Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

фев
21
2011

Когда же новые нормативные акты будут реально иметь вектор направленности на защиту прав участников гражданских правоотношений, а не на создание препятствий в их реализации? С 1 января вступила в силу Инструкция об установлении (восстановлении) границ земельных участков в натуре (на местности) и их закрепеление межевыми знаками, утвержденная приказом Госкомзема №376 от 18.05.2010 (далее по тексту – Инструкция). Инструкция зарегистрирована в установленном законом порядке в Министерстве юстиции Украины 16.06.2010 за N 391/17686, а потому является официальным вступившим в силу нормативным актом и подлежит обязательному применению на всей территории Украины.

Когда же новые нормативные акты будут реально иметь вектор направленности на защиту прав участников гражданских правоотношений, а не на создание препятствий в их реализации?

С 1 января вступила в силу Инструкция об установлении (восстановлении) границ земельных участков в натуре (на местности) и их закрепеление межевыми знаками, утвержденная приказом Госкомзема №376 от 18.05.2010 (далее по тексту – Инструкция).

Инструкция зарегистрирована в установленном законом порядке в Министерстве юстиции Украины 16.06.2010 за N 391/17686, а потому является официальным вступившим в силу нормативным актом и подлежит обязательному применению на всей территории Украины.

Первоначально Приказ об утверждении Инструкции и сама Инструкция должны были вступить в силу с 29.07.2010г. Однако приказом от 19.07.2010г. №542 вступление в силу Инструкции было отсрочено до 01.01.2010г. Это объяснимо: в соответствии с Инструкцией в обращение вводятся межевые знаки нового образца, организацию поставки и учета которых (на всей территории Украины!) обеспечивает Госкомзем. Огромное количество (миллионы) достаточно массивных предметов, требующей запуска новой технологической линии. При этом единственным поставщиком межевых знаков должно являться определенное Госкомземом на конкурсных началах государственное предприятие, относящееся к сфере его управления.

Очевидно, чиновники рассчитывали организовать процесс изготовления, поставки и учета знаков за полгода. Слишком маленький срок для того, чтобы обеспечить всю Украину возможностью безсудорожного оформления прав на землю в установленном законом порядке в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На сегодня (февраль уж на дворе) ни один из «исполнителей» в Крыму (согласно Инструкции «исполнитель» – это юридическое или физическое лицо, получившее лицензию на проведение работ по землеустройству и топографо-геодезических работ) не смог мне сказать, где, каким образом, по каким ценам и главный вопрос – когда – они смогут заказать и получить межевые знаки нового образца для оформления техдокументации по выносу границ земельных участков в натуру и их закрепления межевыми знаками.

А в том же приказе №376 от 18.05.2010 руководителям Госслужбы геодезии, картографии и кадастра, Рескомитета по земельным ресурсам АР Крым, главных управлений Госкомзема на местах предписано обеспечить неукоснительное исполнение этого приказа.

С 1 января 2011 года межевые знаки старого образца не могут устанавливаться; действительными являются и не подлежат замене (кроме как по желанию собственника или пользователя земельного участка) лишь те знаки, которые были установлены до вступления в силу приказа 376.

Однако техдокументация по землеустройству, включающая акт приема-передачи межевых знаков на хранение, будет требоваться любому участнику земельных правоотношений при всех основных операциях с землей. Инструкция предусматривает необходимость восстановления границ земельного участка в натуре (на местности) при полной или частичной утрате (повреждении) ранее установленных межевых знаков, а также при рассмотрении земельных споров.

Это значит, что рынок земли в очередной раз замирает, затаив дыхание.

Основные положения Инструкции за истекшие полгода не раз цитировались в прессе:

  • Установление границ земельных участков по Инструкции будет происходить на основании
  • технической документации по землеустройству;
  • Межевые знаки для закрепления границ предусмотрены трех видов:
  • металлическая марка (чугун либо сталь – внимание охотникам за металлоломом!),  
  • конструкция из бетонной опоры (монолит в форме усеченной четырехгранной призмы) и
  • непластифицированный поливинилхлоридный столбик.
 
  • При этом предусмотрено, что выбор межевого знака будет осуществляться собственником земельного участка с учетом местных климатических и физико-геологических условий. Каждый знак будет иметь номер, не повторяющийся на территории Украины.
  • Межевые знаки должны устанавливаться в поворотных точках земельного участка, но не реже чем через 200 метров, а минимальное расстояние между межевыми знаками в поворотных точках земельного участка не должно быть менее 1 м.
  • Не устанавливаются знаки: в совместных поворотных точках граничащих участков, на которых они уже ранее установлены; в местах, где установить их невозможно; по желанию собственника - в случае совпадения границ с естественными и искусственными линейными сооружениями и рубежами.
  •  Установление межевых  знаков должно производиться не только в присутствии собственника (пользователя) земельного участка, но и в присутствии смежных землепользователей. О дате и времени проведения работ последние должны извещаться любым способом связи, обеспечивающим фиксацию уведомления, не позднее чем за 5 рабочих дней до начала работ.
  • Собственник (пользователь) земельного участка несет ответственность за уничтожение межевых знаков и в соответствии со ст.56 Кодекса Украины об административных правонарушениях может быть подвергнут шрафу в размере от 5 до 10 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (85-170 грн.)
  • Инструкция повторяет также специфическую норму ст.107 Земельного кодекса Украины о том, что «в случае невозможности выявления действительных границ их установление осуществляется по фактическому использованию земельного участка. Если фактическое использование участка установить невозможно, то каждому выделяется одинаковая по размеру часть спорного участка».
  • Сведения о поставке и использовании межевых знаков подлежат учету, а передача межевых занков между исполнителями не допускается. Копия материалов технической документации после передачи собственнику подается также в Государственный фонд документации по землеустройству, центр госземельного кадастра.

Как водится, особенно в сфере регулирования земельных правоотношений, каждый новый документ, призванный стандартизировать и унифицировать тот или иной процесс, порождает массу новых неурегулированностей, вопросов, а порой и неустранимых проблем. Раз за разом даже уже для существующего «нерушимого» согласно Конституции права собственности создаются искусственные препятствия в его реализации. Что уж говорить о праве, которое только находится в стадии своего титульного оформления.

Даже не вдаваясь в специфические подробности (землеустройство – тонкая материя!), что сразу обращает ваше внимание в рассматриваемом документе?

  • Акт приема-передачи межевых знаков на хранение должен подписываться смежными землепользователями. В Инструкции указано, что закрепление межевых знаков возможно и в отсутствие смежных землепользователей, если они надлежащим образом об этом извещены (вплоть до объявления в прессе «по месту нахождения земельного участка»), о чем делается запись в Акте. Однако, полагаю, что при использовании такой технической документации собственником в дальнейшем постоянно будет возникать необходимость преодоления сопротивления чиновников, так как для отдельных органов такого «неполного» акта будет недостаточно. Либо, еще того хуже, что делать, если смежники присутствуют на закреплении межевых знаков, но не согласны с их установлением или просто из «добрососедского» упрямства отказываются подписывать Акт? Это очень распространенная проблема, которая решается с боем в каждом отдельном случае по-разному, и по-прежнему не урегулированная новой Инструкцией.
  • Неясным остается технический вопрос закрепления межевых знаков (поворотных точек), если они совпадают, например, с существующим забором, а также если существующий забор впоследствии будет демонтирован; и, напротив, что делать если межевые заки установлены (описаны, поставлены на учет в единую базу и т.п.), а потом возникает необходимость установки забора?
  • Что делать, если собственник выбрал в соответствии с Инструкцией на свое усмотрение один вид знака (это его право) и настаивает на своем выборе (он-заказчик), а исполнитель не имеет технической возможности установить такой вид знака в установленном месте?
  • Сохранность межевых знаков проблематична в силу множества объективных и субъективных причин. Их расхищают охотники за металлом, переносят враждующие воинствующие соседи, они повреждаются в силу массы возможных объективных и субъективных причин, не зависящих от воли собственника, просто в силу своего местонахождения часто на открытом пространстве, удаленном от охраняемых объектов (это не электросчетчик в вашей квартире, сохранность пломбы на котором не составляет для вас проблемы). Собственник (землепользователь) согласно Инструкции предупреждается и несет ответственность за уничтожение межевых знаков в соответствии со ст. 56 КоАП Украины. Однако указанная статья Кодекса об административных правонарушениях Украины не так однозначна: «Уничтожение гражданами межевых знаков границ землепользований  влечет за собой наложение штрафа от пяти до десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан» - она подразумевает ответственность конкретного лица, которое уничтожило межевой знак, нуждающееся в соответствующих доказательствах, а не заведомо виновного собственника!
  • Согласно инструкции восстановление границ земельных участков в натуре осуществляется при полной (частичной) утрате в натуре (на местности) межевых знаков, а также при рассмотрении земельных споров между смежниками. Однако проведение всего комплекса этих работ достаточно дорогое «удовольствие». Несмотря на то, что существуют определенные установленные размеры оплаты земельно-кадастровых работ и услуг, рекомендованные для применения предприятиями, организациями, проектными институтами, хозрасчетными группами и другими предпринимательскими структурами независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности на всей территории Украины, тем не менее, учитывая достаточную сложность и зачастую срочность работ,  погодные и климатические условия, выполнение работ осуществляется по ценам, установленным договорами между заказчиками и исполнителями.
  • Конечно, все эти вопросы относительно решаемы перед основной проблемой –  неимением межевых знаков в наличности. Совсем. А, значит, невозможностью осуществления никаких серьезных операций на земельном рынке.

Бытует мнение о том, что межевые знаки – пережиток прошлого и с приходом в нашу действительность новых технологий в виде GPS-навигаторов и еще более точных профессиональных приборов вынос межевых знаков в натуру с вышеуказанными сложностями и проблемами не имеет обоснованного практического смысла, разве только при наличии реально существующего спора между смежниками.

Тендер на определение единственного поставщика межевых знаков, насколько известно, так и не проводился. Инструкция неукоснительно соблюдается лишь в той части, которая де-факто запрещает применять старые межевые знаки. Очевидно для каждого благоразумного человека,  что в течение ближайшего года  новый порядок  не может быть реализован на практике. Тем не менее, Госкомзем молчит.

Как решить проблему? Некоторые общественные организации активно обращаются во всевозможные инстанции (Госкомзем, Минюст, Госкомпредпринимательства) с просьбой о доработке Инструкции.

Еще существует статья 155 в Земельном кодексе Украины: «Ответственность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления за издание актов, которые нарушают права собственников земельных участков», согласно которой в случае издания органом исполнительной власти или органом местного самоуправления акта, которым нарушаются права лица относительно владения, пользования или распоряжения принадлежащим ему земельным участком, такой акт признается недействительным. Убытки, нанесенные собственникам земельных участков в результате издания таких актов, подлежат возмещению в полном объеме органом, который выдал акт.

 

Ирина Пустовитенко

Партнер юридической компании «Правовой альянс»

www.legalalliance.com.ua

Полезная информация