведомленным, если ему направлено постановление об открытии исполнительного производства по адресу, указанному в исполнительном документе

13

Пункт 1 части 1 статьи 32

Законом предусмотрен способ принудительного исполнения решений путем обращения взыскания на имущественные права должника

14

Часть 1 статьи 37

К обстоятельствам, повлекшим обязательное приостановление исполнительного производства, дополнительно отнесены:

  • приостановление судом реализации арестованного имущества, а не подача в суд иска об исключении имущества из акта описи и ареста (пункт 7);
  • введение Национальным банком Украины моратория на удовлетворение требований кредиторов банка, кроме решений об исполнении требований кредиторов о выплате заработной платы, алиментов, пенсий, стипендий, социальной помощи (пункт 9);
  • принятие судом к рассмотрению кассационной жалобы прокурора на решение суда, а не внесение кассационного представления прокурора на решение суда (пункт 11)
15

Часть 1 статьи 38

Государственный исполнитель имеет право приостановить исполнительное производство в случае объявления розыска должника — физлица, транспортных средств должника (а не имущества должника) или розыска ребенка. Закон лишает права госисполнителя приостанавливать исполнительное производство в случае принятия жалобы на его действия

16

Часть 1 статьи 46

Государственный исполнитель, обеспечивший своевременное исполнение исполнительного документа в полном объеме, за счет взысканного с должника исполнительного сбора получает вознаграждение в размере пяти процентов (ранее — двух) взысканной им суммы или стоимости имущества, но не больше пятидесяти (ранее — не больше 15) ннмдг, а по исполнительному документу неимущественного характера — не больше 15 ннмдг

17

Часть 4 статьи 52

При наложении ареста на средства и ценности, которые находятся на счетах, вкладах в банках или финансовых учреждениях, арест распространяется также на средства на счетах, которые будут открыты после принятия постановления о наложении ареста

18

Часть 7 статьи 52

Обращение взыскания на единственное жилье должника и земельный участок, на котором находится это жилье, не допускается, если сумма, подлежащая взысканию по исполнительному производству, не превышает десяти размеров минимальной заработной платы

19

Пункт 3 части 2 статьи 57

Закон позволяет государственному исполнителю наложить арест на имущество должника путем принятия постановления об аресте средств, которые находятся в кассе должника или поступают в нее

20

Часть 1 статьи 62

Реализация арестованного имущества осуществляется путем его продажи на публичных торгах, аукционах или на комиссионных условиях

21

Часть 5 статьи 62

Не реализованное на публичных торгах, аукционах или на комиссионных условиях на протяжении двух месяцев имущество подлежит уценке государственным исполнителем. Имущество может быть уценено не более чем на 30 %. В случае повторной нереализации имущества в месячный срок со дня проведения уценки в таком же порядке оно уценивается, но не более чем на 50 % начальной стоимости имущества

22

Часть 2 статьи 75

В случае неисполнения должником требований государственного исполнителя осуществить или удержаться от осуществления определенных действий (решений неимущественного характера) без уважительных причин госисполнитель налагает штраф и не позже пяти рабочих дней со дня его наложения повторно проверяет состояние исполнения решения. Если решение не исполнено и исполнение может быть проведено без участия должника, государственный исполнитель вносит представление правоохранительным органам для привлечения должника к ответственности. При этом на должника повторно налагается штраф

23

Часть 3 статьи 75

Если исполнить решение без участия должника невозможно, госисполнитель налагает на должника штраф и вносит представление правоохранительным органам для привлечения к ответственности, после чего принимает постановление об окончании исполнительного производства

24

Часть 4 статьи 75

Решение о запрете совершать определенные действия или удержаться от совершения действий исполняется путем доведения до сведения должника резолютивной части такого решения, о чем составляется соответствующий акт

25

Часть 2 статьи 82

Должник имеет право обжаловать решения, действия или бездеятельность государственного исполнителя и других должностных лиц Государственной исполнительной службы исключительно в судебном порядке. Право обжаловать начальнику отдела и в органы исполнительной службы высшего уровня предоставлено взыскателю и другим участникам исполнительного производства

Леся Заболотная
«Юридическая практика»
 

Полезная информация