Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

авг
18
2011

За последние несколько лет на Украине значительно увеличилось количество рассматриваемых хозяйственными судами дел о банкротстве, возбужденных по заявлению самого должника (либо собственника имущества должника, либо ликвидатора должника (председателя ликвидационной комиссии)). Институт так называемого «самобанкротства» и в предыдущие годы пользовался популярностью как инструмент, с помощью которого должники зачастую избавлялись от кредиторской задолженности, превысившей определенную критическую массу.

За последние несколько лет на Украине значительно увеличилось количество рассматриваемых хозяйственными судами дел о банкротстве, возбужденных по заявлению самого должника (либо собственника имущества должника, либо ликвидатора должника (председателя ликвидационной комиссии)). Институт так называемого «самобанкротства» и в предыдущие годы пользовался популярностью как инструмент, с помощью которого должники зачастую избавлялись от кредиторской задолженности, превысившей определенную критическую массу.

Противоречивость законодательного регулирования вопроса в свете возрастающей доли дел о банкротстве, возбуждаемых по заявлению должника или связанных с ним лиц, порождает необходимость разъяснить практику применения соответствующего института.

Соотношение статей 7 и 51 Закона о банкротстве

Нормы, предусматривающие возбуждение дела о банкротстве по заявлению лица, отличного от кредитора (должника, собственника имущества должника, ликвидатора должника (председателя ликвидационной комиссии), руководителя должника), содержатся сразу в трех статьях Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Закон о банкротстве, Закон), а именно — в статьях 7, 51 и 53.

В частности, часть 1 статьи 7 Закона о банкротстве предусматривает, что заявление о возбуждении дела о банкротстве может быть подано как кредитором, так и самим должником. Существуют даже случаи, когда должник обязан обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве (часть 5 статьи 7 Закона).

В то же время статья 51 данного Закона устанавливает обязанность ликвидатора либо собственника имущества должника обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, в случае, если стоимости имущества должника недостаточно для погашения требований его кредиторов.

Статья 53 рассматриваемого Закона регулирует особенности производства в деле о банкротстве должника, возбужденном по заявлению руководителя должника с целью проведения им санации должника. Поскольку в данной статье речь идет о возбуждении дела о банкротстве исключительно с целью проведения санации должника его руководителем, то на практике не возникает вопросов о том, каким образом соотносятся нормы статей 51 и 53 Закона.

Вопрос же о соотношении норм статей 7 и 51 Закона достаточно четко урегулирован нормативно и единообразно разрешается судами. Так, если факт недостаточности стоимости имущества должника для погашения требований кредиторов установлен до принятия уполномоченным органом должника решения о его ликвидации, заявление о банкротстве должника подается в суд на основании статьи 7 Закона.

Если этот факт установлен после принятия решения о ликвидации должника, но до назначения ликвидатора, заявление о банкротстве должника подается в суд собственником имущества должника (на практике — руководителем должника или иным лицом, уполномоченным на это участниками хозяйственного общества) также на основании статьи 7 Закона. При этом рассмотрение такого дела, даже несмотря на то что стоимости имущества должника не хватает для погашения требований кредиторов, осуществляется по обычной процедуре, установленной Законом, без учета «послаблений», предусмотренных статьей 51.

Следовательно, упрощенная процедура, предусмотренная статьей 51 Закона, применяется только в том случае, когда уполномоченный орган управления должника принял решение о его ликвидации, был назначен ликвидатор должника (создана ликвидационная комиссия) в порядке статьи 105 Гражданского кодекса Украины (ГК), после чего был установлен факт недостаточности стоимости имущества должника (постановление ВХСУ от 22 марта 2005 года по делу №10/247).

Особенностями упрощенной процедуры банкротства, предусмотренной статьей 51 Закона о банкротстве, являются:

a) быстрое вхождение должника в стадию ликвидации в связи с отсутствием стадий распоряжения имуществом и санации, что является ключевым преимуществом такой процедуры по сравнению с общей процедурой банкротства;

b) отсутствие разделения кредиторов должника на категории конкурсных и текущих;

c) возможность оперативно пресечь возникновение на стороне должника новых обязательств, в том числе обязательств по оплате налогов и сборов (следствием признания должника банкротом является полное прекращение его хозяйственной деятельности, а значит, для должника не могут возникать новые обязательства) (постановление ВХСУ от 16 июня 2009 года по делу №50/379).

Основания для возбуждения дела о банкротстве и признания должника банкротом

Нормы, устанавливающие порядок ликвидации должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, в том числе путем применения процедуры банкротства, содержатся в Гражданском и Хозяйственном кодексах Украины (статьи 104, 105, 110—112 ГК, статьи 60, 91 ХК), а также в Законе о банкротстве.

Поскольку ГК и ХК содержат нормы, которые, как может показаться на первый взгляд, конкурируют с нормами статьи 51 Закона о банкротстве, неизбежно возникает вопрос о том, какие из них следует применять в случае, если должник ликвидируется по решению уполномоченного органа управления должника, но в порядке, преду­смотренном статьей 51 Закона о банкротстве. В частности, распространяется ли на такие случаи требование о публикации ликвидатором объявления о прекращении должника, как это предусмотрено статьей 105 ГК? В каком порядке — преду­смотренном ГК/ХК или Законом о банкротстве – кредиторы имеют право заявлять свои требования к должнику? И так далее.

В целом сложившуюся судебную практику по этому вопросу обобщил Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ), разъяснив, что положения статьи 51 Закона о банкротстве применяются в необходимой привязке к соответствующим положениям ГК и ХК, следовательно, нормы указанных кодексов не подменяют собой, а дополняют положения, установленные Законом о банкротстве с учетом особенностей, предусмотренных статьей 51 Закона (информационное письмо ВХСУ №05-06/520/78 от 5 февраля 2010 года).

Более того, существующая судебная практика прямо говорит о том, что применение порядка ликвидации должника по статье 51 Закона о банкротстве всегда является следствием процедуры «добровольной ликвидации» должника по решению уполномоченного органа управления должника (например, постановление ВХСУ от 29 апреля 2009 года по делу №24/479-б).

Иными словами, не каждая процедура прекращения юридического лица посредством ликвидации заканчивается ликвидацией должника в процедуре банкротства в порядке статьи 51 Закона о банкротстве, но каждой процедуре банкротства в порядке статьи 51 Закона о банкротстве неизбежно предшествует процедура «добровольной ликвидации» должника в порядке, предусмотренном ГК, ХК и Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей».

В частности, необходимыми предпосылками для обращения ликвидатора в суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в порядке статьи 51 Закона о банкротстве является выполнение ликвидатором в полном объеме требований гражданского и хозяйственного законодательства относительно «добровольной ликвидации» юридического лица (постановление ВХСУ от 14 июля 2010 года по делу №1/61-Б, постановление ВХСУ от 16 июня 2009 года по делу №50/379, постановление ВХСУ от 13 января 2009 года по делу №24/243-б):

a) проведение оценки стоимости имеющегося у должника имущества;

b) публикация объявления о ликвидации должника в порядке статьи 105 ГК с целью выявления кредиторов и установления полного объема кредиторской задолженности;

c) уведомление органа государственной налоговой службы о ликвидации юридического лица;

d) составление ликвидатором и утверждение уполномоченным органом управления должника промежуточного ликвидационного баланса, в котором отражены актив (имущество должника по результатам оценки) и пассив должника (заявленные на основании части 4 статьи 105 ГК и принятые ликвидатором требования кредиторов).

Иными словами, обращению в суд с заявлением ликвидатора о возбуждении дела о банкротстве должника на основании статьи 51 Закона о банкротстве обязательно предшествует прохождение должником практически всей процедуры «добровольной ликвидации».

Факт неоплатности попросту невозможно установить до тех пор, пока не будут сформированы в полном объеме актив (произойдет оценка имущества должника) и пассив (будут обнаружены все кредиторы должника) должника. Ведь лишь в результате сопоставления актива и пассива должника и можно будет установить, что имущества должника не хватает для удовлетворения требований всех кредиторов. (Термин «неоплатность» введен в оборот практикой ВХСУ (постановление от 22 сентября 2010 года по делу №Б-24/24-10, постановление от 1 сентября 2010 года по делу №Б-50/223-09) для обозначения состояния должника, при котором активов должника не хватает для полного погашения кредиторских требований.)

Формирование же актива и пассива должника происходит в ходе «добровольной ликвидации» должника:

1) ликвидатор должника осуществляет оценку имущества должника;

2) ликвидатор публикует в соответствующем издании объявление о ликвидации должника;

3) будучи уведомленными о пребывании должника в процедуре ликвидации, кредиторы заявляют требования к должнику;

4) по истечении указанного в объявлении о ликвидации срока ликвидатор рассматривает и принимает/отклоняет требования кредиторов, заявленные к должнику;

5) ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отображает имеющееся у должника имущество (его стоимость) и принятые требования кредиторов;

6) уполномоченный орган должника, принявший решение о его ликвидации, утверждает/отказывает в утверждении составленного ликвидатором промежуточного ликвидационного баланса.

Именно на основании утвержденного уполномоченным органом должника промежуточного ликвидационного баланса и происходит погашение кредиторских требований в ходе «добровольной ликвидации» должника. Следовательно, только с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса у ликвидатора могут появиться основания утверждать, что стоимости имущества должника недостаточно для удовлетворения требований кредиторов должника, так как до момента утверждения такого баланса нельзя говорить о какой-либо степени определенности объема кредиторских требований, которые будут подлежать удовлетворению за счет имущества должника.

Таким образом, единственным основанием для возбуждения судом дела о банкротстве по статье 51 Закона о банкротстве и признания должника банкротом является установление факта неоплатности (недостаточности стоимости имущества должника для погашения требований его кредиторов). Факт неоплатности, как правило, устанавливается ликвидатором кредитора в процессе удовлетворения требований кредиторов в ходе «добровольной ликвидации» должника, но никак не ранее, чем будет утвержден промежуточный ликвидационный баланс.

Такой вывод вполне подтверждается существующей судебной практикой по этому вопросу (постановление ВХСУ от 1 сентября 2010 года по делу №Б-50/223-09, постановление ВХСУ от 1 апреля 2009 года по делу №Б26/195-08, постановление ВХСУ от 29 апреля 2009 года по делу №24/479-б).

Также следует учитывать и то, что часть 3 статьи 112 ГК предоставляет кредитору, в принятии требований которого ликвидатор должника отказал (то есть его требования не были включены в промежуточный ликвидационный баланс), право обратиться в суд с иском к ликвидатору (ликвидационной комиссии). Такой иск должен быть заявлен кредитором не позднее одного месяца с момента получения им уведомления о полном либо частичном отказе в принятии его требований (часть 5 статьи 112 ГК).

Поскольку удовлетворение судом такого иска неизбежно приведет к увеличению пассива должника (вследствие принудительного включения в ликвидационный баланс должника требований еще одного кредитора), то существуют основания утверждать, что до истечения месячного срока, в течение которого «отклоненные» кредиторы имеют право подать иски, нельзя говорить о том, что пассив должника сформирован окончательно, следовательно, невозможно утверждать существование факта неоплатности.

Поэтому при обращении в суд с заявлением о возбуждении дела на основании статьи 51 Закона о банкротстве необходимо помнить о существовании риска возврата такого заявления без рассмотрения на том основании, что до момента обращения в суд с заявлением ликвидатора в порядке статьи 51 Закона о банкротстве не истек преду­смотренный частью 5 статьи 112 ГК месячный срок по каждому из кредиторов, в принятии требований которых отказал ликвидатор, что имело место на ­практике (постановление ВХСУ от 1 апреля 2009 года по делу №Б26/195-08).

Несоблюдение ликвидатором процедуры «добровольной ликвидации», установленной ГК/ХК, грозит должнику следующими процессуальными последствиями:

1) суд возвращает заявителю без рассмотрения заявление о возбуждении дела о банкротстве на основании части 1 статьи 9 Закона о банкротстве (постановление ВХСУ от 14 июля 2010 года по делу №1/61‑Б), либо

2) суд прекращает производство по делу о банкротстве на основании пункта 7 части 1 статьи 40 Закона о банкротстве и пункта 11 части 1 статьи 80 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (ХПК), если производство по делу было возбуждено по статье 51 Закона о банкротстве без достаточных на то оснований, а факт отсутствия оснований для возбуждения дела о банкротстве был установлен судом уже после возбуждения дела (пункт 36 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике в делах о банкротстве» №15 от 18 декабря 2009 года, постановление ВХСУ от 1 апреля 2009 года по делу №Б26/195-08).

Заявление ликвидатора о возбуждении дела о банкротстве

Данные, которые ликвидатору следует отразить в заявлении о возбуждении дела о банкротстве на основании статьи 51 Закона о банкротстве, можно условно поделить на:

— регистрационные данные (название суда, наименование должника, его адрес и идентификационный код, наименование кредитора, его адрес);

— данные по существу дела (фактические обстоятельства, подтверждающие неоплатность должника, данные о суммах задолженностей перед кредиторами, размерах подлежащих оплате штрафных санкций, сумме задолженности по оплате обязательных платежей (налогов, сборов, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, других обязательных платежей), имеющемся у должника имуществе и его оценочной стоимости).

К заявлению ликвидатора о возбуждении дела о банкротстве должника на основании статьи 51 Закона о банкротстве обязательно должны прилагаться следующие документы:

1) бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату;

2) полный перечень имущества должника, находящегося в залоге у третьих лиц;

3) решение уполномоченного органа управления должника о ликвидации должника и назначении ликвидатора (избрании ликвидационной комиссии);

4) отчет об оценке имеющегося у должника имущества;

5) доказательства публикации в специализированном издании Госкомпредпри­нимательства («Бюллетень государственной регистрации») объявления о прекращении должника путем ликвидации по решению участников;

6) доказательства уведомления органа государственной налоговой службы о добровольной ликвидации должника;

7) промежуточный ликвидационный баланс;

8) решение уполномоченного органа управления должника об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Норма части 6 статьи 7 Закона о банкротстве относительно одновременной подачи должником плана санации и заявления о возбуждении дела о банкротстве не распространяется на случаи обращения с заявлением ликвидатора должника, относительно которого принято решение о ликвидации (пункт 4.6 рекомендаций Президиума ВХСУ от 4 июля 2004 года №04-5/1193).

Обжалование постановления о признании должника банкротом

Очевидно, особую популярность среди должников упрощенная процедура банкротства, предусмотренная статьей 51 Закона о банкротстве, снискала благодаря возможности быстрого вхождения должника в ликвидационную процедуру, без каких-либо попыток восстановить его финансовую платежеспособность.

Так, согласно Закону, после возбуждения производства по делу о банкротстве по статье 51 Закона о банкротстве суд выносит постановление о признании должника банкротом, которым открывает ликвидационную процедуру и назначает ликвидатора.

Исходя из этого, в упрощенном производстве по статье 51 Закона о банкротстве ключевую роль для сторон по делу имеет именно постановление суда о признании должника банкротом. Следовательно, эффективность механизмов правовой защиты кредиторов должника, ликвидируемого в порядке статьи 51 Закона о банкротстве, следует оценивать в первую очередь по законодательно гарантированной возможности повлиять на ход процедуры банкротства путем обжалования постановления о признании должника банкротом.

В связи с этим не может не вызывать недоумения подход, до недавнего времени применяемый высшими судебными инстанциями в отношении вопроса обжалования постановления о признании должника банкротом.

В частности, ранее ВХСУ довольно четко артикулировалась позиция о том, что кредиторы должника, ликвидируемого по статье 51 Закона о банкротстве, не могут обжаловать постановление о признании должника банкротом, поскольку на момент вынесения такого постановления они не являются сторонами дела о банкротстве, а следовательно, их права и интересы не могут быть нарушены вынесением такого постановления (постановление ВХСУ от 15 марта 2006 года по делу №18/153, постановление ВХСУ от 7 марта 2007 года по делу №Б-39/107-06, постановление ВХСУ от 7 ноября 2007 года по делу №15/375-б). Как утверждал ранее ВХСУ, постановление о признании должника банкротом в порядке статьи 51 Закона о банкротстве может быть обжаловано лишь самим должником либо его ликвидатором. Кредиторы же должника имеют право обжаловать лишь те судебные акты, которые будут вынесены после публикации ликвидатором соответствующего объявления о признании должника банкротом.

Естественно, указанная позиция побуждает оценивать ее критически на предмет соответствия такого подхода принципам законности и прозрачности процедуры банкротства.

Дальнейшее развитие практики применения норм статьи 51 Закона о банкротстве сказалось положительно на разрешении вопроса о допустимости обжалования постановления о признании должника банкротом по статье 51 Закона. Так, анализ практики ВХСУ за последние два года позволяет сделать оптимистичные выводы.

Во-первых, постановление о признании должника банкротом по статье 51 Закона о банкротстве может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке, даже несмотря на отсутствие в Законе прямого указания на «обжалуемость» такого судебного акта (постановление ВХСУ от 1 апреля 2009 года по делу №Б26/195-08, постановление ВХСУ от 22 сентября 2010 года по делу №Б-24/24-10). Кроме того, что особенно важно, в последнем постановлении пленум ВХСУ прямо указал на то, что постановления в делах о банкротстве подлежат пересмотру в апелляционном порядке (пункт 1 постановления пленума ВХСУ №7 от 17 мая 2011 года).

Во-вторых, постановление о признании должника банкротом по статье 51 Закона о банкротстве может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке другими лицами (кроме должника или ликвидатора должника), при условии, что права или интересы этих лиц могут быть нарушены вынесением постановления. В частности, такими лицами могут быть: кредитор должника, заявивший требования к должнику в ходе добровольной ликвидации последнего на основании части 4 статьи 105 ГК (постановление ВХСУ от 1 апреля 2009 года по делу №Б26/195-08), государственная налоговая инспекция (постановление ВХСУ от 16 июня 2009 года по делу №50/379, постановление ВХСУ от 29 апреля 2009 года по делу №24/479-б). Такой подход ВХСУ вполне соответствует норме статьи 91 ХПК в редакции от 7 июля 2010 года.

Вместо заключения

Подытоживая сказанное, предлагаем вниманию читателей примерный пошаговый план ликвидации субъекта хозяйствования (должника) в ходе процедуры банкротства по статье 51 Закона о банкротстве:

1. Принятие уполномоченным органом управления должника решения о ликвидации должника и назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии).

2. Подача государственному регистратору по месту регистрации должника документов для целей внесения в Единый государственный реестр записи о решении уполномоченного органа управления должника о прекращении должника путем ликвидации.

3. Размещение ликвидатором (ликвидационной комиссией) объявления о ликвидации должника в специализированном издании государственного регистратора (с установлением срока для предъявления кредиторами требований к должнику, который не может составлять меньше двух месяцев от даты публикации).

4. Уведомление ликвидатором (ликвидационной комиссией) соответствующего органа государственного налоговой службы о ликвидации должника.

5. Осуществление ликвидатором (ликвидационной комиссией) оценки имеющегося у должника имущества.

6. Составление ликвидатором (ликвидационной комиссией) промежуточного ликвидационного баланса должника, в котором отражаются сведения об имуществе должника и заявленных кредиторских требованиях, в том числе отдельно — о принятых ликвидатором кредиторских требованиях. Составлению баланса предшествует окончание минимум двухмесячного срока с момента публикации в «Бюллетене государственной регистрации» объявления о прекращении должника путем ликвидации.

7. Принятие уполномоченным органом управления должника решения об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

8. Удовлетворение ликвидатором требований кредиторов, заявленных на основании части 4 статьи 105 ГК, в очередности, установленной статьей 112 ГК («удовлетворение кредиторских требований в ходе добровольной ликвидации ­должника»).

Альтернативная стадия. Зачас­тую ликвидатор способен установить факт недостаточности стоимости имущества должника для погашения требований его кредиторов еще до начала фактического погашения кредиторских требований. Случается, однако, что факт неоплатности должника становится очевидным только после того, как началось фактическое погашение и произошло удовлетворение какой-то части кредиторской задолженности (например, вследствие продажи имущества должника по стоимости ниже оценочной).

9. Подача ликвидатором в хозяйственный суд заявления о возбуждении дела о банкротстве должника на основании статьи 51 Закона о банкротстве (при условии, что в ходе «добровольной ликвидации» должника обнаруживается факт неоплатности должника). Если ликвидатор отказал отдельным кредиторам в принятии их требований, подавать заявление о возбуждении дела о банкротстве следует по истечении минимум одного месяца от даты, когда каждый из таких кредиторов получил уведомление об отказе.

10. Вынесение судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве должника.

11. Вынесение судом постановления о признании должника банкротом, открытии ликвидационной процедуры, назначении ликвидатора должника.

12. Размещение ликвидатором должника объявления о признании должника банкротом в газетах «Голос Украины» или «Урядовый курьер».

13. Формирование ликвидатором ликвидационной массы должника (по истечении месячного срока, в течение которого кредиторы, чьи требования к должнику не были погашены в ходе его «добровольной ликвидации», имеют право заявить свои требования к должнику, признанному банкротом).

14. Погашение ликвидатором признанных кредиторских требований к должнику в очередности, установленной Законом о банкротстве.

15. Составление ликвидатором отчета и ликвидационного баланса после завершения всех расчетов с кредиторами.

16. Проведение аудиторской проверки ликвидационного баланса должника на предмет его достоверности и полноты.

17. Вынесение судом определения об: 1) утверждении отчета ликвидатора и ликвидационного баланса должника, 2) ликвидации должника.

18. Осуществление государственной регистрации прекращения юридического лица должника в результате его ликвидации.

ПЕСКОВ Вячеслав

адвокат, старший юрист АО «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», г. Киев

 

ИВАНИВ Ольга

адвокат, юрист АО «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», г. Киев

Полезная информация