Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

ноя
29
2011

4 ноября Верховная Рада, учтя поправки, внесенные Президентом, приняла Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых иных законодательных актов Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности», который на сегодняшний день уже подписан Президентом и вступает в действие с 1 января 2012 года. В рамках данного небольшого обзора попробуем проанализировать основные преимущества и недостатки нового порядка администрирования единого налога.

4 ноября Верховная Рада, учтя поправки, внесенные Президентом, приняла Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых иных законодательных актов Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности», который на сегодняшний день уже подписан Президентом и вступает в действие с 1 января 2012 года. В рамках данного небольшого обзора попробуем проанализировать основные преимущества и недостатки нового порядка администрирования единого налога. Прежде всего, следует сказать, что единый налог стал диференциированным, предусмотрено разделение плательщиков данного налога на 4 группы, а именно: 1) физические лица – предприниматели, которые не используют наемный труд и осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынке или предоставляют бытовые услуги населению. При этом годовой объем дохода для лиц первой группы не должен превышать 150 тысяч гривен; 2) физические лица – предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и (или) населению, производство и (или) продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства. При этом не используют наемный труд или количество наемных работников не превышает 10 человек, а годовой объем дохода не превышает 1 млн. гривен. В эту группу не входят физические лица – предприниматели, которые предоставляют посреднические услуги по купле-продаже, аренде и оценке недвижимого имущества. Такие предприниматели могут принадлежать исключительно к 3 группе налогоплательщиков, если соответствуют требованиям, установленным для нее законодательством; 3) физические лица – предприниматели, которые не используют наемный труд или количество наемных работников у них не превышает 10 человек. Объем дохода не превышает 3 млн. грн. При расчете общего количества лиц, находящихся в трудовых отношениях с плательщиками единого налога – физическими лицами, не учитываются работники, находящиеся в отпуске в связи с беременностью и родами, а также в отпуске по уходу за ребенком. 4) юридические лица любой организационно-правовой формы, если среднее количество работников у них не превышает 50 человек, а объем дохода – 5 млн. грн. Плательщиков единого налога разделили на 4 группы Не могут быть плательщиками единого налога физические и юридические лица, осуществляющие некоторые виды деятельности, перечень которых установлен НКУ, а также: 1) субъекты хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность долей, которые принадлежат юридическим лицам – неплательщиками единого налога, равна или превышает 25%; 2) представительства, филиалы, отделения и другие отдельные подразделения юридического лица – неплательщика единого налога; 3 физические и юридические лица – нерезиденты; 4 субъекты хозяйствования, которые на день подачи заявки о регистрации плательщиком единого налога имеют налоговый долг, кроме безнадежного налогового долга, который возник вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора). Еще один важный момент: плательщики единого налога должны осуществлять расчеты за поставленные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в денежной форме (наличной или безналичной). При этом плательщики единого налога 1, 2 и 3 группы не используют регистраторы расчетных операций. Плательщики единого налога должны осуществлять расчеты за поставленные товары исключительно в денежной форме Ставка единого налога устанавливается, как и прежде, либо в фиксированном размере, либо в процентом отношении от дохода предпринимателя. Однако теперь размер фиксированных ставок единого налога будет зависеть от размера минимальной заработной платы. Фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми и местными советами для физических лиц – предпринимателей в процентах от минимальной заработной платы: 1) для 1 группы единоналожников – от 1 до 10% минимальной заработной платы (т. е. ориентировочно от 10 до 100 грн.); 2) для 2 группы – от 2 до 20% минимальной заработной платы (т. е. примерно от 20 до 200 грн.). Ставка единого налога в процентном отношении от дохода устанавливается для 3 и 4 группы налогоплательщиков: 1) 3% от дохода – в случае уплаты НДС; 2) 5% от дохода – в случае включения НДС в состав единого налога. Ставка единого налога для плательщиков 1, 2 и 3 группы составляет 15% от: 1) суммы превышения объема дохода, установленного для соответствующей группы налогоплательщиков; 2) дохода, полученного от деятельности, не указанной в свидетельстве плательщика единого налога 1 и 2 группы; 3) дохода, полученного при применении другого способа расчетов, чем предусмотрено для плательщиков единого налога; 4) дохода, полученного от видов деятельности, не дающих права применять упрощенную систему налогообложения. Для 4 группы плательщиков единого налога ставка налога устанавливается в двойном размере (6% + НДС или 10%): 1) от суммы превышения объема дохода; 2) от дохода, полученного вследствие применения другого способа расчетов (не в денежной форме); 3) от дохода, полученного от осуществления деятельности, не дающей права применять упрощенную систему налогообложения. В случае осуществления плательщиками единого налога 1 и 2 групп нескольких видов деятельности или осуществления ими деятельности на территории нескольких населенных пунктов, применяется максимальный размер ставки единого налога, установленный для соответствующей группы плательщиков единого налога. Налоговым отчетным периодом для плательщиков единого налога 1 группы является календарный год, для налогоплательщиков 2, 3 и 4 группы – календарный квартал. Часть предпринимателей сможет отчитываться не ежеквартально, а раз в год 1 и 2 группа должны будут оплачивать единый налог авансовым платежом не позже 20 числа текущего месяца. Такие налогоплательщики могут оплатить единый налог авансом за весь отчетный период (год или квартал), но не более чем до конца текущего года. Для 3 и 4 группы налогоплательщиков установлен другой срок оплаты единого налога – в течение 10 календарных дней после граничного срока подачи налоговой декларации за отчетный квартал. Плательщики единого налога 1 и 2 групп, которые не используют наемный труд, освобождаются от уплаты единого налога в течение 1 календарного месяца в год на время отпуска, а также на период болезни, подтвержденной копией листка нетрудоспособности, если болезнь длится 30 и более календарных дней. Плательщики единого налога будут освобождены от уплаты таких налогов: 1) налога на прибыль; 2) подоходного налога в части доходов, полученных в результате хозяйственной деятельности физического лица; 3 НДС с операций по поставке товаров, работ, услуг, место поставки которых размещено на таможенной территории Украины, кроме налогоплательщиков, избравших ставку единого налога 3 %; 4) земельного налога, кроме земельного налога за участки, которые не используются для осуществления предпринимательской деятельности; 5) сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности; 6) сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства. Как видим, плательщик единого налога не освобождается от уплаты единого социального взноса. Налоговая нагрузка по социальным («зарплатным») налогам для «упрощенцев не уменьшена В случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины налоги, сборы и таможенные пошлины оплачиваются плательщиком единого налога на общих основаниях. Таким образом, основным преимуществом нового порядка администрирования единого налога стало значительное увеличение гранично допустимых оборотов. Кроме того, предприятиям, осуществляющим деятельность на общей системе налогообложения, позволено относить затраты на приобретение товаров (услуг, работ) у физических лиц – предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога на их себестоимость (до этого соответствующие расходы относились на прибыль, что делало такое сотрудничество не выгодным). Правда, такой возможностью смогут воспользоваться только плательщики, находящиеся в 3-й или 4-й группе, т. е. платящие налог с оборота. Кроме того, отменена 50% надбавка к налогу за каждого наемного сотрудника физического лица. Часть предпринимателей сможет отчитываться не ежеквартально, а раз в год. Тем не менее существует и ряд недостатков нового порядка администрирования единого налога, в частности запрет регистрации в качестве упрощенцев для нерезидентов (а это значительная группа предпринимателей), ограничение упрощенной системы по видам деятельности, увеличение ставки единого налога для некоторых групп налогоплательщиков, а также неурегулированность оплаты налога сезонными работниками. Не уменьшена, к сожалению, и налоговая нагрузка по социальным («зарплатным») налогам. Кроме того, следует сказать, что упрощенная система налогообложения не будет выгодной для консалтингового бизнеса (аудит, бухгалтерские, юридические услуги, информационные технологии и др.), поскольку налоговая нагрузка для предпринимателей, осуществляющих соответствующие виды деятельности, будет достигать 23 %. Обязательство упрощенцев регистрироваться плательщиками НДС при предоставлении услуг (работ) покупателям (заказчикам), имеющим статус плательщика НДС, а также в случае, если выручка за последний календарный год превышает 300 тысяч гривен, делает упрощенную систему налогообложения абсолютно неинтересной для представителей консалтингового бизнеса. ВЫВОД: Надеемся, что эти недочеты в ближайшее время будут исправлены и малый бизнес, являющийся основой отечественной экономики, сможет функционировать эффективно и не искать путей тенизации своей деятельности. Виктор Мороз, генеральный директор, управляющий партнер ЮК «Правовая гильдия «ВикториАл»

Полезная информация