Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

авг
11
2011

Ниже мы рассмотрим некоторые изменения к Налоговому кодексу в связи с законопроектом №8217, принятым Верховной Радой, которые коснутся полномочий налоговых органов. При этом обращаем внимание, что, поскольку текст законопроекта еще не подписан Президентом и не опубликован, окончательная редакция принятых изменений может отличаться от текста, имеющегося в нашем распоряжении (1 августа 2011 года законопроектом №8217 был подписан Президентом – прим. ред.).

Ниже мы рассмотрим некоторые изменения к Налоговому кодексу в связи с законопроектом №8217, принятым Верховной Радой, которые коснутся полномочий налоговых органов. При этом обращаем внимание, что, поскольку текст законопроекта еще не подписан Президентом и не опубликован, окончательная редакция принятых изменений может отличаться от текста, имеющегося в нашем распоряжении (1 августа 2011 года законопроектом №8217 был подписан Президентом – прим. ред.).

 
Налоговые консультации

Законодатель решил вернуться к старой практике, поэтому контролирующим органам вернули право выдавать не только индивидуальные налоговые консультации, но и обобщающие консультации, т. е. опубликованные позиции контролирующего органа, сложившиеся по результатам обобщения налоговых консультаций, предоставленных плательщикам налогов.

Что касается индивидуальных консультаций, то четко устанавливается срок, в течение которого контролирующий орган должен предоставить такую консультацию: 30 календарных дней после получения таким органом обращения от плательщика налогов. Также предусмотрена возможность получать консультации в электронной форме с учетом требований законодательства об электронном документообороте и электронной цифровой подписи.

 

Введение обобщающих налоговых консультаций нивелирует роль индивидуальных налоговых консультаций

К сожалению, законодательство молчит, какая из консультаций (индивидуальная или обобщающая) имеет приоритет. Более того, в связи с неудачной формулировкой изменений налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, только если он действовал на основании налоговой консультации, предоставленной в письменной или электронной форме, а также обобщающей налоговой консультации, т. е. согласно формальному подходу индивидуальной консультации недостаточно. Такие изменения фактически нивелируют роль индивидуальных налоговых консультаций.

 
Налоговые проверки

Изменениями расширены полномочия контролирующих органов при проведении проверок. Так, копии документов, заверенные налогоплательщиком, а также пояснения могут требоваться не только во время выездных проверок, но и при проведении любых иных проверок. Кроме того, при проведении проверок контролирующие органы получили право проверять документы, удостоверяющие личность, у должностных лиц налогоплательщика, а также его работников.

Для проведения выездной или фактической проверки контролирующие органы вправе не только предъявлять определенные документы, но и отправлять их налогоплательщику по почте. В перечень необходимых документов добавили копию приказа о проведении проверки, служебное удостоверение лиц, проводящих проверку. Однако данные позитивные для налогоплательщика изменения затмеваются неудачностью новой формулировки: при формальном подходе получается, что предъявление или отправка соответствующих документов производится в случаях, предусмотренных НК. Но сам НК умалчивает, в каких именно.

 

Расширение оснований для отказа в допуске к проверке нивелируется неудачностью их формулирования

Налоговый кодекс предусматривает, что во время проведения документальной проверки налогоплательщик не имеет право подавать уточняющие расчеты к поданным им ранее налоговым декларациям за периоды, которые проверяются контролирующим органом. Однако в результате изменений появилось исключение: теперь это правило не будет распространяться на случаи, предусмотренные статьей 177 НК.

 
Переписка с налогоплательщиком

Налоговые уведомления-решения, налоговые требования или иные документы, адресованные контролирующим органом налогоплательщику, должны быть составлены в письменной форме, соответствующим образом подписаны и заверены печатью соответствующих органов. В результате изменений появилось исключение из данного положения: соблюдение таких требований необходимо в случаях, предусмотренных законодательством. Опять-таки законодатель не указывает, какие именно случаи он имел в виду.

Переписка с налогоплательщиками, которые подают отчетность в электронной форме, может вестись в электронной форме с соблюдением требований законодательства относительно электронного документооборота и электронной цифровой подписи. В таком случае по требованию налогоплательщика контролирующий орган должен в течение трех дней с момента получения требования предоставить соответствующий документ в бумажной форме.

 

Получение налоговой информации налоговыми органами

Расширены полномочия налоговых органов и по вопросам получения налоговой информации (исчерпывающий перечень которой установлен законом). Так, дополнительными основаниями для требования такой информации стали:

• Выявление недостоверности данных, содержащихся в налоговых декларациях, поданных налогоплательщиком;

• На налогоплательщика подано жалобу о непредоставлении покупателю налоговой накладной или нарушении правил заполнения налоговой накладной;

• В случае проведения встречной проверки.
 
Налоговый залог

Изменения разъяснили, как быть, когда балансовая стоимость имущества, на которое распространяется налоговый залог, меньше суммы налогового долга налогоплательщика. Теперь четко указывается, что право налогового залога распространяется и на такое имущество.

Кроме того, налоговый залог не будет сниматься в случае регистрации в органе государственной налоговой службы налогового поручительства.

 
ВЫВОД:

В целом данные изменения еще больше расширяют полномочия контролирующих органов, а также, скорее всего, приведут к усложнению отношений с налогоплательщиками.

 
Николай Доленко,
партнер ЮК «КПД Консалтинг»

Полезная информация