Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

май
25
2011

Фактическая налоговая проверка может длиться до 10 рабочих дней. По решению руководителя органа ГНС она может быть продлена не более чем не 5 дней или по заявлению субъекта хозяйствования, или в связи со сменным режимом или суммированным учетом рабочего времени проверяемого. Возможность приостановления фактической проверки не предусмотрено. Следовательно, такое приостановление незаконно.

1. Потребовать направление на проведение проверку у каждого из проверяющих

Направление на проверку – ключевой документ, свидетельствующий о полномочиях налоговиков на проведение фактической проверки. Именно его отсутствие или оформление с нарушением требований, установленных НК, согласно п. 81.1 НК является основанием для недопуска должностных лиц органа ГНС к проведению фактической проверки. Поэтому его следует просить в первую очередь.

Направление на проверку должно быть выписано на каждого из пришедших налоговиков, желающих приступить к проверке, поскольку согласно п. 1.5 Методических рекомендаций, утвержденным приказом ГНАУ от 14.04.2011 року №213, направление на проверку выписывается отдельно на каждое должностное лицо органа ГНС.

При этом согласно п. 80.7 НК фактическая проверка проводится двумя и более должностными лицами органа ГНС. Следовательно, при отсутствии направления на проверку, при наличии его лишь у одного проверяющего или при наличии одного направления, выписанного на всех проверяющих, на проверку у налогоплательщика есть все основания для отказа в допуске к проведению проверки. Если же направление на проверку у двух проверяющих есть, а у третьего – нет, то последнего к проверке также допускать не следует.

 

2. Проверить содержание и действительность направления на проверку

Как было сказано выше, предъявления направления на проверку, оформленного с нарушением требований НК, является основанием для недопуска к проверке. Поэтому следует тщательно его проверить, установив наличие в нем следующих сведений:

– дата выдачи;
– наименование органа ГНС;
– реквизиты приказа о проведении проверки;

– реквизиты субъекта (объекта), проверка которого осуществляется (Ф.И.О. физ. лица-налогоплательщика, который проверяется);

– цель;
– вид (в данном случае – фактическая проверка);
– основания (см. ниже);
– дата начала и длительность проверки;

– должность и фамилия должностного лица, проводящего проверку.

Направление на проверку будет действительным при условии наличия подписи руководителя органа ГНС или его заместителя и должно быть скреплено печатью.

 

3. Потребовать у каждого из проверяющих служебные удостоверения

К сожалению, НК так и не закрепил обязанности сотрудников налоговой службы предъявлять свои служебные удостоверения. Более того, после внесения изменений в приказ ГНАУ от 27.05.2008 №355 из него была исключена форма направления на проверку, которая устанавливала, что направление на проверку действительно только при условии предъявления служебного удостоверения. Форма же направления на проверку, утвержденная приказом от 14.04.2011 №213, не опубликована.

Но все же основания для требования служебных удостоверений есть. Ведь налогоплательщик не может быть уверенным в том, что лица, пришедшие к нему и лица, указанные в направлении на проверку, – одни и те же. А потому без предъявления служебных удостоверений пускать проверяющих не следует. 

 

4. Проверить служебные удостоверения и сверить их с направлениями

Для того, чтобы не попасться на «удочку» мошенников, следует не только увидеть наличие удостоверений, но и убедиться в их подлинности и действительности. По возможности следует также переписать содержание удостоверений.

Удостоверение следует считать подлинным при условии, если:
– оно заполнено на украинском языке;

– записи в нем выполнены аккуратно, ручкой с пером, тушью черного цвета;

– фотокарточка владельца удостоверения должна быть размером 30х40 мм и исполнена на светлом фоне матовой бумаги;

– лицо, изображенное на снимке без головного убора, мужчины – с галстуком;

– фотокарточка приклеена в удостоверение клеем;

– подпись руководителя органа ГНС в удостоверении скреплена гербовой печатью;

– в нем отсутствуют исправления и помарки;
– оно продлено на текущий год.

Убедившись в подлинности удостоверений, следует сверить должности и Ф.И.О. лиц, указанных в направлении на проверку, с Ф.И.О. и должностями, указанных в служебных удостоверениях проверяющих.

При несоответствии сведений, указанных в направлении сведениям, указанным в служебных удостоверениях, отказать в допуске к проверке на основании несоответствия направления требованиям, указанным в НК. Процедуру отказа в допуске зафиксировать на видео и запротоколировать. При наличии признаков подделки удостоверений – вызвать милицию по телефону 102.

 

5. Потребовать копию приказа о проведении фактической налоговой проверки

Согласно п. 80.2 НК фактическая проверка может осуществляться на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом. Согласно Методическим рекомендациям, утвержденным приказом ГНАУ от 14.04.2011 року №213, приказ должен быть подписан руководителем областного или районного органа ГНС, на учете в котором пребывает налогоплательщик. Копия такого приказа должна быть вручена налогоплательщику или его полномочному представителю под роспись до начала проведения проверки.

Требования к форме и содержанию приказа о такой проверке, увы, законодательно не установлены, но, исходя из письма ГНАУ от 28.01.2011 №2337/7/23-7017/125, в нем должны содержаться те же реквизиты, что предусмотрены для направления на проверку. Кроме того, исходя из этого письма, приказ должен быть составлен отдельно на каждого субъекта с указанием его хозяйственных объектов, подлежащих проверке, и лиц, которые эту проверку будут осуществлять.

При этом следует учитывать, что существуют разные толкования п. 80.2 НК, в том числе такие, которые указывают на необязательность предъявления налоговиками приказа (см. «Фактические налоговые проверки и противодействие им»). А потому, возможно, необходимо будет еще доказать налоговикам необходимость наличия такого приказа.

Доказательством необходимости предъявления такого приказа может служить обоснованная неуверенность налогоплательщика в том, что приказ, реквизиты которого указаны в направлении на проверку, действительно существует.

 

6. Проверить наличие оснований для проведения фактической проверки

Согласно п. 80.2 НК основаниями для проведения фактической проверки могут быть:

– выявление по результатам проверок других налогоплательщиков фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства относительно производства и оборота подакцизных товаров, осуществления налогоплательщиком расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы государственной налоговой службы, и возникает необходимость проверки таких фактов;

– получение в установленном законодательством порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления, которая свидетельствует о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на органы государственной налоговой службы, в частности, относительно осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий, и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы государственной налоговой службы, производства и оборота подакцизных товаров;

– письменное обращение покупателя (потребителя), оформленного согласно закону, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования;

– непредставление субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, представление их с нулевыми показателями;

– получение в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта налогоплательщиками;

– выявления по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства по вопросам, определенным в пункте 75.1.3 НК (осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдение работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформление трудовых отношений с работниками (наемными лицами));

– получение в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Как видно из этого списка оснований, наиболее часто основанием для проведения фактической проверки является получение налоговиками определенной информации о возможных нарушениях. Поэтому вполне здравым будет требование налогоплательщика предоставить подтверждение наличия такой информации и источника ее получения.

Конечно, вряд ли налоговики сразу на месте все расскажут и предоставят доказательства. Тем более, что обязанности раскрывать такую информацию НК не предусматривает. Однако расспрашивать об этом их стоит: вдруг налоговики проболтаются? Если так, то потом, возможно, это можно будет использовать в суде, если сведения налоговиков при проверке и при ее обжаловании будут расходиться. В любом случае, следует хотя бы проверить соответствует ли основание, указанное в направлении на проверку, одному из тех, что указаны в п. 80.2 НК.

 

7. Предложить проверяющим расписаться в соответствующей графе Журнала посещений

Ведение Журналов посещений предусмотрено п. 7 Указа Президента «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.98 №817/98. Его форма и порядок заполнения определены приказом Госкомпредпринимательства от 10.08.98 г. №18. Указом, в частности, определено, что отказ представителя контролирующих органов от подписи в Журнале является основанием для недопуска его к проведению проверки.

НО: понятие контролирующие органы может был растолковано сначала проверяющими, а затем и судами, как органы, которые подпадают под действие Закона «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». П. 12 ст. 4 этого Закона предусмотрена обязанность проверяющих расписаться в таком журнале. Но органы налоговой службы с 01.06.2010 года не подпадают под действие Закона «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Не предусмотрено обязанности расписываться в Журнале посещений и в НК.

Поэтому отказывать в допуске налоговиков, документы которых в полном порядке только потому, что они не расписались в Журнале, нельзя. Но предложить им расписаться в нем – стоит. Таким образом, Вы сможете зафиксировать дату и время прихода налоговиков. 

Отказать в допуске к проверне:

Отказ в допуске к проверке и его причины следует не только мотивировать, но и по возможности зафиксировать. Например, указав их в предъявленном направлении на проверку или в акте недопуска к проверке, который налоговики обязаны составить по результатам отказа в допуске. В дальнейшем следует отправить мотивированную жалобу на действия сотрудников ГНС, где изложить причины, по которым им было отказано в допуске к проверке.

Допустить к проверне:

Допуск к проверке оформляется путем проставления подписи в направлении на проверку с указанием Ф. И. О., должности лица, даты и времени ознакомления с направлением. Можно, конечно, отказаться от подписи направления, однако это даст возможность выиграть лишь несколько минут времени, в течении которых налоговики должны будут составить акт, свидетельствующий о таком отказе. В таком случае согласно п. 81.1 НК акт об отказе от подписи будет основанием для начала проведения проверки.

Последствия:

При отказе в допуске к проверке налоговики обязаны составить акт отказа в допуске. Такой отказ является основанием для наложения административного ареста на имущество налогоплательщика (обоснованность ареста в течение 96 часов должен проверить суд), а также для наложения админвзыскания согласно ст. 163-3 КоАП (невыполнение законных требований сотрудников органов ГНС).

Последствия:

Фактическая налоговая проверка может длиться до 10 рабочих дней. По решению руководителя органа ГНС она может быть продлена не более чем не 5 дней или по заявлению субъекта хозяйствования, или в связи со сменным режимом или суммированным учетом рабочего времени проверяемого.

Возможность приостановления фактической проверки не предусмотрено. Следовательно, такое приостановление незаконно.

Ход проверки рекомендуется снимать на фото или видео (желательно стационарными камерами). Для проверяющих желательно выделить сотрудника, который будет подносить им запрашиваемые ими документы, а также сопровождать по территории предприятия.

Контакты иных сотрудников с налоговыми органами следует максимально ограничить, предварительно проинструктировав их о том, как отвечать на вопросы налоговиков.

По результатам проверки органы ГНС составляют акт или справку. Акт составляется при выявлении нарушений. Справка – при их отсутствии. Оба документа должны быть составлены в письменной форме и подписаны как налоговым органом, так и налогоплательщиком.

При несогласии налогоплательщика с заключениями акта проверки он обязан подписать такой акт с замечаниями, которые он может подать вместе с подписанным актом проверки или отдельно.

Налогоплательщик имеет право обжаловать как акт проверки, в котором отражены определенные нарушения, так и факты, отображенные налоговыми органами в справке, выдаваемой по результатам проверки. Обжалование происходит путем подачи возражений против акта (справки) в течение 5 дней с момента получения акта (справки).

 

Евгений Даниленко

«ЮРИСТ & ЗАКОН»

Полезная информация