Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

июль
06
2011

С развитием предпринимательства и появлением у хозяйственных обществ и их участников тех или иных бизнес-интересов неизбежно возникновение конфликтов между органами обществ и их участниками, а также конфликтов между самими участниками, затрагивающих интересы обществ. Такие конфликты получили название корпоративных. Условно корпоративные конфликты можно разделить на внешние, возникающие между обществом и третьими (внешними) лицами, как то рейдерами, правоохранительными органами и т. п., а также внутренние, возникающие между участниками и обществом, участниками и менеджментом общества, обществом и миноритарными участниками.

Досудебное урегулирование корпоративных конфликтов

 

С развитием предпринимательства и появлением у хозяйственных обществ и их участников тех или иных бизнес-интересов неизбежно возникновение конфликтов между органами обществ и их участниками, а также конфликтов между самими участниками, затрагивающих интересы обществ. Такие конфликты получили название корпоративных.

 

Условно корпоративные конфликты можно разделить на внешние, возникающие между обществом и третьими (внешними) лицами, как то рейдерами, правоохранительными органами и т. п., а также внутренние, возникающие между участниками и обществом, участниками и менеджментом общества, обществом и миноритарными участниками.

 

Возможны и различные способы реализации корпоративных конфликтов. В частности, к таковым могут быть отнесены скупка долей (акций), манипуляции с реестром акционеров, блокировка пакетов акций, дискредитация менеджмента, создание параллельных органов управления, банкротство.

 

Безусловно, разрешение корпоративных конфликтов достаточно часто происходит в судебной плоскости. Тем не менее, современные судебные процессы продолжительны по времени, затратны, а с учетом коррумпированности судебной системы и сложным исполнительным производством результат судебных разбирательств зачастую просто непредсказуем. В связи с этим, наиболее оптимальным представляется досудебное урегулирование корпоративных конфликтов.

 

Осуществление обществом предпринимательской деятельности, успешное решение задач и достижение целей, стоящих перед обществом, возможны лишь при наличии в нем условий для предупреждения и урегулирования корпоративных конфликтов.

 

Предупреждение и урегулирование корпоративных конфликтов в обществе в равной мере позволяет обеспечить соблюдение и охрану прав участников общества и защитить имущественные и неимущественные интересы самого общества

 

Необходимо сказать, что действующее законодательство Украины не предусматривает требований об обязательном соблюдении каких-либо процедур досудебного урегулирования корпоративных конфликтов. Поэтому применение соответствующих процедур в значительной степени зависит от воли самого общества и его участников. Соответствующие процедуры могут быть определены в уставе общества или иных внутренних документах.

 

На сегодняшний день существует несколько наиболее популярных способов досудебного урегулирования корпоративных конфликтов, к которым относятся медиация, фасилитация и претензионный порядок урегулирования конфликтов.

 

Медиация представляет собой метод разрешения споров с привлечением посредника (медиатора), который помогает сторонам конфликта наладить процесс коммуникации и проанализировать конфликтную ситуацию таким образом, чтобы они сами смогли выбрать тот вариант решения, который удовлетворил бы интересы и потребности всех участников конфликта. Основой медиации является самостоятельное достижение сторонами согласия.

 

Принципами медиации являются ее добровольность, конфиденциальность, искренность намерений, беспристрастность посредника, распределение ответственности, правомочность сторон, неформальность и гибкость медиации. Добровольность медиации состоит в том, что каждая из сторон добровольно принимает решение относительно участия в переговорах и осознает, что решение может быть достигнуто только путем сотрудничества, а также в возможности прекращения процесса на любом этапе. Конфиденциальность медиации состоит в том, что все, что происходит на медиации, не разглашается ни медиатором, ни сторонами, за исключением случаев, когда сторона планируют причинить ущерб себе или еще кому-либо. Беспристрастность медиатора заключается в том, что во время процесса медиатор не занимает позицию одной из сторон, не оценивает их, а в равной мере помогает обоим. Медиатор является нейтральным по отношению к конфликту (не вовлекается в спор) и, вместе с тем, искренне желает помочь сторонам найти лучшее для обоих решение. Принцип распределения ответственности заключается в том, что стороны несут ответственность за принятие решения и его выполнение, медиатор – за соблюдение правил и принципов процедуры.

 

Преимуществами медиации являются, экономия времени, снижение стоимости процесса решения спора, возможность влиять на результат, конфиденциальность процедуры, возможность сохранения или возобновления деловых взаимоотношений с партнерами, возможность предотвращения возникновения подобных конфликтов в будущем, гарантия выполнения решения в случае успешной медиации.

 

Фасилитация представляет собой облегчение взаимодействия внутри группы. Это одновременно процесс и совокупность навыков, которые позволяют эффективно организовывать обсуждение сложной проблемы или ситуации без потерь времени и за короткий срок выполнить все поставленные задачи с максимальным привлечением участников процесса.

 

Претензионный порядок досудебного урегулирования конфликтов заключается в том, что хозяйствующий субъект, считающий, что его права нарушены ненадлежащими действиями другой стороны хозяйственной деятельности, обращается к нарушителю обязательств с требованием в установленный срок устранить нарушение. Получатель претензии рассматривает ее и, если находит доводы обоснованными, предпринимает необходимые меры к устранению допущенных нарушений.

 
ВЫВОД:

Подводя итоги, считаю целесообразным еще раз сказать, что применение методов досудебного урегулирования корпоративных конфликтов полностью зависит от воли сторон конфликта и будет более эффективным при условии привлечения профессиональных посредников (медиаторов, фасилитаторов, юристов). Независимо от того, прибегли ли стороны конфликта к его досудебному урегулированию, в случае его малой эффективности, они не лишены прибегнуть к его судебному урегулированию. Однако следует помнить, что судебный процесс продолжителен, затратен, а его результаты не всегда возможно спрогнозировать.

 
Виктор Мороз,
управляющий партнер
ЮК «Правовая гильдия «ВикториАл»

Полезная информация