Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

окт
05
2011

С принятием Верховной Радой Украины Закона «О судоустройстве и статусе судей» от 7 июля 2010 года №2453-VI (далее – Закон), а также последующими разъяснениями Конституционного суда Украины, ВХСУ по вопросам обжалования решений последнего Верховным Судом Украины в правоприменительной деятельности сложилось неоднозначное мнение о полномочиях ВСУ в указанном вопросе. Это, в свою очередь, приводит к проблемам в судебной практике. Итак, согласно статье 38 Закона Верховный Суд Украины (далее – ВСУ) имеет право пересматривать дела по основаниям неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одной и той же нормы материального права в подобных правоотношениях в порядке, предусмотренном процессуальным законом.

С принятием Верховной Радой Украины Закона «О судоустройстве и статусе судей» от 7 июля 2010 года №2453-VI (далее – Закон), а также последующими разъяснениями Конституционного суда Украины, ВХСУ по вопросам обжалования решений последнего Верховным Судом Украины в правоприменительной деятельности сложилось неоднозначное мнение о полномочиях ВСУ в указанном вопросе. Это, в свою очередь, приводит к проблемам в судебной практике.

Итак, согласно статье 38 Закона Верховный Суд Украины (далее – ВСУ) имеет право пересматривать дела по основаниям неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одной и той же нормы материального права в подобных правоотношениях в порядке, предусмотренном процессуальным законом.

Указанная норма Закона находит свое развитие в разделе XII2 ХПК «Пересмотр судебных решений Верховным Судом Украины», где детально регламентирован порядок (основания, сроки, субъекты и прочее) обращения в ВСУ о пересмотре решений ВХСУ. Данные нормы полностью отвечают статусу ВСУ, в соответствии с которым последний является наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции (ст. 125 Конституции Украины, ст. 38 Закона).

Казалось бы, действующее законодательство последовательно предусматривает механизм обжалования решений судов в ВСУ. Однако определенную путаницу в указанный вопрос, по мнению автора статьи, внесло Решение Конституционного Суда Украины от 11 марта 2010 года № 8-рп/2010 (далее – Решение КСУ). Так, в резолютивной части Решения КСУ указано, что определение в части второй статьи 125 Конституции Украины Верховного Суда Украины как наивысшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции означает, что конституционный статус ВСУ не предусматривает наделение его законодателем полномочиями суда кассационной инстанции относительно решений высших специализированных судов, которые реализуют полномочия кассационной инстанции.

После принятия указанного Решения Высший хозяйственный суд в своих решениях начал указывать о невозможности их кассационного обжалования на основании позиции КСУ (например: постановления ВХСУ от 03.08.2010 г. №18-03-11-05/2306; от 03.08.2010 г. №6/186-09/4; от 27.07.2010 г. №3/101).

Таким образом, складывается впечатление дуализма правовых норм действующего законодательства в данном вопросе. Для прояснения наличия права на обращение в ВСУ о пересмотре решений ВХСУ детальнее рассмотрим нормы международного права и действующего законодательства Украины.

 

В соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод каждый имеет право на справедливое и публичное рассмотрение его дела на протяжении разумного срока независимым и беспристрастным судом, установленным законом

Согласно Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом» (статья 8).

Аналогичная норма закреплена в Международном пакте о гражданских и политических правах, согласно статьи 2 которого каждое государство обязуется обеспечивать, чтоб право на правовую защиту для любого лица, которое нуждается в такой защите, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты.

В соответствии со ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод каждый имеет право на справедливое и публичное рассмотрение его дела на протяжении разумного срока независимым и беспристрастным судом, установленным законом, который решит спор относительно его прав и обязанностей гражданского характера.

Указанные нормы закрепляют принцип верховенства права, согласно которого суд должен осуществляться исключительно на основании, в порядке и рамках закона. Кроме того, согласно с указанными нормами возобновление нарушенных прав и охраняемых законом интересов человека и гражданина гарантирует не только право обжалования судебных решений в апелляционном и кассационном порядке, но и возможность их обжалования и пересмотра в после кассационном порядке.

Украина является демократическим, правовым государством; права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства; утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина защищаются судом (статья 1, часть вторая статьи 3, часть первая статьи 55 Конституции Украины).

В соответствии с принципом верховенства права вопрос распределения правосудных полномочий между Верховным Судом Украины и высшими судами, определения стадий судопроизводства и форм осуществления должны быть подчинены гарантиям права каждого человека на справедливый суд.

Право на судебную защиту обеспечивается конституционными гарантиями осуществления правосудия судами, образованными на основании Конституции Украины, но в определенном законом порядке.

Так, часть третья статьи 129 Конституции Украины закрепила основные принципы судопроизводства. В то же время в соответствии с частью четвертой статьи 129 Конституции Украины закон может определять также другие принципы судопроизводства в судах отдельных судебных юрисдикций.

Кроме того, Конституция Украины не определила судебные инстанции, к которым можно обратиться с обжалованием решений ВХСУ, количество возможных обжалований, круг лиц, имеющих право на такое обжалование, а также перечень решений, которые могут быть обжалованы. Решение этих вопросов Конституция Украины относит к полномочиям Верховной Рады Украины (пункт 14 части первой статьи 92 Конституции Украины), которая определяет это в законодательном порядке, в частности, в нашем случае в Законе и ХПК Украины.

Таким образом, именно в соответствии с конституционно закрепленным наивысшим статусом Верховного Суда Украины в системе судов общей юрисдикции закон возлагает на него осуществление функции пересматривать дела по основаниям неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одной и той же нормы материального права в подобных правоотношениях в порядке, предусмотренном процессуальным законом (статья 38 Закона). Поэтому суть конституционного статуса Верховного Суда Украины как высшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции заключается именно в том, что законодатель определяет в законах пределы его полномочий относительно судебных решений, которые принимают любые суды Украины, и устанавливает процедуру осуществления им судопроизводства, в частности с определением отраслевых особенностей судебного процесса. Следовательно, по мнению автора статьи, решения ВХСУ могут быть пересмотрены в ВСУ в порядке, предусмотренном процессуальным законом.

 
ВЫВОД:

На основании изложенного, дабы не возникало противоречий с вышеуказанным Решением КСУ, при обращении в ВСУ с заявлением о пересмотре решений ВХСУ рекомендуем не указывать на кассационный пересмотр, а подавать заявление строго в соответствии с процессуальным законом. То есть обращаться в ВСУ с заявлением о пересмотре решений ВХСУ (не повторной кассации) после их пересмотра в кассационном порядке (ст. 11115 ХПК). Такое обращение также не будет противоречить Решению КСУ, так как в абзаце первом пункта первого резолютивной части Решения Суд указал, что законом могут быть предусмотрены и другие формы обжалования (кроме кассационной) и пересмотра решений судов общей юрисдикции.

В таком случае закон на вашей стороне и у вас будут все шансы на рассмотрение соответствующего заявления Верховным Судом Украины, что подтверждается судебной практикой (например: постановления Верховного Суда Украины от 24.01.2011 г. по делу №3-64гс10; от 18.04.2011 г. №3-26гс11).

 
Игорь Калитвенцев,
управляющий партнер,
адвокат
ЮФ «КПД Консалтинг»

Полезная информация