Библиотека - полезная информациямарт 02 2011 13 января 2011 года Верховная Рада Украины приняла Закон «О доступе к публичной информации», который должен открыть доступ к публичной информации для всех желающих ее получить у госорганов и органов местного самоуправления. Документ вступит в силу 10 мая, стало быть именно с этой даты общественность получит возможность получить интересующую ее информацию быстро и качественно, посредством подачи запроса к держателю, владельцу или распорядителю информации. Сразу нужно сказать, что такая форма получения информации как «запрос» будет качественно отличаться от существующей на сегодняшний день формы «обращение», которое подается согласно Закону «Об обращениях граждан». Чем «запрос» так существенно отличается от «обращения»? Прежде всего тем, что для ответа на запрос Законом «О доступе к публичной информации» установлены четкие сроки (48 часов, 5 дней, а исключительных случаях 20 дней). Кроме того, за непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление информации не в полном объеме предусмотрена административная и даже уголовная ответственность, в отличие от просто «обращения» с просьбой. 13 января 2011 года Верховная Рада Украины приняла Закон «О доступе к публичной информации», который должен открыть доступ к публичной информации для всех желающих ее получить у госорганов и органов местного самоуправления. Документ вступит в силу 10 мая, стало быть именно с этой даты общественность получит возможность получить интересующую ее информацию быстро и качественно, посредством подачи запроса к держателю, владельцу или распорядителю информации. Сразу нужно сказать, что такая форма получения информации как «запрос» будет качественно отличаться от существующей на сегодняшний день формы «обращение», которое подается согласно Закону «Об обращениях граждан». Чем «запрос» так существенно отличается от «обращения»? Прежде всего тем, что для ответа на запрос Законом «О доступе к публичной информации» установлены четкие сроки (48 часов, 5 дней, а исключительных случаях 20 дней). Кроме того, за непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление информации не в полном объеме предусмотрена административная и даже уголовная ответственность, в отличие от просто «обращения» с просьбой. Согласно ст. 21 Закона «О доступе к публичной информации» информация предоставляется в указанные выше сроки и совершенно бесплатно (если ее объем не превышает 10 страниц). Свыше этой нормы – нужно будет оплатить фактические расходы на печать и копирование. Утвердить граничные пределы сумм, которые могут изыматься за печать и копирование, обязали Кабмин. Сделать он должен будет это до 10 июля 2011 года. В случае, если цены на копирование и печать у распорядителя информации не будут утверждены, то копии должны выдаваться бесплатно. В соответствии с Законом «О доступе к публичной информации» распорядителями информации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юрлица, финансируемые из государственного и местных бюджетов, лица, исполняющие делегированные государством полномочия (или полномочия, делегированные другими субъектами властных полномочий). Таким образом под данное определение подпадают ГАИ, ГНАУ, Гостаможслужба и т. д. и, конечно же, государственные реестры, поскольку соответствующие функции им были делегированы государством. Основания для отказа в предоставлении информации.
Как уже указывалось выше, информацию можно получить в течение 48 часов, 5 дней или 20 дней (в зависимости от объемов информации и срочности ее получения), после получения соответствующим распорядителем информации запроса. В случае отказа в предоставлении информации по запросу, законодатель предусмотрел возможность требовать такую информацию в судебном порядке или обжаловать отказ в ее предоставлении в вышестоящий орган, которому подконтролен распорядитель информации. Однако прежде чем перейти непосредственно к самой процедуре обжалования, хотелось бы указать на причины, по которым распорядитель информации может отказать в ее предоставлении на вполне законных основаниях. Основания для отказа в предоставлении информации по запросу указаны в ст. 22 Закона «О доступе к публичной информации». Согласно вышеуказанной статье отказать в предоставлении информации распорядитель информации может если: – не владеет и не обязан владеть запрашиваемой информацией в силу его некомпетентности; – запрашиваемая информация имеет ограниченный доступ (может быть получена лишь на основании решения суда); – неоплаты фактических затрат на печать или копирование запрашиваемой информации; – неправильного заполнения запроса (к примеру, не указано лицо, которое запрашивает информацию, его адрес, реквизиты нужного документа или отсутствует описание информации); Список оснований является исчерпывающим. Отказ распорядителя информации на том основании, что запрашиваемая информация может быть получена из общедоступных источников или ответ не по сути запроса считается неправомерным отказом и может быть обжалован. В отказе в предоставлении информации обязательно должны быть указаны (ст. 22 Закона): – ФИО и должность лица, ответственного за рассмотрение запроса; – дата отказа;
– причины отказа;
– порядок обжалования отказа;
– подпись должностного лица распорядителя информации.
Обжалование. Варианты и процедура
Отказ в предоставлении информации (к слову как и любое решение, действие или бездеятельность) распорядителя информации могут быть обжалованы либо руководителю распорядителя, вышестоящий орган или административный суд (ст. 23 Закона). Вариант 1
Обжалование руководителю органа-распорядителя информации
Для того, чтобы обжаловать отказ в предоставлении информации, в этом случае достаточно написать жалобу в произвольной форме на имя руководителя, обосновав в ней свою позицию неправомерности отказа попросить пересмотреть позицию органа – распорядителя информации. В жалобе обязательно указать номер и дату решения об отказе, должностное лицо, которое отказало в предоставлении информации и суть отказа. Дополнительно нужно изложить аргументы, которые указывают на неправомерность такого отказа. Минус данного способа состоит в том, что, как правило, решение об отказе подписывает руководитель. Поэтому результата пересмотра будет сомнителен. Вариант 2
Обжалование в вышестоящий орган
Для того, чтобы обжаловать отказ в предоставлении информации, в данном случае необходимо написать жалобу на имя начальника вышестоящего органа, который руководит или контролирует деятельность – распорядителя информации. В жалобе, как и в первом варианте, указываются: суть правонарушения со стороны органа – распорядителя, номер и дата решения об отказе. К заявлению прилагается решение об отказе и ответ на жалобу руководителя органа-распорядителя информацией. Минус данного способа в том, что обратиться напрямую без отрицательного ответа на жалобу руководителя органа – распорядителя нельзя. Так как скорее всего жалобу спустят «на низ» тому руководителю органа – распорядителя информацией для решения вопроса по сути. Кроме того, не все распорядители информации имеют вышестоящий орган. Вариант 3
Судебное обжалование
Обжаловать отказ можно в порядке административного судопроизводства (ст. 23 Закона и п. 7 ст. 3 КАСУ) по местонахождению ответчика, либо по месту регистрации физического или юридического лица. Требования к исковому заявлению указаны в ст. 105 КАСУ. В исковом заявлении обязательно необходимо указать суть неправомерности отказа и попросить обязать распорядителя выдать необходимую публичную информацию. Плюс данного способа в том, что по правилам КАСУ бремя доказывания лежит на ответчике, то есть на субъекте властных полномочий. Стоит учесть, что подача иска в суд приостанавливает рассмотрение жалобы в административном порядке. Елена Адамантис,
«ЮРИСТ & ЗАКОН»
|
Полезная информация |