Библиотека - полезная информацияиюль 12 2011 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно упрощения начала предпринимательства)» №3263-VI от 21.04.2011 г. (далее – Закон 3263-VI) был разработан в целях упрощения процедур, связанных с началом ведения предпринимательской деятельности и содействием ее осуществлению в Украине. После вступления в силу Закона №3263-VI и практического применения его положений обнаружились как достоинства документа, заявленные законотворцем, так и скрытые недостатки. Последние чаще сопряжены со сложностью имплементации новых норм в несовершенную, но, все же, устоявшуюся систему регулирования хозяйственной деятельности. Одним из наиболее значимых изменений, непосредственно касающихся упрощения начала ведения предпринимательской деятельности в Украине, стало упразднение требования по обязательному нотариальному оформлению некоторых документов, представляемых для проведения регистрационных действий юридическими лицами. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно упрощения начала предпринимательства)» №3263-VI от 21.04.2011 г. (далее – Закон 3263-VI) был разработан в целях упрощения процедур, связанных с началом ведения предпринимательской деятельности и содействием ее осуществлению в Украине. После вступления в силу Закона №3263-VI и практического применения его положений обнаружились как достоинства документа, заявленные законотворцем, так и скрытые недостатки. Последние чаще сопряжены со сложностью имплементации новых норм в несовершенную, но, все же, устоявшуюся систему регулирования хозяйственной деятельности. Одним из наиболее значимых изменений, непосредственно касающихся упрощения начала ведения предпринимательской деятельности в Украине, стало упразднение требования по обязательному нотариальному оформлению некоторых документов, представляемых для проведения регистрационных действий юридическими лицами. Соответствующие изменения внесены в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей Украины» от 15.05.2003 г. №755-IV (далее – Закон №755-IV). Согласно нововведениям, положение Закона №755-IV о необходимости нотариального удостоверения подлинности подписей учредителей (участников) или уполномоченных лиц на учредительных документах исключено. Эти нормы стали новеллой в системе действующего законодательства и правоприменительной практике. Внесенные изменения формально упростили процедуру регистрации юридических лиц. Благодаря отмене обязательного нотариального удостоверения подписей на учредительных и некоторых других документах уменьшены финансовые расходы учредителей на этапе создания юридических лиц. Кроме того, исключение необходимости визитов в нотариальные конторы для официального оформления копий решений органа управления юридического лица либо его учредителей, а также некоторых других документов значительно сократило срок осуществления не только первичной регистрации, но и внесения изменений в ЕГРПОУ на протяжении деятельности юридического лица, а также срок ликвидации или прекращения юридического лица в результате слияния, присоединения, разделения или преобразования. Несмотря на ряд положительных сторон оговариваемых изменений, украинские правовые реалии выявили несколько существенных недочетов законотворцев. Как и прежде, для проведения государственной регистрации юридического лица регистратору предоставляются два экземпляра учредительных документов. При этом вопрос официального оформления – заверять или не заверять учредительные документы нотариально – ранее четко урегулированный Законом №755-IV, после соответствующих изменений был формально оставлен на рассмотрение учредителей (уполномоченных лиц). Однако на практике государственные регистраторы для проведения регистрационных действий и далее, по своему усмотрению, требуют от учредителей (уполномоченных лиц) учредительные документы с нотариально удостоверенными подписями, мотивируя такое требование отсутствием официальных разъяснений касательно необязательности нотариального удостоверения. Также государственные регистраторы информируют учредителей (уполномоченных лиц) о неурегулированности вопросов, связанных с дальнейшим заверением ими как органом, осуществляющим регистрацию, копий учредительных документов. Схожая ситуация наблюдается и при работе юридических лиц с банками. Деятельность финансовых учреждений, как известно, строго регламентирована украинским законодательством. Однако, по сложившейся традиции отечественного законотворчества, это не исключает наличия коллизий и пробелов. В частности, Законом №3263-VI не предусмотрено внесение соответствующих изменений в Инструкцию о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением НБУ от 12.11.2003 г. №492 (далее – Инструкция), которая является одним их ключевых нормативных документов в работе банков. Согласно Инструкции, на сегодня для открытия текущих счетов в национальной и иностранных валютах субъектам хозяйствования необходимо предоставлять в банк копию учредительного документа, заверенную нотариально или органом, который осуществил регистрацию. Этот выбор способа заверения – нотариусом или органом, который осуществил регистрацию – ставит под сомнение введенные Законом №3263-VI прогрессивные изменения. В первом случае, юридическое лицо, воспользовавшееся правом подать регистратору нотариально не удостоверенные документы, все же вынуждено их нотариально удостоверить. Таким образом, поскольку хозяйственная деятельность не возможна без открытия банковского счета, нотариальное удостоверение учредительных документов (их копий) является обязательным. Что касается заверения копии учредительного документа органом, который осуществил регистрацию, то данная процедура законодательно не урегулирована. Для анализа данного вопроса, можно провести аналогию с российским законодательством о регистрации юридических лиц, в котором также отсутствует требование об обязательном нотариальном удостоверении подписей учредителей (их уполномоченных лиц) на учредительных документах. В Российской Федерации (далее – РФ) регистрация субъектов хозяйствования осуществляется налоговыми органами. При проведении регистрации, среди прочего, предоставляются оригинал учредительного документа и его копия. По официальному запросу учредителей (их уполномоченных лиц) копия учредительного документа заверяется налоговыми органами в установленном законом порядке. Как видим, в РФ, при отсутствии необходимости нотариального удостоверения подписей учредителей (их уполномоченных лиц) на учредительных документах, четко урегулирована процедура заверения документов другим государственным органом. Кроме того, что касается работы юридических лиц с банками, то в РФ при открытии текущего счета предусмотрена возможность предоставления как нотариально заверенных документов, так и предоставление копий документов, заверенных руководителем соответствующего юридического лица. Также возможно предоставление оригиналов учредительных документов, копии с которых могут быть заверены представителем банка. Для украинских юридических лиц и банков такая свобода выбора пока не предусмотрена. Потому до внесения соответствующих изменений в Инструкцию украинские банки продолжают требовать нотариального удостоверения предоставляемых им учредительных документов. Таким образом, реализация нововведений, предусмотренных Законом № 3263-VI, которые изначально были направлены на упрощение и оптимизацию процедуры создания юридических лиц, привела к путанице: на сегодня не выработаны единые требования банков, государственных регистраторов и нотариусов к учредительным документам. Упрощение и удешевление ряда регистрационных действий, в том числе первичной регистрации, на практике повлекло усложнение дальнейшей хозяйственной деятельности украинских компаний. Исходя из вышеизложенного, в целях обеспечения защиты прав учредителей и во избежание возникновения споров с государственными органами, нотариусами и финансовыми учреждениями относительно действительности учредительных документов (их копий), является целесообразным законодательно урегулировать процедуру заверения учредительных документов (их копий). В продолжение изменений, введенных в правовое поле Украины Законом № 3263-VI, необходимо внести соответствующие изменения в другие нормативные акты, опрометчиво не предусмотренные законотворцем в данном Законе, и прежде всего – в Инструкцию о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах. Своевременная информативная и разъяснительная работа со специалистами государственных администраций, финансовых учреждений, другими лицами, которые практически обеспечивают своей работой применение положений законодательства Украины, позволит в полной мере реализовать прогрессивные и положительные аспекты внесенных изменений для упрощения начала ведения предпринимательской деятельности и ее осуществления в Украине. Марьяна Ришко,
юрист МЮГ AstapovLawyers
Лилия Павлова,
младший юрист МЮГ AstapovLawyers
|
Полезная информация |