Библиотека - полезная информацияиюль 20 2011 Несмотря на то что действия налоговиков по признанию сделок налогоплательщиков недействительными, как правило, являются неправомерными и шансы отстоять правду в суде достаточно высоки, мало кому хочется в споры с налоговиками ввязываться. Да и ввязавшись в этот спор, желательно, исходя из письма ВАСУ от 02.06.2011 №742/11/13-11, иметь «на руках» железную доказательственную базу фактичности сделки, а не только первичные документы. Что для обеспечения этой доказательственной базы нужно сделать – в этом материале. Несмотря на то что действия налоговиков по признанию сделок налогоплательщиков недействительными, как правило, являются неправомерными и шансы отстоять правду в суде достаточно высоки, мало кому хочется в споры с налоговиками ввязываться. Да и ввязавшись в этот спор, желательно, исходя из письма ВАСУ от 02.06.2011 №742/11/13-11, иметь «на руках» железную доказательственную базу фактичности сделки, а не только первичные документы. Что для обеспечения этой доказательственной базы нужно сделать – в этом материале. 1. Обеспечить наличие физических, технических и технологических возможностей осуществления сделки, а именно: – квалифицированного управленческого и технического персонала (подтверждается штатным расписанием и информацией отдела кадров о работниках); – основных фондов, в том числе транспортных средств для перевозки или производства, производственных активов, помещений для хранения товаров, которые необходимы для осуществления сделки; – лицензий и других разрешительных документов, необходимых для осуществления того вида деятельности, в рамках которого заключена сделка; – возможностей осуществления операций с соответствующим количеством определенного товара в соответствующие сроки с учетом срока его годности, доступности на рынке. 2. Проверить контрагента по сделке:
– зарегистрирован ли он в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (для этого – приложить к документам сделки, выписку из ЕГР, предоставленную контрагентом); – зарегистрирован ли он плательщиком налога на добавленную стоимость (для этого – приложить копию свидетельства о регистрации плательщиком НДС); – проверить полномочия должностных лиц или иных представителей контрагента на составление первичных, расчетных документов, налоговых накладных (для этого подойдут извлечения из устава, должностные инструкции, доверенности, приказы); – убедится, что он находится по месту регистрации. 3. Надлежащим образом оформить первичные документы сделки: – заключить договор по форме и содержанию, требуемому законодательством; – оформить документ, подтверждающий выполнение договора (акт приема-передачи товара, акт выполнения работ, отчет исполнителя или проч.); – сохранить банковскую выписку, чек РРО, кассовый ордер, другой документ, свидетельствующий об оплате товара по договору; – сохранить документы, подтверждающие транспортировку товаров (договор перевозки, товарно-транспортная накладная и проч.) – принять и проверить налоговую накладную контрагента. 4. Придумать обоснование деловой цели сделки:
– если товар используется непосредственно в хоздеятельности предприятия – то, как он используется; – если по сделке приобретена услуга/выполнена работа – зачем эта услуга/работа была необходима; – если товар перепродается – то, какая выгода от этого поступает; – если товар перепродается ниже цены приобретения – почему это происходит (напр., в связи с дефектами товара, для маркетинговых, рекламных и прочих целей); – если товар приобретается у посредника, а не у производителя – почему это выгодно (отсутствие прямых контактов, у посредника дешевле и проч.); Все указанные обоснования желательно подтверждать соответствующими документальными подтверждениями. Например, путем списания использованных товаров, данными бухучета об изменении балансовой стоимости объектов, заключениями маркетологов/рекламщиков о результатах маркетинговых/рекламных ходов. Последствия
Положительные:
– существенно снижается риск признания сделки фиктивной или нарушающей публичный порядок; – повышается уровень защиты предприятия не только от злоупотреблений налоговой, но и от неправомерных действий контрагентов. Отрицательные:
– существенные затраты времени на оформление документооборота; – риск признания сделки остается, поскольку даже «железные» аргументы не всегда могут «пробить» «железную» уверенность налоговика в неправомерности действий предприятия. Евгений Даниленко,
«ЮРИСТ & ЗАКОН»
|
Полезная информация |