Библиотека - полезная информацияноя 23 2011 Вступивший в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно рассмотрения дел Верховным Судом Украины» привнес немало изменений в процессуальный порядок обжалования судебных решений ВСУ. Так, законодатель возобновил действие судебных палат ВСУ, увеличил количество судей в «новосозданных» палатах, сделал выводы Верховного Суда обязательными к применению судами, и самое главное наделил ВСУ правом принимать новое решение в деле, которое обжалуется. Тем не менее, некоторые нормы процессуального законодательства претерпели незначительные изменения. Речь идет о допуске дела к производству – его порядок остался неизменным – допуск дела все так же осуществляется высшими специализированными судами, в которых было принято обжалуемое решение. Вступивший в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно рассмотрения дел Верховным Судом Украины» привнес немало изменений в процессуальный порядок обжалования судебных решений ВСУ. Так, законодатель возобновил действие судебных палат ВСУ, увеличил количество судей в «новосозданных» палатах, сделал выводы Верховного Суда обязательными к применению судами, и самое главное наделил ВСУ правом принимать новое решение в деле, которое обжалуется. Тем не менее, некоторые нормы процессуального законодательства претерпели незначительные изменения. Речь идет о допуске дела к производству – его порядок остался неизменным – допуск дела все так же осуществляется высшими специализированными судами, в которых было принято обжалуемое решение. Следовательно, принятое в недавнем времени постановление Пленума ВССУ № 11, регулирующее порядок допуска дела ВССУ к производству Верховного Суда, будет как нельзя кстати. Начнем с того, что допуск дела к производству осуществляется на основании заявления, поданного в Верховный Суд через ВССУ (в зависимости от вида судопроизводства – через ВАСУ или ВХСУ) сторонами в деле. Отметим, что стороны производства не единственные, кто может обратиться с заявлением о пересмотре судебных решений, законодатель предоставляет такую возможность еще и органам и лицам, наделенным правом защищать интересы и которые участвовали в деле (Уполномоченный ВР по правам человека, прокурор, госорганы, органы местного самоуправления, физические и юридические лица – ст. 45 ГПК). Обратим внимание, что перечень лиц, которые могут обращаться в суд с заявлением о пересмотре судебного решения, четко установлен законодателем, соответственно, лица, которые не брали участия в деле, но считают, что суд решил вопрос относительно их прав, не имеют права на такое обращение. Напомним, что пересмотр судебного решения специализированного суда может осуществляться только на основании неодинакового применения одних и тех же норм материального права судами кассационной инстанции различной юрисдикции или на основании установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом. Например, неодинаковое толкование норм процессуального права не будет служить основанием для соответствующего обращения. И как отметил ВССУ, названный перечень оснований для пересмотра является исчерпывающим и не подлежит толкованию. Как еще одно обязательное условие допуска дела к производству ВССУ указывает кассационное рассмотрение дела и принятие решения по результатам рассмотрения кассационной жалобы. Дела, которые не рассматривались в кассационном порядке, попросту не допускаются к пересмотру в ВСУ. Не допускаются к пересмотру и судебные решения, переданные на новое судебное рассмотрение, по причине того, что новое рассмотрение не предполагает окончательного решения дела по сути. Кроме того, пересмотр судебного решения имеет место быть только при одновременной совокупности обстоятельств, свидетельствующих о том, что при рассмотрении двух и более дел кассационным судом неодинаково применены одни и те же нормы материального права, при том, что споры по делу возникли из подобных правоотношений, и самое главное приняты разные по смыслу судебные решения. Неодинаковое применение норм материального права в понимании ВССУ представляет собой различное толкование судами содержания и сущности правовых норм, разное применение правил конкуренции правовых норм при разрешении коллизий, то есть разное неприменение закона, который подлежал применению. Также неодинаковое применение норм может проявляться в разном определении предмета регулирования правовых норм, в частности в применении различных правовых норм для регулирования одних и тех же правоотношений или распространении действия нормы на определенные правоотношения в одних случаях и неприменении этой же нормы к аналогичным отношениям в других случаях. Вместе с тем под судебными решениями в подобных правоотношениях следует понимать такие, где тождественными есть предмет спора, основания иска, содержание исковых требований и установленные судом фактические обстоятельства, а также имеет место одинаковое материально-правовое регулирование спорных правоотношений. Заявление о пересмотре Верховным Судом судебных решений направляется в течение трех месяцев со дня постановления обжалуемого судебного решения или со дня принятия судебного решения, на которое осуществляется ссылка, в подтверждение неодинакового применения норм права, если оно принято позже, но не позднее одного года с дня принятия судебного решения, о пересмотре которого подается заявление. ВССУ обратил внимание, что несоблюдение условия относительно годичного срока для подачи заявления о пересмотре судебных решений является основанием для отказа в допуске дела к производству, поскольку такой срок восстановлению не подлежит. Также не подлежит допуску к пересмотру решение, относительно которого не возникло оснований для пересмотра в течение одного года с момента принятия (то есть не было принято решение, в котором неодинаково применены одни и те же нормы материального права). Кроме того, решение не подлежит допуску к производству в случае, если в течение одного года было принято другое решение, но в течение этого срока не подано соответствующего заявления о его пересмотре. Вопрос о допуске дела к производству решается коллегией в составе пяти судей специализированного суда, без участия судей, принявших обжалуемое решение, и без вызова лиц, участвующих в деле. О допуске дела к производству или отказе в таком допуске специализированный суд в течение пятнадцати дней со дня поступления заявления выносит обоснованное определение. В тех же случаях, когда жалоба не соответствует требованиям статей 357 и 358 ГПК, но при этом заявитель уведомлен о таких недостатках, пятнадцатидневный срок для вынесения постановления о допуске дела исчисляется со дня устранения недостатков или с даты окончания срока, который устанавливался для их устранения. Оригинал определения специализированного суда о допуске дела к производству вместе с заявлением о пересмотре и всеми прикрепленными к нему документами направляется в Верховный Суд. Лица, участвующие в деле, получают копию определения о допуске и копию заявления о пересмотре. ВЫВОД: Принятие решения о допуске дела к производству в ВСУ на основании поданного заявления так и осталось в числе полномочий высших специализированных судов. Следовательно, принятое в недавнем времени постановление Пленума ВССУ № 11, регулирующее порядок допуска дела ВССУ к производству Верховного Суда, как нельзя кстати. Вопрос о допуске дела к производству решается коллегией в составе пяти судей специализированного суда, без участия судей, принявших обжалуемое решение, и без вызова лиц, участвующих в деле. При этом о допуске дела к производству или отказе в таком допуске специализированный суд в течение пятнадцати дней со дня поступления заявления выносит обоснованное определение. Ирина Тодоренко, «ЮРИСТ & ЗАКОН» |
Полезная информация |