Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

ноя
29
2011

Есть желание остаться на «упрощенке»?

1. Проверить, нет ли запрета на «упрощенку» До 1 января 2012 года, с которого будут введены в действие нормы Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности» (далее – Закон) осталось чуть больше месяца. А потому и юристам, работающим на упрощенной системе налогообложения, и их клиентам-«упрощенцам» уже сейчас следует задуматься над ближайшим будущим. В первую очередь, необходимо определится с тем, хотят ли/могут ли «упрощенцы» остаться таковыми после 1 января 2012 года. Особенно важно последнее – возможность пребывания на «упрощенке» после 01.12.2012 года. В соответствии с Законом об упрощенке на едином налоге не смогут больше пребывать лица, занимающиеся: добычей и реализацией полезных ископаемых; добычей, производством и/или продажей драгметалов и драгкамней; продажей предметов искусства и антиквариата; оказанием услуг почты и связи; организацией гастролей; и другими видами деятельности, указанными в п. 291.5.1 НК. Не могут быть больше «упрощенцами» также нерезиденты; регистраторы ценных бумаг; представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица, не являющегося плательщиком единого налога; лица, имеющие налоговый долг. Ну и как и раньше, не могут быть «единщиками» все финансовые учреждения (от банков до страховых брокеров); производители и продавцы подакцизных товаров и другие лица, которые и сейчас не могут быть плательщиками единого налога согласно п. 7 Указа Президента «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Также «упрощенцами» не смогут быть физические лица – предприниматели (но могут быть юридические лица): – осуществляющие технические испытания и исследования; – сдающие в аренду земельные участки площадью более 0,2 га, жилые помещения общей площадью более 100 кв. метров и/или нежилые помещения общей площадью более 300 кв. метров; – аудиторы. 2. Определиться с группой, к которой будет относиться «упрощенец» Если вид деятельности и статус налогоплательщика не подпадают под запрет применения упрощенной системы налогообложения, то следует определиться с группой и ставками единого налога, по которым они хотят и/или могут работать. Особенно, это актуально для физических лиц – предпринимателей, которых разделили на три группы. Выбирая конкретную группу для ФЛП, следует сначала определить группу, в которою он может быть отнесен. Для этого следует принять во внимание: а) вид хозяйственной деятельности: – розничная продажа на рынке или оказание бытовых услуг – 1, 2 или 3 группа; – другие услуги – 2 или 3 группа; – производство и/или продажа товаров – 2 или 3 группа; – деятельность в сфере ресторанного бизнеса – 2 или 3 группа; – иное – только 3 группа. б) объем годового дохода: – до 150.000 грн. – 1, 2 или 3 группа; – до 1.000.000 грн.– 2 или 3 группа; – до 5.000.000 грн. – 3 группа; в) количество наемных работников: – нет работников – 1, 2 или 3 группа; – до 10 человек – 2 или 3 группа; – до 20 человек – 3 группа г) клиентура: – население – 1, 2 или 3 группа; – население и плательщики единого налога – 2 или 3 группа; – население, плательщики единого налога и юридические лица, плательщики налога на прибыль – 3 группа. Далее необходимо выяснить, нуждается ли ФЛП в регистрации плательщиком НДС. Если да, то ему однозначно необходимо избирать 3 группу, и платить единый налог по ставке 3% от годового дохода (дополнительно учитывая и уплачивая НДС). Потребность в регистрации именно по этой группе возникнет у тех «единщиков», объемы поставок которых в пользу плательщиков НДС превышают/превысят 300.000 гривен за последние 12 календарных месяцев. Если же такой надобности нет, то можно избирать любую из групп исходя из указанных выше требований. Аналогичный выбор между ЕН с НДС или без оного должно сделать и юридическое лицо, желающее остаться плательщиком НДС. Выбирая между первой и второй группой (если они обе доступны для выбора), следует учитывать, что ставки единого налога для первой группы в конкретном регионе могут превышать ставки для второй группы. Ведь согласно п. 293.2 НК ставки ЕН устанавливаются местными советами в зависимости от вида хозяйственной деятельности. И при этом для первой группы плательщиков ЕН устанавливается ставка в размере от 1 до 10 минзарплат, а для второй – от 2 до 20 минзарплат. То есть теоретически возможна ситуация, при которой для лиц, находящихся во второй группе, ставки будут ниже, чем для тех, кто будет платить ЕН, находясь в первой группе. Впрочем, учитывая, что до конца года большинство местных советов вряд ли смогут утвердить ставки ЕН, объективно оценить этот риск вряд ли получится, а потому придется действовать исходя из принципа разумности и надеяться, что местные советы не допустят такой несправедливости. 3. Подать заявление Для избрания или перехода на «упрощенку» согласно п. 298.1.1 НК необходимо подать в орган ГНС заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога. Учитывая, что Закон вступает в силу с 1 января 2012 года, подавать такое заявление следует после 1 января 2012 года. Согласно пп. «г» п. 5 Переходных положений Закона лицам, являющимся сейчас плательщиками единого налога или фиксированного налога, а также для юридических лиц и ФЛП, желающих стать «упрощенцами» согласно требованиям Закона с 1 января 2012 года, необходимо подать такое заявление до 25 января 2012 года включительно. Следует обратить внимание на то, что это требование распространяется только на тех «упрощенцев», которые хотят платить единый налог по-новому уже с 1 января 2012 года. В то же время, согласно п. а) п. 5 Переходных положений Закона, свидетельства об уплате единого налога и патенты об уплате фиксированного налога на 2011 год, является действительным до получения свидетельства плательщика единого налога, но не позднее, чем до 1 июня 2012 года. Эти две нормы можно толковать по-разному. Если подходить с либеральной позиции, то получится, что сегодняшние «единщики» могут пользоваться благами упрощенной системы налогообложения вплоть до 1 июня 2012 года. Такой подход видится вполне логичным, если анализировать только эти две нормы. К тому же в Законе не указано, с какого именно момента Указ Президента теряет силу (зафиксировано лишь, что он прекращает действие в связи с принятием Закона), а потому можно утверждать, что он окончательно «помрет» 1 июня 2012 года. Недостатком такого похода являются: а) его либеральность, которая не понравится налоговикам; б) отсутствие у Закона прямых указаний на возможность применения Указа Президента (а не свидетельств или патентов) после 1 июня 2012 года; в) неурегулированность вопроса зачисления в бюджеты сумм единого и фиксированного налога после 01.01.2012 (при наличии нормы о порядке зачисления таких сумм за последний квартал 2011 года). Учитывая все эти нюансы, не исключено, что налоговая, не обращая особого внимания на пп. «а» п. 5 Переходных положений Закона, будет считать всех «единщиков», не подавших до 25 января 2012 года заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога, плательщиками налогов и сборов на общих основаниях. В таком случае право на применение «упрощенки» после 01.01.2012 года лицам, которые не подали / не могли подать такое заявление вовремя придется отстаивать в суде. Кроме того, следует отметить, что несколько иной порядок регистрации плательщиком единого налога предусмотрен для новообразованных предприятий (подробней об этом см. в материале «Новый порядок получения и аннулирования свидетельства плательщика единого налога»). О самом же заявлении об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога и его содержании читайте в материале «Ю&З» «Заявления об избрании «упрощенки» и о периоде ежегодного отпуска». Отметим лишь, что форма такого заявления должна быть утверждена Минфином. 4. Погасить налоговый долг Как отмечалось выше, плательщиком единого налога с 1 января 2012 года не может быть лицо, имеющее налоговый долг. А потому для продолжения работы на упрощенной системе налогообложения или для перехода на нее все накопившиеся налоговые долги следует погасить. При этом следует учитывать, что согласно п. 14.1.175 НК налоговым долгом считается только сумма согласованного налогового обязательства и пени, начисленной на такое обязательство, не уплаченных налогоплательщиком в срок. То есть неоплата налоговых обязательств и/или штрафных санкций, которые обжалуются в суде, не может служить основанием для отказа в выдаче свидетельства. Также не обязательно уплачивать налоговые обязательства, самостоятельно определенные налогоплательщиком в налоговой декларации раньше времени. Хотя такие обязательства считаются согласованными согласно п. 54.1 НК, но налоговым долгом они могут стать только по истечению 10 дней с момента окончания предельного срока на подачу декларации (для тех, кто на общей системе налогообложения). Плательщики единого налога же должны уплатить ЕН за 2011 год до 20 числа месяца, следующего за отчетным, поскольку согласно пп. «б» п. 5 Переходных положений Закона уплата ЕН за 2011 год осуществляется по правилам, действовавшим в 2011 году. То есть за декабрь 2011 года ЕН должен быть уплачен до 20 января 2012 года. Для предприятия, образованного путем реорганизации, правда, необходимо не только отсутствие долга, но и отсутствие непогашенных налоговых обязательств, возникших в результате реорганизации. Иначе ему могут отказать в выдаче свидетельства плательщика единого налога на основании пп. 2 п. 299.9 НК. 5. Получить свидетельство плательщика единого налога Согласно п. 299.5 НК свидетельство плательщика единого налога выдается органом ГНС бесплатно в течение 10 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком заявления об избрании или переходе на упрощенную систему налогообложения. Впрочем, налогоплательщикам следует быть готовым к тому, что в первые дни нового 2012 года свидетельств у налоговиков может и не быть. Минфин может запоздать с утверждением формы таких бланков, или же их бланки могут элементарно не успеть напечатать. Соответственно, 10-дневный срок органы ГНС на практике могут и не успеть соблюсти. К счастью, законодатель предусмотрел, что в этот период до получения свидетельства по новому образцу будут действовать свидетельства, выданные в 2011 году. Правда, как указано выше, до конца не ясно как, по каким правилам и по какой ставке платить единый налог в этом случае. Евгений Даниленко, «ЮРИСТ & ЗАКОН»

Полезная информация