Библиотека - полезная информацияянв 26 2011 13 января 2011 года, под Старый Новый год, депутаты преподнесли всем гражданам и юридическим лицам подарок в виде Закона «О доступе к публичной информации» и новой редакции Закона «Об информации». Принятие этих документов существенно расширяет возможности получения информации от органов государственной и местной власти, а также ускоряет порядок ее получения. Особенно ценен первый из принятых документов, лишающий должностных лиц госорганов ряда ранее используемых оснований для отказа в предоставлении информации. 13 января 2011 года, под Старый Новый год, депутаты преподнесли всем гражданам и юридическим лицам подарок в виде Закона «О доступе к публичной информации» и новой редакции Закона «Об информации». Принятие этих документов существенно расширяет возможности получения информации от органов государственной и местной власти, а также ускоряет порядок ее получения. Особенно ценен первый из принятых документов, лишающий должностных лиц госорганов ряда ранее используемых оснований для отказа в предоставлении информации. Разблокирование информации
На сегодня (Закон «О доступе к публичной информации» вступит в силу через три месяца после обнародования) порядок получения информации от субъектов властных полномочий (далее – СВП) урегулирован ст. 30 – 38 Закона «Об информации», а также Законом «Об обращениях граждан» (хотя последний касается больше предложений, ходатайств и жалоб граждан). Согласно ст. 32 Закона «Об информации» для получения информации от СВП необходимо обратится с информационным запросом о допуске к официальным документам или с запросом о предоставлении письменной или устной информации. Подав первый, можно получить возможность ознакомится с официальными документами. Подав второй – получить информацию о деятельности органов законодательной, исполнительной или судебной власти, их должностных лиц. То есть, список доступной информации небольшой. Не предусмотрено, например, получение сведений о деятельности органов местного самоуправления, юридических лиц, наделенных управленческими функциями и/или финансируемых из бюджета. Теперь же, исходя из определения публичной информации, можно будет получить не только официальные документы, но и другую информацию, отраженную и задокументированную любыми средствами и на любых носителях, которая была получена или создана в процессе выполнения СВП своих обязанностей или находится в распоряжении СВП и других распорядителей публичной информации. Более того, получить ее можно не только от СВП (к которым, кстати, отнесены как органы государственной, так и органы местной власти). Информацию также можно будет получить от:
– юридических лиц, финансируемых из государственного или местного бюджета относительно использования бюджетных средств; – лиц, которым делегированы полномочия СВП (включая предоставление образовательных, оздоровительных, социальных и иных государственных услуг) относительно информации, связанной с выполнением их полномочий; – субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на рынке или наделенных специальными или исключительными правами, или являющихся естественными монополиями, – относительно условий поставки товаров, услуг и цен на них. – иных субъектов хозяйствования, владеющих информацией о состоянии окружающей среды, качестве пищевых продуктов и предметов быта; об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают здоровью и безопасности граждан; другой информацией, представляющей общественный интерес. Причем отказать гражданам и юридическим лицам в получении публичной информации, ссылаясь на ограниченный доступ к ней, ее конфиденциальность или служебный характер, будет достаточно сложным. Ведь теперь, согласно ч. 2 ст. 6 Закона «О доступе к публичной информации» ограничение доступа к информации возможно будет только в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения атакой авторитета и беспристрастности правосудия. При этом разглашение такой информации должно грозить причинению существенного вреда этим интересам, и вред от разглашения такой информации должен превышать общественный интерес в ее получении. Доступ к информации может быть ограничен только в определенных случаях и только при условии, что вред от ее разглашения причинит существенный вред, существенно превышающий общественный интерес в получении информации При этом к информации с ограниченным доступом не может быть отнесена следующая информация: 1) правомерно обнародована распорядителем ранее;
2) относительно которой нет законных оснований для ограничения в доступе, которые существовали раньше; 3) информация, касающаяся:
– распоряжения бюджетными средствами;
– владения, пользования или распоряжения государственным, коммунальным имуществом, в том числе копий соответствующих документов; – условия получения этих средств или имущества;
– фамилий, имен, отчества физических лиц и наименования юридических лиц, получивших эти средства или имущество; 4) декларация о доходах лиц и членах их семей, которые:
– претендуют на занятие или занимают избирательную должность в органах власти; – занимают должность государственного служащего, служащего органов местного самоуправления первой или второй категорий. Также закреплено важное правило о том, что ограничению подлежит информация, а не документ. Если документ содержит информацию с ограниченным доступом, для ознакомления предоставляется информация, доступ к которой ограничен. Таким образом, власти не смогут отказывать в предоставлении документов, часть информации в которых находится в ограниченном доступе, а часть в неограниченном. При этом СВП не может ограничить доступ к информации по мотивам ее конфиденциальности. Сделать это может только физическое или юридическое лицо, информация о котором попала в распоряжение СВП. Такая информация может распространятся только по согласию физических или юридических лиц, а при отсутствии согласия – только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека. К служебной же может быть отнесена информация, содержащаяся во внутриведомственной служебной корреспонденции, докладных записках, рекомендациях, предшествующих публичному обсуждению и/или принятию решений. А также, информация, собранная в процессе оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности, в сфере обороны страны, котораю не отнесена к государственной тайне. При этом опять же ограничению может подлежать информация, а не документ. Госорганы не могут ссылаться на Закон «О доступе к публичной информации», запрашивая определенную информацию от юридических или физических лиц Так что Закон «О доступе к публичной информации» предоставляет доступ к широкому спектру информации, получить которую можно от достаточно широкого круга лиц. При этом Закон «О доступе к публичной информации», в отличие от ныне действующего Закона «Об информации», четко закрепляет, что он не распространяется на отношения по получению информации субъектами властных полномочий при осуществлении своих полномочий. А значит, они не смогут ссылаться на этот Закон, требуя получения информации от предприятий, как это они порой делают, ссылаясь при этом на Закон «Об информации». Тем более, в новой редакции Закона «Об информации» будут закреплены только общие положения и виды информации, а положения, касающиеся деятельности СМИ и ответственности за нарушение законодательства об информации. Получение доступа
Важным является также и то, что законодатель в Законе «О доступе к публичной информации» более детально прописал порядок и сроки получения публичной информации, а также усовершенствовал порядок обжалования отказа в доступе к ней. Для получения информации, как и сейчас (согласно ст. 32 Закона «Об информации»), необходимо отправить запрос на информацию. Он может подаваться как в письменной, так и в устной форме. И касаться не только лично лица, которое обращается, но и других лиц (сейчас право на получение информации об иных лицах имеют только граждане). Кроме того, в самом запросе не нужно разъяснять причины его подачи. Сократились также сроки предоставления ответов. Согласно действующей ст. 33 Закона «Об информации» удовлетворение запросов о предоставлении информации растягивается на целый месяц, а то и больше. При этом в течении 10 дней в госоргане раздумывают над тем, могут ли они его удовлетворить в принципе. А затем сообщают либо об отказе в удовлетворении, либо обещают выполнить. При этом в силу отсутствия в ч. 3 ст. 33 Закона «Об информации» положения о том, с какого момента должен отсчитываться месячный срок на удовлетворения запроса (с момента отправки, с момента получения его СВП или с момента принятия решения о его удовлетворении), ждать порой приходится и больше месяца. Теперь же распорядитель информации должен будет предоставить ответ на запрос не позже пяти рабочих дней с момента получения запроса, а в экстренных случаях (когда информациях необходима для защиты жизни и свободы лица) – 48 часов. И только если запрос требует предоставления большого объема информации или ее поиска среди значительного количества данных, то срок рассмотрения запроса может быть продлен до 20 рабочих дней. Срок предоставления ответов на информационные запросы сокращен с одного месяца до пяти дней Сейчас, согласно ст. 36 Закона «Об информации» запрашивающие должны полностью или частично возместить расходы, связанные с выполнением запросов о доступе к официальным документам и предоставлением письменной информации. Согласно же ст. 21 Закона «О доступе к публичной информации» предоставление информации по запросу будет бесплатным. Исключение составит информация объемом более чем 10 страниц, за копирование и распечатку которой придется заплатить сумму, установленную распорядителем информации в пределах, установленных Кабмином. При этом если распорядитель не установил плату за копирование и печать, то такая информация предоставляется бесплатно. Также, изменится ситуация с основаниями для отказа в предоставлении информации. В виду того, что действующий Закон «Об информации» не содержит перечень оснований для отказа, отказать в предоставлении информации по запросу можно было по любому мотивированному поводу. Отказать в предоставлении информации распорядитель сможет только в следующих случаях: 1) распорядитель не обладает и не обязан владеть информацией, которая запрашивается; 2) запрашиваемая информация относится к категории информации с ограниченным доступом; 3) лицо, подавшее запрос на информацию, не оплатило фактические расходы, связанные с копированием и печатью; 4) не соблюдены требования к запросу на информацию.
Обжаловать теперь можно не только отказ или отсрочку в предоставлении информации, но и сам факт непредоставления информации по запросу, несвоевременное предоставление информации, невыполнение распорядителями обязанности по обнародованию информации, а также другие решения, действия или бездействие распорядителей информации, нарушивших законные права и интересы запрашивающего. При этом жалоба может быть подана как на имя высшего органа, так и на имя руководителя распорядителя (чего не было предусмотрено ранее вообще), так и сразу в суд (ранее, в суде отказ обжаловался после рассмотрения жалобы вышестоящим органом). ВЫВОД:
Закон «О доступе к публичной информации» существенно расширил объем и список лиц, от которых можно получить информацию, представляющую личный или общественный интерес. Теперь органам государственной и местной власти будет сложнее игнорировать запросы граждан и юридических лиц, скрывать направления использования бюджетных средств и информацию о своей деятельности. Конечно, принятие даже столь позитивного Закона не решит всех проблем с доступом к информации о государственных структурах и их чиновниках. Но уже то, что получать такую информацию будет проще, а отказать в ее предоставлении будет сложнее, должно спообствовать увеличению прозрачности деятельности субъектов властных полномочий. Евгений Даниленко,
«ЮРИСТ & ЗАКОН»
|
Полезная информация |