Библиотека - полезная информациямарт 07 2011 Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» резко сократил разрешительные процедуры в строительстве и планирует занять фундаментальное место в строительной реформе. Анализ принятого за основу проекта Закона дал нам возможность определить последовательность процедуры реализации права владельца земельного участка на застройку и, как следствие, определить порядок функционирования правового механизма. Как результат введения нового законодательного акта – упрощение процедуры получения исходных данных и технических условий на проектирование и строительство в органах государственной и местной власти, а также в эксплуатационных организациях. Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» резко сократил разрешительные процедуры в строительстве и планирует занять фундаментальное место в строительной реформе. Анализ принятого за основу проекта Закона дал нам возможность определить последовательность процедуры реализации права владельца земельного участка на застройку и, как следствие, определить порядок функционирования правового механизма. Как результат введения нового законодательного акта – упрощение процедуры получения исходных данных и технических условий на проектирование и строительство в органах государственной и местной власти, а также в эксплуатационных организациях. Начнем с того, что планирование и застройка земельных участков осуществляется их собственниками или пользователями при условии использования земельного участка в соответствии с требованиями градостроительной документации. Сама же градостроительная документация на местном уровне разрабатывается с учетом данных государственного земельного кадастра на актуализированной картографической основе в цифровой форме как пространственно ориентированная информация в государственной системе координат на бумажных и электронных носителях. Что же касается самой процедуры проектирования и строительства, то Закон устанавливает пошаговою процедуру осуществления владельцами или пользователями земельных участков, застройки. Шаг первый: получение исходных данных Владелец или пользователь земельного участка после направления заявления о намерении застройки в соответствующий орган местного управления должен получить исходные данные для проектирования объекта строительства в полном объеме. Исходные данные должны представлять собой общедоступную градостроительную документацию на местном уровне, действовать до завершения строительства и изменяться лишь при согласии заказчика. Исходные данные должны состоять из обязательных градостроительных условий и ограничений, а также заданий на предусмотренное проектирование. Задания на проектирование определяют параметры и стоимость объекта, ровно как и требования заказчика к планировочным, архитектурным, инженерным и технологическим решениям и свойствам, и естественно составляются с учетом градостроительных условий и ограничений, технических условий. Уполномоченный орган рассматривает заявление и предоставляет исходные данные или же решение об отказе в выдаче таких данных в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления. Отказ в выдаче исходных данных происходит в случаях несоответствия намерений относительно застройки земельного участка требованиям градостроительной документации. Шаг второй: разработка проектной документации: На основании полученных исходных данных и с учетом требований градостроительной документации проводится разработка проектной документации по утверждению заказчика и с обязательным соблюдением государственных строительных норм, стандартов и правил. К проектной документации на строительство объектов повышенной экологической опасности, а также объектов, которые подлежат оценке влияния на окружающую естественную среду, обязательно добавляется оценка существующего или предсказуемого влияния на состояние окружающей среды. экспертиза проектной документации: Проекты объектов строительства, которые относятся к IV и V категориям сложности, сооружаются с привлечением бюджетных средств и на территориях со сложными инженерно-геологическими и техногенными условиями, подлежат обязательной экспертизе. Экспертиза проводится экспертными организациями независимо от их формы собственности при условии, что они отвечают критериям, определенным центральным органом исполнительной власти по вопросам строительства, градостроения и архитектуры. Шаг третий: утверждение проектной документации В целом проектирование объектов строительства должно осуществляться с соблюдением действующего законодательства, и тем не менее проектная документация не нуждается в согласовании с государственными органами. Проекты утверждаются заказчиком, заверяются его подписью и скрепляются личной печатью архитектора, который имеет квалификационный сертификат. Что же касается внесения изменений в проектную документацию, связанных с изменением государственных стандартов, норм и правил, то это осуществляется при обязательном согласии заказчика. Шаг четвертый: выполнение подготовительных и строительных работ После получения права собственности на земельный участок и прохождения вышеуказанных процедур заказчик может приступать к выполнению подготовительных работ. Для того чтобы начать подготовительные работы, требуется выполнить несколько закрепленных в Законе предписаний. Заказчик обязан направить уведомление о начале выполнения строительных работ в инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля относительно объектов, которые не нуждаются в регистрации декларации о начале выполнения строительных работ или получения разрешения на их выполнение. Регистрация декларации о начале выполнения подготовительных работ требуется в случаях строительства объектов I – III категорий сложности и подключения к инженерным сетям и сооружениям и удаления зеленых насаждений. Зарегистрированная декларация о начале выполнения подготовительных работ не дает право на выполнение строительных работ. Соответственно для проведения строительных работ указанных категорий также требуется регистрация соответствующей декларации. Регистрацию деклараций о начале выполнения подготовительных и строительных работ осуществляют соответствующие инспекции государственного архитектурно-строительного контроля на безоплатной основе в течение пяти рабочих дней со дня получения декларации. Разрешение на проведение строительных работ требуется в случаях строительства объектов IV – V категорий сложности, подключения к инженерным сетям и сооружениям. Получение разрешения на выполнение строительных работ проводится в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления на получение такого разрешения госинспекцией строительного контроля. В случае если ни в течение отмеченного срока, ни после повторного обращения в орган центрального управления не будет выдано разрешение на выполнение строительных работ, право на их выполнение возникает на десятый рабочий день со дня регистрации обращения к центральному органу исполнительной власти по вопросам строительства, градостроения и архитектуры. Шаг пятый: введение в эксплуатацию завершенных объектов Введение в эксплуатацию завершенных объектов I – III категорий сложности и объектов, строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта, производится на основании регистрации госинспекцией строительного контроля декларации о готовности объекта к эксплуатации. Введение в эксплуатацию объектов IV и V категорий сложности осуществляется на основании акта готовности объекта к эксплуатации, на основании предоставления госинспекциями строительного контроля сертификата. Форма декларации, акта готовности, форма сертификата, порядок их предоставления, размер и порядок внесения платы за выдачу сертификата определяются Кабмином. Вместе с тем предусмотренная Законом последовательность застройки земельного участка будет дополняться постановлениями Кабинета Министров Украины, большую часть которых будет разрабатывать Министерство регионального строительства. Естественно, ведомство также подготовит новые и дополнит уже существующие ГСН. Ирина Тодоренко «ЮРИСТ & ЗАКОН» |
Полезная информация |