Библиотека - полезная информациямарт 02 2011 Введение Налогового кодекса стало самой резонансной темой для обсуждения, несмотря на массу новшеств в других сферах законодательства. Главная задача законодателя на сегодня - донести до общественности основные положения налоговых норм и как можно быстрее внедрить их реализацию в повседневную практику. В связи с этим ВАСУ издал официальное разъяснение «Относительно одинакового применения административными судами отдельных предписаний Налогового кодекса Украины и Кодекса административного судопроизводства Украины». Введение Налогового кодекса стало самой резонансной темой для обсуждения, несмотря на массу новшеств в других сферах законодательства. Главная задача законодателя на сегодня - донести до общественности основные положения налоговых норм и как можно быстрее внедрить их реализацию в повседневную практику. В связи с этим ВАСУ издал официальное разъяснение «Относительно одинакового применения административными судами отдельных предписаний Налогового кодекса Украины и Кодекса административного судопроизводства Украины». Начнем с того, что плательщик налогов, учитывая сроки давности, может обжаловать в суде налоговое уведомление-решение контролирующего налогового органа о начислении обязательства в любой момент после получения такого решения. Статьей 102 НК как раз и определяется вопрос относительно применения сроков давности определения налоговых обязательств, которые составляют 1095 дней с момента его получения. В случаях применения плательщиком налогов до подачи искового заявления, досудебного урегулирования спора в виде процедуры административного обжалования, возможность обращения в суд продолжается на срок фактически прошедший, со дня обращения плательщика налогов с жалобой до даты получения окончательного решения, принятого по результатам ее рассмотрения. Как отметил ВАСУ нормы статьи 56 НК регулируют общие вопросы применения сроков обращений к админсудам с исками о признании незаконными налоговых уведомлений-решений Рассмотрим все же случай, когда до представления искового заявления проводилась процедура административного обжалования. При таких обстоятельствах плательщик налогов имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа по начислению денежного обязательства в течение месяца после дня окончания процедуры административного обжалования. Следует обратить внимание на то, что пункт 56.18 статьи 56 НК определяет, что срок обращения в суд продлевается на фактически прошедший срок со дня обращения плательщика налогов до дня получения окончательного решения. В свою очередь пункт 56.19 статьи 56 этого НК определяет, что месячный срок для обжалования в суде налогового уведомления-решения начинается только с окончания административного обжалования. Из этого следует, что в соответствии с пунктом 56.18 срок судебного обжалования продлевается на время процедуры административного обжалования, в то время как согласно пункту 56.19 этот срок во время указанной процедуры еще не начал ход. То есть ВАСУ указывает на то, что указанные предписания НК неодинаково регулируют тождественные правоотношения и при этом противоречат друг другу. Соответственно, можно сделать вывод, что эти нормы не могут применяться судами одновременно, и как задача перед ВАСУ стоит предпочтение одного из предписаний. Исходя из указанного выше, ВАСУ определил обязательное для выполнение административным судам решение возникших законодательных противоречий. Так как коллизионные нормы, содержащиеся в одном нормативном акте, были приняты одновременно и регулируют одинаковые правоотношения, противоречие между ними не может быть решено за счет применения общепризнанных приемов толкования законодательных норм. ВАСУ предписывает судам, руководствоваться пунктом 56.21 статьи 56 НК, который определяет, что в случае, когда нормы этого Кодекса допускают неоднозначную трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в интересах, как плательщика налогов, так и контролирующего органа, решение принимается в интересах плательщика налогов. Суды должны решать вопрос в интересах плательщика налогов и применять пункт 56.18 статьи 56 НК, которым предусмотрен срок длительнее, чем один месяц, а именно 1095 дней Соответственно и при исчислении сроков применяется норма 56.18 статьи 56 НК, в которой указано, что срок обращения отчисляется со дня получения плательщиком налогов этого уведомления-решения. Что же касается сроков обращения налоговых органов с требованием о взыскании налогового долга, то ВАСУ разъясняет, что контролирующий орган может самостоятельно определить сумму обязательств плательщика налогов не позже 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом. Исключением является случай, когда налоговая декларация не была подана за период, когда возникло денежное обязательство, или же должностное лицо – плательщика налогов осудили за уклонения от оплаты обязательства (в таких случаях норма о сроке давности не применяется). ВАСУ также обращает внимание на факт того, что если в течение предусмотренного срока контролирующий орган не определит сумму обязательств, плательщик налогов будет считается свободным от него, а соответственный спор не будет подлежать рассмотрению. Следует указать, еще и то, что применение сроков давности распространяется также и на случаи нарушения производства в делах, относительно взыскания налогов, то есть, исковые требования предъявляются все также в течение 1095 дней со дня возникновения долга. Уточняя сроки для определения денежных обязательств плательщиков налогов, можно определить, что последствием его окончания является освобождение плательщика налогов от соответствующей оплаты обязательства, а спор относительно декларации или налогового уведомления не подлежит рассмотрению. Сроки взыскания долга, возникшего в связи с отказом в самостоятельном его погашении, вычисляются отдельно. А именно, срок для взыскания налогового долга начинается со дня возникновения долга, а срок определения денежного обязательства - со дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации. В случаях, когда такая налоговая декларация была предоставлена позже – за днем ее фактического представления. И в конечном итоге ВАСУ обратил внимание судов на то, что применение сроков обращения в админсуд определенных НК возможно только относительно тех правоотношений, которые возникли после вступления в силу НК. То есть новые сроки обжалования налоговых уведомлений-решений начинаются с первого января 2011 года. ВЫВОД:
В связи с возникновением разночтений при анализе норм НК относительно обжалования налоговых уведомлений-решений ВАСУ издал официальное разъяснение «Относительно одинакового применения административными судами отдельных предписаний Налогового кодекса Украины и Кодекса административного судопроизводства Украины». Разъяснение дает четкие рекомендации по исчислению сроков обращений и решает возникновение коллизий в Кодексе. Срок для обращения плательщика налогов с иском в административный суд составляет 1095 дней и вычисляется со дня получения решения. Те же сроки распространяются и на обращения контролирующих органов относительно взыскания налогового долга и уплаты денежных обязательств. Ирина Тодоренко,
«ЮРИСТ & ЗАКОН»
|
Полезная информация |


Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.