Библиотека - полезная информацияноя 09 2011 Те, кто практикует в уголовном процессе, не понаслышке знают, что порой очень проблематично добиться от правоохранительных органов возбуждения уголовного дела там, где, казалось бы, есть для этого все основания. УПК предусматривает процессуальные возможности для обжалования постановлений о возбуждении или об отказе в возбуждении от уголовного дела, однако не содержит прямых норм, регламентирующих порядок обжалования бездействия дознавателей, следователей и прокуроров, не желающих предпринимать ни то, ни другое (в процессуальном смысле фактически такое бездействие – всегда отказ). Те, кто практикует в уголовном процессе, не понаслышке знают, что порой очень проблематично добиться от правоохранительных органов возбуждения уголовного дела там, где, казалось бы, есть для этого все основания. УПК предусматривает процессуальные возможности для обжалования постановлений о возбуждении или об отказе в возбуждении от уголовного дела, однако не содержит прямых норм, регламентирующих порядок обжалования бездействия дознавателей, следователей и прокуроров, не желающих предпринимать ни то, ни другое (в процессуальном смысле фактически такое бездействие – всегда отказ). Не менее примечательны и действия правоохранителей, перебрасывающих заявления (сообщения) о совершении преступления из одного ведомства в другое. Не принять их они не могут в силу части 1 статьи 97 УПК, но пункт 3 части 2 этой же статьи позволяет им направить заявление или сообщение «за належністю» (по подследственности). Для ряда преступлений в соответствии со ст. 112 УПК подследственность четко не определена: они расследуются тем органом, который возбудил уголовное дело. Вот в таких случаях у некоторых возникает соблазн перебросить поступившее заявление или сообщение кому-либо иному. С другой стороны, подающий заявление может быть заинтересован в том, чтобы вопрос о возбуждении уголовного дела решался конкретным органом – тем, которому подается заявление. Вне всякого сомнения, в случаях альтернативной подследственности, возбуждение дела – обязанность той инстанции, в которую заявление поступило. Невыполнение этой обязанности может быть обжаловано. Ключевой вопрос – куда жаловаться? В частности, можно ли подавать жалобы подобного рода в суд? В разрешении этой проблемы следует отталкиваться от положений ст. 55 Конституции, гарантирующей право каждому на обжалование в суде решений, действий и бездействия органов власти, самоуправления и должностных лиц. Само обжалование следует осуществлять по статьям 234 и 236 УПК Украины (жалобы в отношении прокурора можно также основывать на положениях ст. 12 Закона «О прокуратуре»), при этом принимая во внимание Решение КСУ №3-рп/2003 от 30.01.2003 г., которым неконституционными признаны любые запреты на рассмотрение судом на стадии досудебного следствия жалоб на постановления следователя и прокурора, касающихся поводов, оснований и порядка возбуждения уголовного дела в отношении определенного лица. Это решение, однако, только косвенно предполагает возможность обжалования неправомерного направления дела по подследственности, поскольку в нем речь идет о несоответствии Конституции запретов на обжалование постановлений, тогда как направление заявления о преступлении «за належністю» осуществляется без вынесения каких-либо постановлений вообще. Зато оно является подтверждением конституционного права обжаловать в суде сам ход уголовного процесса до передачи дела в суд. Положение ст. 55 Конституции, впрочем, четко говорит о возможности обжалования именно «действий» и «бездействия», даже если они не оформлены никакими процессуальными документами. Об обжаловании действий и бездействия идет речь и в упомянутых статьях УПК. Подтверждением возможности обжалования действий правоохранителей в суд служит и обоснование Конституционным Судом Украины своих заключений в Решении №6-рп/2001 от 23.05.2001 по делу №1-17/2001. В качестве аргумента здесь приводится мысль о том, что «несовершенство института судебного контроля за досудебным следствием не может выступать препятствием для обжалования актов, действий или бездействия должностных лиц» органов дознания, досудебного следствия и прокуратуры, из чего следует, что отсутствие прямых норм о возможности обжалования действий и бездействия следователей и прокуроров никак не влечет за собой невозможности подачи жалобы в суд, если такое право предусмотрено Конституцией. Ольга Жога, «ЮРИСТ & ЗАКОН» |
Полезная информация |