Библиотека - полезная информацияокт 11 2011 Как можно судить из сообщений на форуме в последнее время к предприятиям с запросами о предоставлении информации стали обращаться доселе малоактивные сотрудники СБУ. В связи с многочисленностью запросов, требующих предоставления материалов в рамках оперативно-розыскной деятельности СБУ, на форуме был поднят вопрос о том, в каких случаях следует предоставлять требуемую информацию, а в каких можно и вежливо отказать в ее предоставлении. Как можно судить из сообщений на форуме в последнее время к предприятиям с запросами о предоставлении информации стали обращаться доселе малоактивные сотрудники СБУ. В связи с многочисленностью запросов, требующих предоставления материалов в рамках оперативно-розыскной деятельности СБУ, на форуме был поднят вопрос о том, в каких случаях следует предоставлять требуемую информацию, а в каких можно и вежливо отказать в ее предоставлении. Позиция 1. В предоставлении информации и документов следует отказывать, если: – не указан номер оперативно-розыскного дела;
– запрос подписан не начальником органа СБУ, а его заместителем или исполняющим обязанности; – в нем не указано правовых оснований для выдвижения соответствующих требований и/или не предоставлено документов, подтверждающих проведение проверки в установленном законодательством порядке (см. определение ВАСУ от 16.12.2010 №К-15673/10). Позиция 2. Если речь идет о предоставлении доказательств в рамках ОРД, то лучше предоставить их без особых возражений, поскольку: – то, кто подписал запрос (заместитель или начальник), в суде особой роли не сыграет; – одно дело когда «дайте просто так», другое – в рамках ОРД; – отказывать стоит только в том случае, если требуемые СБУ доказательства имеют чрезвычайное значение для предприятия; – при отказе в предоставлении требуемых в запросе документов в рамках ОРД СБУ может применить выемку и забрать оригиналы, а не копии документов; – проще предоставить ксерокопию и пожелать удачи «бойцам», чем потом долго и нудно судиться с туманной перспективой финала процесса. Мнение «Ю&З»: Принимая решения о предоставлении или отказе в предоставлении информации по письменному запросу органа СБУ, следует помнить, что согласно ч. 2 ст. 19 Конституции органы государственной власти, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины. Основания для получения органами СБУ информации от предприятий предусмотрены нормами УПК, Закона «О Службе безопасности Украины», «Об оперативно-розыскной деятельности». Поэтому для проверки наличия оснований, полномочий и правильности способа получения требуемой информации следует проанализировать нормы, на которые орган ссылается в своем запросе. Если органы СБУ ссылаются на п. 3 ст. 25 Закона «О Службе безопасности Украины», то они могут получить только те данные и сведения, которые необходимы для обеспечения государственной безопасности Украины. Конечно, определение того, какая информация может быть необходима для обеспечения госбезопасности Украины – прерогатива СБУ, однако при наличии серьезных сомнений в том, что требуемые данные могут касаться госбезопасности, можно уточнить у СБУ, какое именно отношение имеют эти документы для госбезопасности. В любом случае такой запрос должен быть подписан начальником органа СБУ. Если речь идет о документах, требуемых в рамках проведения ОРД, то в запросе обязательно должен быть указан номер оперативно-розыскного дела, а в идеале – еще и предоставлена копия постановления о заведения оперативно-розыскного дела, в которой, в частности, будут указаны фамилия, основание и цель проведения ОРД. Кстати, в самом Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» не предусмотрено такого права, как направление запросов предприятиям. Но в тоже время согласно ст. 6 указанного Закона существует право оперативных подразделений на ознакомление с документами и данными, характеризующих деятельность предприятий, и на изготовление копий с таких документов. Так что при желании можно отказать в предоставлении информации по любому письменному запросу в рамках ОРД, но тогда предвидится риск появления оперативных подразделений непосредственно на территории предприятия. Истребовать документы и данные, характеризирующие деятельность предприятий и образ жизни отдельных лиц, с оставлением копий таких документов и описи изъятых документов лицам, в которых они истребованы, они, кстати, могут только с разрешения суда. При этом изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных документов в рамках ОРД запрещается. Составлять запросы в рамках расследования уголовного дела, как и проводить другие следственные действия (например, выемку или изъятие), может только следователь СБУ. При этом в таком запросе должно быть указано, в рамках расследования какого уголовного дела проводится проверка, и расследования такого вида УД должно быть отнесено к компетенции органов СБУ. Запросы в рамках проверки информации о преступлениях могут направлять как следователи, так и органы безопасности (как органы дознания). Соответственно, они должны быть подписаны либо следователем, либо начальником (и. о.) такого органа. При этом в них должна присутствовать ссылка на конкретное заявление или сообщение о преступлении, в рамках проверки которого направлен запрос. Если же запрашиваемый орган намешал «в кучу» разные основания для получения информации и/или запросил огромный перечень информации, то в ответе на запрос следует попросить его уточнить, на каких конкретно основаниях требуется запрашиваемая информация и, соответственно, какая именно информация или документы нужны. ВЫВОД:
Перед принятием решения о предоставлении информации по запросу СБУ следует проверить наличие законных оснований для затребования такой информации, соблюдение формальных требований законодательства относительно способа получения органами СБУ такой информации, а также при необходимости уточнить эти основания и список требуемой информации. Евгений Даниленко,
«ЮРИСТ & ЗАКОН»
|
Полезная информация |