Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

авг
30
2011

Имущество, права на которое принадлежат ребенку, имеет особый правовой статус. Поскольку ребенок вследствие ограниченной дееспособности не может самостоятельно им распоряжаться, то законодательство устанавливает ряд защитных механизмов, связанных с отчуждением такого имущества. Среди них – необходимость получения согласия на отчуждение имущества со стороны обоих родителей, а в некоторых случаях – еще и согласия органа опеки и попечительства. О том, когда не нужно первое и когда необходимо второе, в разъяснении от 22.08.2011 года рассказал Минюст.

Имущество, права на которое принадлежат ребенку, имеет особый правовой статус. Поскольку ребенок вследствие ограниченной дееспособности не может самостоятельно им распоряжаться, то законодательство устанавливает ряд защитных механизмов, связанных с отчуждением такого имущества. Среди них – необходимость получения согласия на отчуждение имущества со стороны обоих родителей, а в некоторых случаях – еще и согласия органа опеки и попечительства. О том, когда не нужно первое и когда необходимо второе, в разъяснении от 22.08.2011 года рассказал Минюст.

В отношении согласия родителей Минюст отметил следующее. Согласно ст. 177 СК при совершении одним из родителей сделок относительно имущества малолетнего ребенка считается, что он действует с согласия другого родителя. Второй родитель имеет право обратиться в суд с требованием о признании сделки недействительной как заключенной без его согласия, если эта сделка выходит за пределы мелкой бытовой.

На совершение одним из родителей сделок относительно транспортных средств и недвижимого имущества малолетнего ребенка должно быть письменное нотариально удостоверенное согласие другого родителя. Если тот из родителей, кто проживает отдельно от ребенка на протяжении не менее шести месяцев, не принимает участия в воспитании и содержании ребенка или если место его проживания неизвестно, такие сделки могут быть совершены без его согласия.

Поскольку вышеуказанные факты имеют юридическое значение и могут быть установлены только судом, то, по мнению Минюста, на их подтверждение нотариусу должно быть предоставлено решение суда, вступившее в законную силу.

Что же касается разрешения органа опеки и попечительства, то оно требуется не только в случаях, предусмотренных ГК и СК, а и в случаях, предусмотренных Законом «Об основах социальной защиты бездомных особ и беспризорных детей». Ч. 2 ст. 32 ГК устанавливает общее правило, согласно которому на совершение несовершеннолетним лицом сделки в отношении транспортных средств или недвижимого имущества должно быть письменное нотариально удостоверенное согласие родителей (усыновителей) или попечителя и разрешение органа опеки и попечительства. Ст. 177 СК его детализирует и дополнят, указывая, что родители малолетнего ребенка не могут без разрешения органа опеки и попечительства заключать договоры, подлежащие нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации относительно имущественных прав ребенка; выдавать письменные обязательства от имени ребенка; отказываться от имущественных прав ребенка.

Помимо положений кодексов, следует учитывать и нормы ст. 12 Закона «Об основах социальной защиты бездомных особ и беспризорных детей», предусматривающие, что предварительное разрешение органов опеки и попечительства необходимо для совершения любых сделок относительно недвижимого имущества, право собственности на которое или право пользования которым имеют дети. То есть разрешение органов опеки и попечительства необходимо и в случае, когда у ребенка есть только право пользования недвижимым имуществом, которое правило жильем. Например, ребенок постоянно проживает и/или зарегистрирован в жилом помещении, которое отчуждается.

Документом, по которому устанавливается состав семьи нанимателя или собственника жилого помещения, может быть справка по форме №3, которая выдается жилищно-эксплуатационной организацией, правлением жилищно-строительного кооператива или справка о регистрации места жительства или места пребывания, которое выдается органом регистрации.

 

Мнение «Ю&З»: Несмотря на то что необходимость получения разрешения органа опеки и попечительства на отчуждение имущества, право пользования которым имеет ребенок, предусмотрено Законом «Об основах социальной защиты бездомных особ и беспризорных детей», который согласно преамбуле распространяется на бездомных детей, его применение ко всем остальным случаям не вызывает сомнений. На положения ст. 12 этого Закона в отношении «обычных» детей ссылались и Минюст (письмо от 25.07.2006 года №19-50-556), и Госдепартамент по усыновлению и защите прав детей (письмо от 23.06.2010 №4.1/6-49/3248) и суды (определения ВСУ от 07.07.2010 года и от 10.11.2006, решение апелляционного суда Запорожской области от 08.12.2009 по делу №22-5166/09). Но с учетом этих разъяснений и судебной практики хотелось бы сделать несколько уточнений и дополнений.

Если из справки по форме №3 или справки о регистрации окажется, что ребенок проживает по другому адресу, нежели адрес отчуждаемого имущества и ребенок не имеет права собственности на отчуждаемое имущество, то, как следует из письма Минюста от 25.07.2006 года №19-50-556, нотариус имеет право не истребовать согласие органов опеки и попечительства на удостоверение такого договора. Аналогичную точку зрения, кстати, занял и апелляционный суд Запорожской области в решении от 08.12.2009 по делу №22-5166/09. Так что, если есть желание провести отчуждение имущества без согласия органа опеки и попечительства, то следует позаботиться о том, чтобы у ребенка был иной адрес проживания, нежели тот, по которому находится отчуждаемый объект недвижимости.

Но регистрация ребенка, не достигшего 14 лет, по месту проживания для подтверждения права пользования им недвижимым имуществом не нужна в том случае, когда право проживания в этом помещении (о чем может свидетельствовать, в том числе, регистрация) имеют его родители. Ведь согласно ст. 29 ГК местом проживания ребенка, не достигшего указанного возраста, считается место проживания его родителей (в возрасте от 10 до 14 лет – если нет иной договоренности). Поэтому для отчуждения недвижимости без согласия органа опеки и попечительства не только ребенок, но и его родители (один из них) не должны проживать и/или не быть зарегистрированным по адресу отчуждаемого объекта.

Впрочем, далеко не все суды пока понимают указанные выше положения, отказывая в признании недействительными ипотечных договоров относительно недвижимости, право пользования которой имеют несовершеннолетние, заключенные без разрешения органа опеки и попечительства. Они ссылаются на то, что несовершеннолетние не являются собственниками недвижимого имущества (см. решение апелляционного суда Волынской области от 08.04.2010 года по делу №22ц-495/10). Также порой не признается право ребенка на пользование самовольно построенным объектом, поскольку право несовершеннолетнего на проживание в доме является производным от права собственности на этот дом его отца (см. решение апелляционного суда Донецкой области в 18.03.2009 года по делу №1221-2009).

Что же касается подтверждения фактов, дающих право не получать согласие второго родителя, то следует признать правильной позицию Минюста о том, что установить такие факты может только суд. Претензии могут быть разве что к формулировке разъяснения. А именно, неопределенности того, для каких именно вышеперечисленным фактам (только относительно ненужности согласия или и к фактам его предоставления) нужно решение суда. Ведь заключение Минюста указано в новом абзаце и может быть связано, как только с последним абзацем до этого, так и со всеми, перечисленными выше.

 
ВЫВОД:

Отчуждение недвижимости, право пользования которой имеет ребенок, без разрешения органа опеки и попечительства невозможно, так же как невозможно и ее отчуждение без наличия нотариально удостоверенного письменного согласия второго родителя или решения суда, позволяющего заключать такие сделки без такого согласия (если при этом второй родитель жив).

 
Евгений Даниленко,
«ЮРИСТ & ЗАКОН»

Полезная информация