Библиотека - полезная информацияавг 18 2011 В воскресенье, 14 августа 2011 года, вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок» №3565-VI. Несмотря на название, Закон касается не только тех, кто осуществляет перевозки, а самого что ни на есть широкого круга водителей. А главным его достоинством является долгожданная отмена техосмотра для целого ряда транспортных средств (ТС) и установление в Законе перечня оснований для остановки транспорта работниками ГАИ. В воскресенье, 14 августа 2011 года, вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок» №3565-VI. Несмотря на название, Закон касается не только тех, кто осуществляет перевозки, а самого что ни на есть широкого круга водителей. А главным его достоинством является долгожданная отмена техосмотра для целого ряда транспортных средств (ТС) и установление в Законе перечня оснований для остановки транспорта работниками ГАИ. Техосмотр не уходит совсем. Просто если ранее имел место государственный технический осмотр, который проводила ГАИ, и завершался он выдачей талона о прохождении гостехосмотра, а одним из этапов этого осмотра была проверка технического состояния, производимая уполномоченными на то субъектами хозяйствования, то теперь вместо него будет обязательный технический контроль с выдачей водителю протокола проверки технического состояния ТС. ГАИ к такому контролю иметь отношения не будет. Проводить контроль Законом уполномочиваются «субъекты проведения обязательного технического контроля», у которых должно иметься для этих целей (в собственности или в пользовании) оборудование для проверки ТС на соответствие требованиям безопасности движения и охраны окружающей среды. Что это должно быть за оборудование и какие документы предпринимателям следует подать, чтобы получить право проведения техконтроля, – определит КМУ. Этот же Кабмин своими подзаконными актами определит объемы проверки технического состояния ТС. Однако кое-какие ориентиры наработаны и в Законе. Так, новая (измененная Законом №3565-VI) редакция ст. 35 Закона «О дорожном движении» предусматривает проверку систем тормозного и рулевого управления, внешних световых приборов, пневматических шин и колес, светопропускания стекла, газобаллонного оборудования (при наличии) и иных элементов. Техконтроль обязателен по общему правилу. Исключения сделаны для 2-х классов транспорта. Во-первых, для легковых автомобилей всех типов, марок и моделей, прицепов (полуприцепов) к ним, мотоциклов, мопедов, мотоколясок и иных, приравненных к ним транспортных средств, независимо от срока их эксплуатации. Из этого разряда ТС не повезло такси и тем транспортным средствам, что используются в бизнесе (для перевозки пассажиров и грузов с целью получения прибыли). Для них по-прежнему техконтроль обязателен. Во-вторых, не подлежат техконролю легковушки для перевозки пассажиров и грузов в целях получения прибыли и грузовые авто (не важно какой формы собственности) с грузоподъемностью до 3,5 тонн, а также прицепы к ним, но при условии, что они эксплуатировались сроком до 2 лет, не более. Те, что бегают свыше 2 лет, уже должны проходить техконтроль каждые 2 года. Грузовые автомобили грузоподъемностью более 3,5 тонн и такси подлежат техконтролю ежегодно. А автобусы и специализированные ТС, перевозящие опасные грузы, независимо от срока их эксплуатации, подтвердить свою техническую исправность будут обязаны дважды в год. Помимо полномочий по проведению техосмотра у милиции «отбирают» полномочия по проверке у водителей путевых листов и документов на право пользования транспортным средством; нет больше у водителей обязанности предъявлять документы на груз. Пользоваться транспортом вообще можно будет без оформления на это документов. Изменениями в Гражданский кодекс Закон сделал необязательным письменную нотариальную форму для договора «позички транспортних засобів» (ст. 828 ГК). Так что договариваться о передаче в эксплуатацию ТС можно устно и никаких договоров и доверенностей при этом не оформлять. К приятным изменениям, привнесенным Законом №3565-VI, безусловно, следует причислить то, что он положил конец спорам о праве милиционеров требовать передачи им водительского удостоверения и документов на транспорт из рук в руки. Теперь среди обязательств водителей, перечисленных Законом «О дорожном движении», нет обязательства «передавать для проверки» (только «предъявлять»), что позволит всегда оставлять свои документы при себе. Но у гаишников остаются права при необходимости организовывать медосмотр водителей, задерживать и отстранять от управления находящихся в состоянии опьянения, не имеющих водительского удостоверения и регистрационного документа на ТС. Они могут по-прежнему временно изымать и удостоверение у водителя, и лицензионную карточку на ТС. Предпринял попытку законодатель и установить четкий перечень оснований для остановки транспортных средств. До сих пор такой перечень был только в подзаконном нормативно-правовом акте. Теперь он есть в законе, и выглядит он следующим образом (транспорт останавливается только в случае): – нарушение правил дорожного движения;
– отсутствие номерного знака на ТС или несоответствие его установленным требованиям, закрепление не в том месте, закрытие его иными предметами или загрязнение, не позволяющее читать символы с расстояния 20 метров; – признаки технической неисправности ТС;
– данные о причастности к ДТП, административному правонарушению или преступлению (водителя, пассажиров, грузов, транспортного средства); – нахождение ТС в розыске;
– данные об использовании ТС с противоправной целью; – необходимость опроса водителя и пассажиров в качестве свидетелей ДТП, правонарушения или преступления; – привлечение водителя к помощи другим участникам движения или как свидетеля при оформлении протоколов об админправонарушениях, материалов о ДТП; – проведение целевых мероприятий (операций, отработок, оперативных планов) для проверки документов о праве пользования и управления транспортным средством, документов на ТС. Это наиболее «уязвимое» место в перечне с точки зрения интересов водителя. Во-первых, водителю никогда не проверить, проводится ли в момент остановки его ТС какое-нибудь целевое мероприятие (такая проверка, в лучшем случае, возможна только впоследствии). Во-вторых, это основание для остановки говорит о том, что вроде бы отменено – о документах на пользование и о праве их проверки; – выполнение решения компетентных органов об ограничении или запрещении движения (перекрытие движения); – опасный способ крепления грузов на ТС;
– нарушение порядка установления и использования специальных световых и звуковых сигналов. Как видно из формулировок оснований, фактически исчерпывающим такой перечень не назовешь. Но теперь в самом Законе отмечено, что всякий раз при остановке транспорта водителю должны будут пояснить причины такой остановки и суть правонарушения. Помимо всего выше сказанного, Законом №3565-VI еще предусмотрено и формирование общегосударственной базы данных, куда разместят информацию об обязательных техосмотрах, а также о заключении обязательных договоров страхования гражданско-правовой ответственности. С собственниками ТС, подлежащих обязательному техконтролю, без его прохождения страховщик договора о страховании гражданско-правовой ответственности заключить не сможет (хотя до сих пор Закон такое позволял). А при условии прохождения техконтроля, договор страхования заключается на срок не более, чем до очередного прохождения транспортным средством контроля. Хоть Закон в силу и вступил, но еще в течение года субъекты хозяйствования, уполномоченные на техосмотр, могут проводить и техконтроль. Уже заключенные договоры страхования гражданско-правовой ответственности будут действовать весь тот срок, на который заключались, а ТС, прошедшие техосмотр, первый свой техоконтроль пройдут только по окончании срока действия талона государственного технического осмотра. Ольга Жога,
«ЮРИСТ & ЗАКОН»
|
Полезная информация |