Библиотека - полезная информацияиюль 01 2011 Одновременно с Законом «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» 1 июля 2011 года вступит в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения». Последний документ вносит существенные изменения в УК и КоАП в части ответственности за коррупционные правонарушения. В частности, этим Законом дается определение понятию «официальный документ», имеющее важнейшее значение для определения составов преступлений, предусмотренных ст. 357 (кража, присвоение, вымогательство официальных документов), ст. 358 (подделка документов) и ст. 366 УК (служебный подлог). Одновременно с Законом «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» 1 июля 2011 года вступит в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения». Последний документ вносит существенные изменения в УК и КоАП в части ответственности за коррупционные правонарушения. В частности, этим Законом дается определение понятию «официальный документ», имеющее важнейшее значение для определения составов преступлений, предусмотренных ст. 357 (кража, присвоение, вымогательство официальных документов), ст. 358 (подделка документов) и ст. 366 УК (служебный подлог). Согласно примечанию к ст. 358 УК под официальным документом в этих статьях следует понимать документы, содержащие зафиксированную на любых материальных носителях информацию, подтверждающую или удостоверяющую определенные события, явления или факты, которые повлекли или способны повлечь последствия правового характера, или может быть использованы как документы. То есть доказательства в правоприменительной деятельности, состоящие, выдаваемые или удостоверяются полномочными (компетентными) лицами органов государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, юридических лиц независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, а также отдельными гражданами. В том числе самозанятыми лицами, которым законом предоставлено право в связи с их профессиональной или служебной деятельностью составлять, выдавать или удостоверять определенные виды документов. Такие документы должны быть составлены с соблюдением определенных законом форм и содержать предусмотренные законом реквизиты. Это понятие практически идентично тому, что было дано в Законе от 11.06.2009 №1508-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения», который утратил силу 5 января 2011 года. А потому достаточно интересно мнение ВСУ, изложенное в письме от 19.10.2009, относительно возможности подведения под это понятие объяснение лица, сфабрикованное работником милиции при проверке заявления о преступлении. Как следует из анализа, проведенного ВСУ, по мнению одних судов, именно объяснение лица во время проверки заявления о преступлении в уголовно-процессуальном законодательстве как процессуальный документ не предусмотрено, поскольку объяснение не имеет соответствующих реквизитов, то оно не может рассматриваться как предмет служебной подделки. Такими документами, по их мнению, могут быть только протоколы следственных действий, которые согласно ст. 65 УПК являются доказательствами по делу. Другие же суды считают, что сведения, которые работник милиции при проверке заявления о преступлении заносит в объяснения определенного лица, свидетельствуют о фактах, имеющих юридическое значение, потому что эти сведения могут быть поводом для возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении дела. Соответственно, такой документ должен признаваться официальным. ВСУ считает, что новая редакция ст. 358 УК не дает исчерпывающего определения термина «официальный документ». В тоже время, объяснение лица во время проверки заявления о совершении преступления следует считать официальным документом, так как зафиксированные в нем сведения могут удостоверять факты, которые в дальнейшем могут иметь юридическое значение. ВЫВОД:
Неполное определение термина «официальный документ» не препятствует отнесению к нему объяснений лица во время проверки заявления о совершении преступления. Евгений Даниленко,
«ЮРИСТ & ЗАКОН»
|
Полезная информация |