Библиотека - полезная информацияиюль 20 2011 Земельные отношения, кроме динамики своего развития, поражают еще и разнообразием возможностей и обязанностей, возникающих в процессе приобретения прав на землю. Несмотря на столь активное развитие рынка земельных отношений, конфликтные ситуации между субъектами хозяйствования и земельными госорганами нельзя назвать редкостью. Скорее наоборот, чем предприимчивей прогрессирует земельная отрасль, тем шире становится круг возможных земельных конфликтов. Земельные отношения, кроме динамики своего развития, поражают еще и разнообразием возможностей и обязанностей, возникающих в процессе приобретения прав на землю. Несмотря на столь активное развитие рынка земельных отношений, конфликтные ситуации между субъектами хозяйствования и земельными госорганами нельзя назвать редкостью. Скорее наоборот, чем предприимчивей прогрессирует земельная отрасль, тем шире становится круг возможных земельных конфликтов. Судебное урегулирование земельных споров всегда носило наиболее эффективный характер ввиду обязательности исполнений решений суда. При этом для наиболее действенного судебного решения спора, в первую очередь, следует решить вопрос с подведомственностью земельных споров. Так, например, многих субъектов хозяйствования интересует вопрос подведомственности дел при обжаловании решений государственных органов и органов местного самоуправления по земельным отношениям. С целью разъяснения порядка применения правовых норм при рассмотрении дел по земельным спорам ВХСУ постановлением Пленума «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел в спорах, возникающих из земельных отношений» определил подведомственность указанной категории споров. Вопрос о подведомственности хозсуду дел в спорах, возникших из земельных правоотношений, должен решаться в зависимости от того, какой характер имеют спорные правоотношения, то есть являются ли они частноправовыми или публично-правовыми Следует начать с того, что хозяйственным судам подведомственны исключительно земельные споры частноправового характера, связанные с осуществлением сторонами гражданских или других имущественных прав на земельные участки на условиях равности сторон. Что же касается понимания частноправового характера земельных споров, то здесь следует учесть, что земля является объектом гражданского права, а государственные органы, в свою очередь, реализуют гражданские права в частноправовых отношениях. Кроме того, ВХСУ проанализировав законодательные нормы, определил, что органы исполнительной власти и местного самоуправления при распоряжении земельными участками государственной и коммунальной собственности выступают от имени государства как собственники земли. Из этого следует, что госорганы, выступая владельцами земельных участков, вступают с предпринимателями в гражданские отношения, а соответственно, становятся равными участниками земельных отношений. То есть дела с участием госорганов, возникающие из правоотношений, в которых они реализуют полномочия собственника земли, а также в других спорах, возникающих из земельных отношений частноправового характера, подведомственны хозяйственным судам. Исходя из норм статей 13, 14 КУ, 11 ГК и ЗК, а также из того, что все отношения, связанные с приобретением прав на землю, являются гражданско-правовыми, ВХСУ установил, что решениями госорганов о предоставлении земельного участка осуществляется волеизлияние владельца земли. Соответственно, индивидуальные акты госорганов как участников гражданско-правовых отношений не подпадают под категорию актов управления, а обжалование таких решений при этом должно осуществляться в порядке хозяйственного судопроизводства. Споры, возникающие вследствие нарушения госорганами права субъекта хозяйствования на земельный участок, ВХСУ также относит к подведомственности хозяйственного суда. Так, например, в виду предписаний гражданского и хозяйственного законодательства, признание судом незаконным и отмена актов госорганов, которые нарушают права собственника, относится к способам защиты права собственности, а не публично-правовым интересам государства. Относительно других земельных споров, подведомственных хозсуду, ВХСУ отметил, что в порядке хозяйственного судопроизводства подлежат рассмотрению такие споры: • насчет приобретения, осуществления и прекращения предпринимателей и государства на земельные участки (кроме споров, в которых госорган не достиг согласия с собственником земельного участка, по поводу их отчуждения и выкупа); • связанные с защитой права на земельные участки (в том числе восстановление нарушенного права третьего лица, которое на основании решений госорганов претендует на спорный земельный участок); • о признании незаконными решений, действий или бездеятельности госорганов по вопросам передачи земельных участков в собственность или предоставление их в пользование, прекращения права собственности, изъятие этих участков из пользования и об обязательствах названных органов в зависимости от характера спора выполнить определенные действия, как этого требуют предписания действующего законодательства; • о возвращении самовольно занятых земельных участков; • об устранении препятствий в пользовании земельным участком; • связанные с приобретением, изменением и прекращением права пользования чужим земельным участком для застройки, для сельскохозяйственных нужд; • об установлении, изменении и прекращении земельного сервитута; • возникающие из заключения, изменения, расторжения, выполнения договора аренды земельных участков, других договоров пользования земельными участками, в том числе споры о взыскании задолженности по арендной плате; • о взыскании ущерба, в том числе упущенной выгоды, причиненного нарушениями прав собственников. При этом следует учитывать, что этот перечень не является исчерпывающим, и для определения подведомственности спора необходимо анализировать предмет и основания споров, которые должны быть обязательно связаны с правами субъектов хозяйствования на землю. И не стоит забывать о том, что споры, возникающие из публично-правовых отношений, в которых госорганы выполняют свои властные функции, не подлежат рассмотрению в хозяйственном порядке. А в соответствии со статьей 16 Закона «Об отчуждении земельных участков» споры, связанные с обращением к административному суду госорганов с иском о принудительном отчуждении земельных участков, не подлежат рассмотрению в хозяйственных судах. ВЫВОД:
Согласно постановлению Пленума ВХСУ «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел в спорах, возникающих из земельных отношений» хозяйственным судам подведомственны исключительно земельные споры частноправового характера, связанные с осуществлением сторонами гражданских или других имущественных прав на земельные участки на условиях равности сторон. То есть дела с участием госорганов, возникающие из правоотношений, в которых они реализуют полномочия собственника земли, а также в других спорах, возникающих из земельных отношений частноправового характера, подведомственны хозяйственным судам. Ирина Тодоренко,
«ЮРИСТ & ЗАКОН»
|
Полезная информация |