Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

авг
24
2011

Необходимым условием для осуществления любого вида предпринимательской деятельности является государственная регистрация юридических и физических лиц, которая является не только отправной точкой открытия бизнеса, но и неотъемлемой частью его успешного ведения. При этом не стоит забывать о том, что не только создание или прекращения юридического лица или приобретение и лишение статуса ФЛП подлежат регистрации, так как законодательством определена еще и обязательная госрегистрация внесения изменений в уставные документы, открытие филиалов, перерегистрация, а также регистрация структурных изменений компаний.

Необходимым условием для осуществления любого вида предпринимательской деятельности является государственная регистрация юридических и физических лиц, которая является не только отправной точкой открытия бизнеса, но и неотъемлемой частью его успешного ведения. При этом не стоит забывать о том, что не только создание или прекращения юридического лица или приобретение и лишение статуса ФЛП подлежат регистрации, так как законодательством определена еще и обязательная госрегистрация внесения изменений в уставные документы, открытие филиалов, перерегистрация, а также регистрация структурных изменений компаний.

Учитывая обязательный характер государственной регистрации и активное возрастание количества субъектов предпринимательской деятельности – юрлиц и физлиц – предпринимателей, законодатель заинтересовался упрощением процедуры регистрации путем предоставления возможности направления необходимых документов в электронном виде. В этой связи 14 августа 2011 года вступил в силу Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» по проведению электронной регистрации».

Из этого следует вполне уместный вопрос: как изменится процедура регистрации на практике? Такой порядок регистрации, в первую очередь, должен значительно ускорить процесс, а также снизить уровень коррупции.

Для начала разберемся, какие виды госрегистрации могут осуществляться посредством направления регистратору электронных документов.

Итак, регистрация юридического лица, что поменялось: все также учредитель или его представитель должны направить регистратору заполненную регистрационную карточку на проведение регистрации юрлица, экземпляр оригинала решения учредителей или уполномоченного ими органа о создании юрлица и один экземпляр учредительных документов, и все это в электронном виде. Как мы видим, количество экземпляров учредительных документов для подачи в электронном виде сократилось с двух до одного. Кроме того, Законом о госрегистрации предусмотрено обязательное документальное подтверждение оплаты регистрационного сбора, путем предоставления квитанции об оплате. В том же случае, если регистрация планируется на основании электронных документов, подтверждением такой оплаты станет расчетный электронный документ (например, отсканированная квитанция), удостоверенный электронной подписью. В случае представления электронных документов учредителем подается описание, содержащее сведения об отправленных электронных документах, в электронной форме.

К сожалению, вступление в силу закона полностью не избавило предпринимателей от бумажной волокиты. Так, например, направление учредителем или его представителем документов государственному регистратору для проведения регистрации изменений в учредительные документы юридического лица осуществляется на бумажных носителях без представления электронных документов. Что касается регистрации изменений в сведениях о физлице – предпринимателе, то направление документов регистратору возможно также только на бумажных носителях.

Регистрация физлица-предпринимателя имеет возможность осуществляться путем направления необходимых документов в электронном виде. Так, физлицо, намеренное стать предпринимателем при наличии регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, или его представитель направляет заполненную регистрационную карточку на проведение регистрации, копию документа, удостоверяющего регистрацию в госреестре физлиц-налогоплательщиков, и расчетный документ, подтверждающий оплату регистрационного сбора, и все это в электронном виде. Физлицо также, как и учредитель юрлица, вместе с названными документами направляет регистратору описание, содержащее сведения об отправленных электронных документах, в электронной форме.

Госрегистрация, как известно, сопровождается направлением регистратору необходимого перечня сведений, требования к которым установлены статьей 8 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей». Так как законодатель предоставил предпринимателям возможность направления регистратору документов в электронном виде, перечень требований к оформлению таких документов претерпел некоторые изменения.

Электронные документы, представленные для проведения регистрации, оформляются согласно требованиям законодательства в сфере электронных документов и электронного документооборота, а также электронной цифровой подписи. То есть электронный документ, информация на котором зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты, должен отображать данные в форме, пригодной для восприятия его содержания человеком. Что касается отправки таких документов, то она должна осуществляться предпринимателем или его уполномоченным лицом в электронной форме через средства информационных, телекоммуникационных, информационно-телекоммуникационных систем или путем отправки электронных носителей, на которых записан этот документ. Из этого следует, что теперь регистрация может осуществляться путем направления необходимых для регистрации документов в электронном виде, посредством Интернета.

Обратим внимание, что любые документы, которые направляются госрегистратору, за исключением документов, подтверждающих полномочия представителя, удостоверяются электронной цифровой подписью, которая является обязательным реквизитом электронного документа, используемого для идентификации автора документа госрегистратором. Кроме того, электронная подпись завершает создание электронного документа.

Но и здесь существует некоторые затруднения, так как электронная подпись на сегодня получается в центре сертификации ключей и подлежит обновлению. Электронная подпись подтверждается с использованием сертификата ключа с помощью надежных средств цифровой подписи и предоставляется на основании заключенного договора с аккредитованным центром сертификации ключей. При этом электронная цифровая подпись приравнивается к собственноручной подписи или печати в случае, если она подтверждена использованием усиленного сертификата ключа.

После осуществления предпринимателем всех требуемых действий по направлению документов, регистратор, получив необходимые сведения в электронном виде, должен подтвердить факт их получения, в связи с чем обязан направить предпринимателю уведомление о получении электронных документов. При этом электронные документы считаются доставленными с того самого момента, как предприниматель получит уведомление от регистратора.

Вся необходимая информация относительно электронного формата формирования и представления документов для регистрации размещается на официальном сайте Государственной регистрационной службы.

 
ВЫВОД:

На сегодняшний день электронный документооборот еще не достиг пика своей популярности. Изменит ли этот факт внедрение новой системы электронной регистрации бизнеса, мы сможем ответить лишь после первых успехов и ошибок в реализации новых возможностей. Да, законодательно процедура регистрации видоизменилась, но практически – это все та же процедура регистрации, за исключением личного контакта с госрегистратором. Предпринимателю достаточно лишь отправить необходимые документы в электронном виде регистратору, но при этом получить электронную подпись, что также занимает время, а также оформить и получить все необходимые для регистрации документы. Кроме того, не все процессы регистрации возможны в электронном виде. Внесение изменений в сведения о физлице-предпринимателе и внесение изменений в учредительные документы юрлица будут регистрироваться все также путем предоставления сведений на бумажных носителях.

 
Ирина Тодоренко,
«ЮРИСТ & ЗАКОН»

Полезная информация